СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОДНКНР на тему "Семья-хранитель духовных ценностей"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет интересно провести урок, используя разные педагогические технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОДНКНР на тему "Семья-хранитель духовных ценностей"»

Конспект урока ОДНКНР в 5 классе по теме

«Семья – хранитель духовных ценностей»


( В классе все дети православные)


Учебник: Виноградова Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.


Тип урока – Урок усвоения новых знаний

Форма урока: групповая, фронтальная

Методы: кейс-метод, эвристический

Используемые технологии: кейс, ИКТ, игровая, технология сотрудничества


Цель – создание условий для размышлений учащихся на тему «Семья – хранитель духовных ценностей» и осознания её значимости в жизни человека

Планируемые результаты

Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие.

Предметные: овладение представлениями о роли семьи в жизни человека, о вкладе традиционных религий разных народов в духовное величие российской

культуры и о том, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно- нравственной культуры общества.

Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде

Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Познавательные УУД: уметь работать с информацией


Ресурсы урока: компьютер, презентация, кейсы с заданием

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный этап (2 минуты)

Организация деятельности учащихся

Объединение в мини-группы путём

на групповую форму работы (в 4

жеребьёвки (учащиеся вытягивают

группы)

жетоны и занимают парту с папкой


соответствующего цвета)


Выбор названия команды

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся (5 минут)

Здравствуйте, дети! Начинаем наш урок по нашей традиции: Обратимся к Господу и прочитаем молитву об учении.








«Ребята, на прошлом уроке вы получили задание: подготовить презентацию о своей семье». Подготовили? Кто желает выступить? " (спрашиваю по желанию)



Мотивирую учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют

формулировке темы урока:



Читаем молитву. «Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу».







Выполняют мини задания – разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка)


Это слово каждый знает, Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья)


Все родные, с кем живете, Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна … (семья)


Папа, мама, старший брат, Таня, дедушка Игнат — Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)


Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я,

Но все вместе мы — … (семья)


Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами:

  • зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла;

  • жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла;

  • красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла


Формулируют тему и цель урока.

3. Актуализация знаний (10 минут)

Даю задание. Этапы задания:

Вопрос: В группах вспомните сказки или притчи о семейных ценностях, расскажите их друг другу в группе (если не могут вспомнить, выбирают из списка наиболее подходящую)

Вопрос: Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои?

Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям?

Выполняют задание, записывают результаты в лист ответов


Оценивают правильность ответов. каждая команда оценивает свои ответы жетонами

4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)

Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных? Пояснение: Но 14 февраля –

(Если учащиеся вспоминают 14 февраля, то я даю пояснение)

католический праздник. По легенде,


римский император Клавдий II


запретил людям вступать в брак, чтобы


создать более сильную армию. А


святой Валентин тайно венчал людей,


за что был посажен в темницу и


казнён.


Но история говорит, что жизнь святого


Валентина связана не с любовью, а с


трагедией: он был мучеником,


пострадавшим за свою веру во времена


гонений на христиан в Римской


империи.


А наш русский праздник?

Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности.

Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника?

Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии» (отрывок из мультфильма)

Кто-нибудь ответит, а если нет, то пояснение учителя.

Учитель: «Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки

Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и




Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности»


Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать?




Учитель: «Вы послушали краткую историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом» («Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же самодержавствуя благоверный князь Павел») (Затем ответ к заданию появляется на слайде)


Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?»


Учитель: «Оцените работу в группе»



Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в

День всех влюбленных принято дарить цветы.
















Слушают. Анализируют. Отвечают на вопрос, какие качества проявили Пётр и Феврония в своей семейной жизни. Дописывают ценности, которых ещё не было.


Выполняют задание














Отвечают на вопрос




Команды оценивают свои ответы жетонами


Слушают, выполняют задание учителя найти в кейсах картинки с цветами и

вспомнить, какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности


5. Первичная проверка понимания (8 минут)

Учитель: «Важность семейной жизни подчёркивается в религиях народов России. Это является одной из многочисленных ценностей, общих для всех народов и всех религий.

