Конспект урока ОДНКНР в 5 классе по теме
«Семья – хранитель духовных ценностей»
( В классе все дети православные)
Учебник: Виноградова Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Тип урока – Урок усвоения новых знаний
Форма урока: групповая, фронтальная
Методы: кейс-метод, эвристический
Используемые технологии: кейс, ИКТ, игровая, технология сотрудничества
Цель – создание условий для размышлений учащихся на тему «Семья – хранитель духовных ценностей» и осознания её значимости в жизни человека
Планируемые результаты
Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие.
Предметные: овладение представлениями о роли семьи в жизни человека, о вкладе традиционных религий разных народов в духовное величие российской
культуры и о том, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно- нравственной культуры общества.
Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: уметь работать с информацией
Ресурсы урока: компьютер, презентация, кейсы с заданием
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный этап (2 минуты) |
Организация деятельности учащихся | Объединение в мини-группы путём |
на групповую форму работы (в 4 | жеребьёвки (учащиеся вытягивают |
группы) | жетоны и занимают парту с папкой |
| соответствующего цвета) |
| Выбор названия команды |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут) |
Здравствуйте, дети! Начинаем наш урок по нашей традиции: Обратимся к Господу и прочитаем молитву об учении. «Ребята, на прошлом уроке вы получили задание: подготовить презентацию о своей семье». Подготовили? Кто желает выступить? " (спрашиваю по желанию) Мотивирую учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют формулировке темы урока: | Читаем молитву. «Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу». Выполняют мини задания – разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка) |
| Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья) |
| Все родные, с кем живете, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна … (семья) |
| Папа, мама, старший брат, Таня, дедушка Игнат — Много разной тут родни. А все вместе кто они? (семья) |
| Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я, Но все вместе мы — … (семья) |
| Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами: зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла; жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла; красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла |
| Формулируют тему и цель урока. |
3. Актуализация знаний (10 минут) |
Даю задание. Этапы задания: Вопрос: В группах вспомните сказки или притчи о семейных ценностях, расскажите их друг другу в группе (если не могут вспомнить, выбирают из списка наиболее подходящую) Вопрос: Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои? Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям? | Выполняют задание, записывают результаты в лист ответов Оценивают правильность ответов. каждая команда оценивает свои ответы жетонами |
4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут) |
Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных? Пояснение: Но 14 февраля – | (Если учащиеся вспоминают 14 февраля, то я даю пояснение) |
католический праздник. По легенде, | |
римский император Клавдий II | |
запретил людям вступать в брак, чтобы | |
создать более сильную армию. А | |
святой Валентин тайно венчал людей, | |
за что был посажен в темницу и | |
казнён. | |
Но история говорит, что жизнь святого | |
Валентина связана не с любовью, а с | |
трагедией: он был мучеником, | |
пострадавшим за свою веру во времена | |
гонений на христиан в Римской | |
империи. | |
А наш русский праздник? Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности. Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника? Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии» (отрывок из мультфильма) | Кто-нибудь ответит, а если нет, то пояснение учителя. |
Учитель: «Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и | |
Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности» Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать? Учитель: «Вы послушали краткую историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом» («Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же самодержавствуя благоверный князь Павел») (Затем ответ к заданию появляется на слайде) Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?» Учитель: «Оцените работу в группе» Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в День всех влюбленных принято дарить цветы. | Слушают. Анализируют. Отвечают на вопрос, какие качества проявили Пётр и Феврония в своей семейной жизни. Дописывают ценности, которых ещё не было. Выполняют задание Отвечают на вопрос Команды оценивают свои ответы жетонами Слушают, выполняют задание учителя найти в кейсах картинки с цветами и вспомнить, какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности |
5. Первичная проверка понимания (8 минут) |
Учитель: «Важность семейной жизни подчёркивается в религиях народов России. Это является одной из многочисленных ценностей, общих для всех народов и всех религий. В христианстве и иудаизме в числе десяти заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога на горе Синай, есть заповедь (пятая по счёту) «Почитай отца твоего и мать твою». Кроме того, в иудаизме даже существует ряд правил в отношениях между родителями и детьми: запрещено критиковать поведение родителей, сомневаться в правоте их слов нельзя обижать родителей, даже если кажется, что они неправ необходимо помогать родителям родители должны любить детей, заботиться о них, быть внимательными к их просьбам и интересам» (правила отражены на слайде) Ислам говорит о взаимных обязанностях мужа и жены по отношению друг к другу. Буддизм призывает детей помнить обо всём, что сделали для них родители: как они работали, давали образование и воспитание» | Слушают, выполняют задание учителя: Ситуация: Жили по соседству две семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь и взаимопонимание. Супруги, которые постоянно ссорились, завидовали счастливцам. Вот и попросила строптивая хозяйка мужа сходить к соседям и выяснить, в чём секрет их благополучия. Мужчина подошёл к окну соседей и осторожно заглянул в дом. Хозяйка вытирала в комнате пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина, торопясь, поставила хрустальную вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошёл её муж. Он не заметил вазы и уронил её. Дорогая вещь рассыпалась на осколки. И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнётся скандал!» Но, к его удивлению, женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил её!» Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается: каков секрет семейного счастья? А муж ей отвечает: «Понимаешь, всё дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас — каждый прав». Вопросы для обсуждения: Почему в одной семье супруги все время ссорились? Почему в другой семье царили мир и любовь? Можно ли было избежать ссор в семье? Сформулируй главную мысль притчи Проблема для обсуждения: В чём секрет счастливой семьи? Представление результатов: изучив информацию, озвучить свои варианты ответов, создать мини проект в виде памятки: «Правила счастливой семьи» Команды оценивают свои ответы жетонами |
6. Закрепление (8 минут) |
Учитель: Следующее задание «собрать пословицу» (пословицы нарезаны и собраны) Семьёй дорожить – счастливым быть Дом согревает не печь, а любовь и согласие Доброе братство лучше богатства Согласье в семье — богатство Давайте найдем в ваших кейсах еще пословицы Вопрос: а кто скажет, что такое «Пословица» (дополнительный жетон) Проанализируйте, какой смысл каждой пословицы. | Выполняют задание учителя найти в кейсах пакетик с разрезанной пословицей о семье и собрать её, как пазл (На слайде появляются ответы – пословицы) Отвечают на вопрос, чему учат эти пословицы, а затем команды оценивают свои ответы жетонами Учащиеся анализируют и по очереди отвечают (пословицы по количеству групп) Команды оценивают свои ответы жетонами |
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные) Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татары, мусульмане) Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность (лезгины, мусульмане) Дружная семья - долгая жизнь (крымские татары, мусульмане) Учитель: «Давайте подсчитаем жетоны и соответствующее количество баллов» | Подсчитывают жетоны и соответствующее количества баллов: зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла; жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла; красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут) |
Учитель: «Давайте подведем итоги урока. Обратите внимание на доску. Согласны ли вы с ценностями (качествами человека, действиями), которые написаны? В качестве вывода заполните, пожалуйста, анкету «Незаконченное предложение» Закончите предложения: «Основополагающими для семьи являются следующие ценности…» «В мои обязанности как члена семьи входит…» «Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…» |
Приложение
Пётр и Феврония Муромские
Начало «Повести о Петре и Февронии»
«Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же бе самодержавствуя благоверный князь Павел»
Картинки с цветами. Какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности?
Лист рефлексии
Закончите предложения:
«Основополагающими для семьи являются следующие ценности…»
«В мои обязанности как члена семьи входит…»
«Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…»
Библиография
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i- fevronii-muromskix/ (дата обращения: 31.10.2018.)