СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Огонь, газ, вода. Правила экономии денежных средств при экономном использовании ресурсов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  разработан и проведен в рамках районного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года 2020"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Огонь, газ, вода. Правила экономии денежных средств при экономном использовании ресурсов".»

Открытый урок в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2020»

Зуева Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 им. К.С. Заслонова

г. Невель Псковской области



Конспект интегрированного урока по окружающему миру

и финансовой грамотности 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Огонь, вода и газ. Основные правила экономии денежных средств, при бережном использовании газа, воды и света.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

- познакомить с правилами поведения в экстренных ситуациях;

- освоить элементарные навыки экономии;

- научить решать простые задачи – расчеты по экономике.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика, финансовая грамотность, литературное чтение.

Планируемые результаты:

- Знать, какую опасность несут в себе огонь, газ и вода и как справиться с чрезвычайной ситуацией.

- Уметь рассчитывать простейшие способы экономии воды, газа и электричества, как основных источников чрезвычайных ситуаций в доме.

Ресурсы: Наглядный и раздаточный материал по теме урока, учебник «Окружающий мир» 2 часть, Плешаков, листы для составления алгоритма действий.

Сигнальные карточки зелёного, красного и жёлтого цветов, презентация урока.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, работа в группах, публичное выступление.


Ход урока.

  1. Организационный момент. (0,5 минуты)

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.

Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь в классе, пожелайте удачи друг другу. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поприветствуйте их своими улыбками.

Улыбка – уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь – пора начинать!


  1. Мотивация к учебной деятельности. (1,5 минуты)

-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»?  Что будем изучать в этом разделе?

- Значительную часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

- Какие же опасности нас могут подстерегать дома, вы узнаете, отгадав загадки.

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ)

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (электричество)

-Кто назовет тему нашего урока?

- Как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом на данный момент.

Зелёный смайлик- знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту

Красный смайлик – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.

Жёлтый смайлик  - я не уверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных ситуациях.


- Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (деньги)
- Как это может быть связано с темой нашего сегодняшнего урока?

(мы платим деньги за пользование водой, газом и электричеством)

- Подумайте, можно ли платить меньше? Как?

Вот это и будет нашим маленьким открытием на уроке.

  1. Формулирование темы и цели урока. (0,5 минуты)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(«Огонь, вода, газ». Как сэкономить деньги правильно используя свет, воду и газ»)

- Какие учебные задачи вы поставите на урок?

-Я тоже подготовила задачи на урок:

1задача. Определить причины возникновения пожара.

2 задача. Узнать алгоритм действия при возникновении пожара, утечке газа, прорыве водопровода.

3 задача. Изучить правила пожарной безопасности и научиться соблюдать их.

4 задача. Научиться выполнять простые вычисления как можно сэкономить на платежах за свет, газ и воду.

  1. Работа над новой темой.

а) объяснение нового материала с опорой на знания обучающихся.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего.

-Как случаются пожары? Назовите причины.

- Давайте проверим ваши ответы.

  • неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)

  • забывчивость людей (забыл выключить)

  • искра (печь, камин, бенгальские огни)

  • перегрузка электросети

  • спички (игры со спичками)

  • керосин, бензин, газ.

-Кто же является главными виновниками пожаров?

- Ребята, а что сильнее огня?

-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Какие последствия могут быть?

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы.

- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему?

Во-первых, им можно отравиться.

Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

-Мы с вами познакомились с причинами. Давайте составим алгоритм действий при той или иной ситуации.

а) работа парами и в командах.

- Сейчас нам предстоит работа по командам. У нас есть три команды. Ваша задача: обсудив ответ в парах, помочь всей команде составить наиболее точный алгоритм действия при возникновении чрезвычайной ситуации. На каждой парте в большом конверте есть белый лист с рисунком. На этом листе вы и будете записывать ваши действия, пользуясь учебником. 1 группа будет готовиться рассказать нам о воде, поэтому вы открываете учебник на с.5; 2 группа – о газе, открывайте учебник на с.6; 3 группа – об огне, в учебнике с.4. Очень коротко и точно вы должны сделать эту работу в течение 5 минут. Итак, время пошло, приступаем к работе.

(работа в группах, составление алгоритма ). (Приложение 1)

- Время вышло, пора доложить о проделанной работе всем. Выберите в каждой группе докладчика, а остальные внимательно слушайте и будете дополнять своего товарища.