В христианстве и иудаизме в числе десяти заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога на горе Синай, есть заповедь (пятая по счёту)

«Почитай отца твоего и мать твою».

Кроме того, в иудаизме даже существует ряд правил в отношениях между родителями и детьми:

  • запрещено критиковать поведение родителей, сомневаться в правоте их слов

  • нельзя обижать родителей, даже если кажется, что они неправ

  • необходимо помогать родителям

  • родители должны любить детей, заботиться о них, быть внимательными к их просьбам и интересам» (правила отражены на слайде)

Ислам говорит о взаимных обязанностях мужа и жены по отношению друг к другу. Буддизм призывает детей помнить обо всём, что сделали для них родители: как они

работали, давали образование и воспитание»

Слушают, выполняют задание учителя:

Ситуация:

Жили по соседству две семьи. В одной из них супруги постоянно ссори­лись и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь и взаимопони­мание. Супруги, которые постоянно ссорились, завидовали счастливцам. Вот и попросила строптивая хозяйка мужа сходить к соседям и выяснить, в чём секрет их благополучия.
Мужчина подошёл к окну соседей и осторожно заглянул в дом. Хозяйка вытирала в комнате пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина, торо­пясь, поставила хрустальную вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошёл её муж. Он не заметил вазы и уронил её. Дорогая вещь рас­сыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнётся скандал!» Но, к его удив­лению, женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил её!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается: каков секрет семейного счастья? А муж ей отвечает: «Понимаешь, всё дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас — каждый прав».

Вопросы для обсуждения:

Почему в одной семье супруги все время ссорились?

Почему в другой семье царили мир и любовь?

Можно ли было избежать ссор в семье?

Сформулируй глав­ную мысль притчи

Проблема для обсуждения:

В чём секрет счастливой семьи?

Представление результатов: изучив информацию,  озвучить  свои варианты ответов, создать мини проект в виде памятки: «Правила счастливой семьи»



Команды оценивают свои ответы жетонами

6. Закрепление (8 минут)

Учитель: Следующее задание «собрать пословицу» (пословицы нарезаны и собраны)

Семьёй дорожить – счастливым быть Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Доброе братство лучше богатства Согласье в семье — богатство



Давайте найдем в ваших кейсах еще пословицы

Вопрос: а кто скажет, что такое

«Пословица» (дополнительный жетон) Проанализируйте, какой смысл каждой пословицы.

Выполняют задание учителя найти в кейсах пакетик с разрезанной пословицей о семье и собрать её, как пазл

(На слайде появляются ответы – пословицы)

Отвечают на вопрос, чему учат эти пословицы, а затем команды оценивают свои ответы жетонами


Учащиеся анализируют и по очереди отвечают (пословицы по количеству групп)

Команды оценивают свои ответы жетонами


Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные)

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татары, мусульмане)

Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность (лезгины, мусульмане)

Дружная семья - долгая жизнь (крымские татары, мусульмане)


Учитель: «Давайте подсчитаем жетоны и соответствующее количество баллов»










Подсчитывают жетоны и соответствующее количества баллов:

  • зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла;

  • жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла;

  • красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут)

Учитель: «Давайте подведем итоги урока. Обратите внимание на доску. Согласны ли вы с ценностями (качествами человека, действиями), которые написаны? В качестве вывода заполните, пожалуйста, анкету «Незаконченное предложение»

Закончите предложения:

«Основополагающими для семьи являются следующие ценности…»

«В мои обязанности как члена семьи входит…»

«Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…»


Приложение

Пётр и Феврония Муромские


Начало «Повести о Петре и Февронии»

«Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же бе самодержавствуя благоверный князь Павел»


Картинки с цветами. Какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности?


Лист рефлексии

Закончите предложения:

«Основополагающими для семьи являются следующие ценности…»

«В мои обязанности как члена семьи входит…»

«Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…»


Библиография
  1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.

  1. Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i- fevronii-muromskix/ (дата обращения: 31.10.2018.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!