б) Доклады обучающихся. (4 минуты)

По мере рассказа учеников, на доске открываются основные правила бережного пользования ресурсами.

- Итак, какой же вывод можно сделать из всех ваших докладов?

(нужно правильно использовать газ, огонь и воду, чтобы не произошло ЧП)

- Молодцы, всё верно!

- давайте ещё раз вспомним номера телефонов экстренных служб, которые необходимо помнить, чтобы во время вызвать помощь.

- Пожарная охрана – 01!

- Газовая служба – 04!

- Как ещё можно вызвать помощь? Какой номер телефона поможет? (112)

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам потренироваться. Представьте, что у вас на столе стоит телефон. Выберите в каждой команде человека, который покажет нам, как правильно вызвать пожарную охрану

Практическая игра «Вызов по телефону пожарной службы».

(1 минута)

Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

называть адрес,

сообщить, где горит;

свой номер телефона;

свою фамилию;

как лучше подъехать к дому;

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (0,5 минуты)

Мы работали усердно, пришло время отдохнуть. Я предлагаю вам сыграть в игру «Запрещается-разрешается»

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

Бросать горящие спички в помещениях.

 Защищать дом от пожара.

Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

 Кричать и звать на помощь взрослых.

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

 Дышать через мокрое полотенце.

- Молодцы, а теперь дальше за работу!


в) решение задач по экономике (6 минут)

Мы с вами сделали вывод о том, что если бережно использовать газ, огонь, электричество и воду, то никаких чрезвычайных ситуаций не возникнет. В начале урока мы сказали, что все эти понятия связаны ещё и с деньгами.
- А как вы думаете, как связаны деньги и бережное отношение к ресурсам?

- Правильно, можно ещё и сэкономить деньги на этом!

Вот сейчас мы с вами подсчитаем, сколько примерно можно сэкономить на простых правилах бережливости.

- У каждой группы в конверте есть зеленый лист, на котором описана проблема какой-то семьи. Ваша задача – попробовать найти решение этой проблемы и подсчитать сэкономленные на этом денежные средства. Каждая сумма, которую вы найдете, будет занесена на наш коллаж, который называется «Мы экономим на мечту!» Сегодня мы только начнём его заполнение, но, я уверена, что вы обязательно продолжите это увлекательное занятие и к концу учебного года у вас обязательно накопится очень приличная сумма.


(У каждой группы лист с описанием проблемы, и лист с алгоритмом решения экономической задачи. После решения задачи, дети записывают полученную сумму на рисунок и готовятся озвучить своё решение. Результат заносится на лист ватмана) (Приложение 2)

  1. Закрепление изученного. (2 минуты)

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили об основных правилах поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Давайте ещё раз вспомним,

-Подведём итог, вода, огонь, газ для людей друзья, но при неосторожном и небрежном обращении они становятся для нас врагами. Поэтому 27.12.1990 года, появилась такая профессия, как спасатель. Статистика за 2019 года показывает, что сотрудниками МЧС было спасено более 250 тыс. человек. И конечно, нельзя не вспомнить о трагедии 2018 года в Магнитогорске, где произошла страшная авария. Взорвался газ. Погибло 6 человек, 24 были спасены. Среди них 10 месячный младенец, который провёл на морозе 35 часов.

- Чтобы не было таких трагедий, необходимо выполнять правила безопасности.

- А теперь, как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом в конце. Покажите листок.

Зелёный смайлик- знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту

Красный смайлик – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.

Жёлтый смайлик - я не уверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных


  1. Рефлексия. (1 минута)


На столе перед вами лежит лист самооценки, заполните его пожалуйста.

Инструмент оценивания. Лист самооценки.

6.Критерии оценивания

1. Активно работал(а) на уроке 1 балл

2. Я внес (-ла) большой вклад в работу группы 1 балл

3. Соблюдал(а) культуру общения 1 балл

3 балла «5»

2балла «4»

1 балл «3»

0 баллов «2»

Листы сдайте мне, пожалуйста.

Вы большие молодцы! Мы очень много сделали на уроке, все были активны, но особенно хочу выделить……. Вам за урок отметка 5!

Ребята, у меня к вам большая просьба: на доске вы видите 4 белых столбика, на которых обозначены задачи, выполненные на уроке. У каждого из вас есть стикер. Уходя из класса, Приклейте свой стикер к столбику с задачей урока, которая вам больше всего понравилась

7.Домашнее задание

с.4-6 читать, тетрадь с. 3-4 №2-4


.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!