Открытый урок в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2020»
Зуева Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 им. К.С. Заслонова
г. Невель Псковской области
Конспект интегрированного урока по окружающему миру
и финансовой грамотности 3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Огонь, вода и газ. Основные правила экономии денежных средств, при бережном использовании газа, воды и света.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
- познакомить с правилами поведения в экстренных ситуациях;
- освоить элементарные навыки экономии;
- научить решать простые задачи – расчеты по экономике.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, финансовая грамотность, литературное чтение.
Планируемые результаты:
- Знать, какую опасность несут в себе огонь, газ и вода и как справиться с чрезвычайной ситуацией.
- Уметь рассчитывать простейшие способы экономии воды, газа и электричества, как основных источников чрезвычайных ситуаций в доме.
Ресурсы: Наглядный и раздаточный материал по теме урока, учебник «Окружающий мир» 2 часть, Плешаков, листы для составления алгоритма действий.
Сигнальные карточки зелёного, красного и жёлтого цветов, презентация урока.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, работа в группах, публичное выступление.
Ход урока.
Организационный момент. (0,5 минуты)
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему видно каждый из вас.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.
Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь в классе, пожелайте удачи друг другу. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поприветствуйте их своими улыбками.
Улыбка – уверенность. Что ж, так держать!
За парты садитесь – пора начинать!
Мотивация к учебной деятельности. (1,5 минуты)
-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? Что будем изучать в этом разделе?
- Значительную часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Какие же опасности нас могут подстерегать дома, вы узнаете, отгадав загадки.
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ)
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (электричество)
-Кто назовет тему нашего урока?
- Как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом на данный момент.
Зелёный смайлик- знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту
Красный смайлик – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.
Жёлтый смайлик - я не уверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных ситуациях.
- Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (деньги)
- Как это может быть связано с темой нашего сегодняшнего урока?
(мы платим деньги за пользование водой, газом и электричеством)
- Подумайте, можно ли платить меньше? Как?
Вот это и будет нашим маленьким открытием на уроке.
Формулирование темы и цели урока. (0,5 минуты)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(«Огонь, вода, газ». Как сэкономить деньги правильно используя свет, воду и газ»)
- Какие учебные задачи вы поставите на урок?
-Я тоже подготовила задачи на урок:
1задача. Определить причины возникновения пожара.
2 задача. Узнать алгоритм действия при возникновении пожара, утечке газа, прорыве водопровода.
3 задача. Изучить правила пожарной безопасности и научиться соблюдать их.
4 задача. Научиться выполнять простые вычисления как можно сэкономить на платежах за свет, газ и воду.
Работа над новой темой.
а) объяснение нового материала с опорой на знания обучающихся.
С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего.
-Как случаются пожары? Назовите причины.
- Давайте проверим ваши ответы.
неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
забывчивость людей (забыл выключить)
искра (печь, камин, бенгальские огни)
перегрузка электросети
спички (игры со спичками)
керосин, бензин, газ.
-Кто же является главными виновниками пожаров?
- Ребята, а что сильнее огня?
-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Какие последствия могут быть?
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему?
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
-Мы с вами познакомились с причинами. Давайте составим алгоритм действий при той или иной ситуации.
а) работа парами и в командах.
- Сейчас нам предстоит работа по командам. У нас есть три команды. Ваша задача: обсудив ответ в парах, помочь всей команде составить наиболее точный алгоритм действия при возникновении чрезвычайной ситуации. На каждой парте в большом конверте есть белый лист с рисунком. На этом листе вы и будете записывать ваши действия, пользуясь учебником. 1 группа будет готовиться рассказать нам о воде, поэтому вы открываете учебник на с.5; 2 группа – о газе, открывайте учебник на с.6; 3 группа – об огне, в учебнике с.4. Очень коротко и точно вы должны сделать эту работу в течение 5 минут. Итак, время пошло, приступаем к работе.
(работа в группах, составление алгоритма ). (Приложение 1)
- Время вышло, пора доложить о проделанной работе всем. Выберите в каждой группе докладчика, а остальные внимательно слушайте и будете дополнять своего товарища.
б) Доклады обучающихся. (4 минуты)
По мере рассказа учеников, на доске открываются основные правила бережного пользования ресурсами.
- Итак, какой же вывод можно сделать из всех ваших докладов?
(нужно правильно использовать газ, огонь и воду, чтобы не произошло ЧП)
- Молодцы, всё верно!
- давайте ещё раз вспомним номера телефонов экстренных служб, которые необходимо помнить, чтобы во время вызвать помощь.
- Пожарная охрана – 01!
- Газовая служба – 04!
- Как ещё можно вызвать помощь? Какой номер телефона поможет? (112)
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам потренироваться. Представьте, что у вас на столе стоит телефон. Выберите в каждой команде человека, который покажет нам, как правильно вызвать пожарную охрану
Практическая игра «Вызов по телефону пожарной службы».
(1 минута)
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
называть адрес,
сообщить, где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
как лучше подъехать к дому;
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (0,5 минуты)
Мы работали усердно, пришло время отдохнуть. Я предлагаю вам сыграть в игру «Запрещается-разрешается»
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
- Молодцы, а теперь дальше за работу!
в) решение задач по экономике (6 минут)
Мы с вами сделали вывод о том, что если бережно использовать газ, огонь, электричество и воду, то никаких чрезвычайных ситуаций не возникнет. В начале урока мы сказали, что все эти понятия связаны ещё и с деньгами.
- А как вы думаете, как связаны деньги и бережное отношение к ресурсам?
- Правильно, можно ещё и сэкономить деньги на этом!
Вот сейчас мы с вами подсчитаем, сколько примерно можно сэкономить на простых правилах бережливости.
- У каждой группы в конверте есть зеленый лист, на котором описана проблема какой-то семьи. Ваша задача – попробовать найти решение этой проблемы и подсчитать сэкономленные на этом денежные средства. Каждая сумма, которую вы найдете, будет занесена на наш коллаж, который называется «Мы экономим на мечту!» Сегодня мы только начнём его заполнение, но, я уверена, что вы обязательно продолжите это увлекательное занятие и к концу учебного года у вас обязательно накопится очень приличная сумма.
(У каждой группы лист с описанием проблемы, и лист с алгоритмом решения экономической задачи. После решения задачи, дети записывают полученную сумму на рисунок и готовятся озвучить своё решение. Результат заносится на лист ватмана) (Приложение 2)
Закрепление изученного. (2 минуты)
Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили об основных правилах поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Давайте ещё раз вспомним,
-Подведём итог, вода, огонь, газ для людей друзья, но при неосторожном и небрежном обращении они становятся для нас врагами. Поэтому 27.12.1990 года, появилась такая профессия, как спасатель. Статистика за 2019 года показывает, что сотрудниками МЧС было спасено более 250 тыс. человек. И конечно, нельзя не вспомнить о трагедии 2018 года в Магнитогорске, где произошла страшная авария. Взорвался газ. Погибло 6 человек, 24 были спасены. Среди них 10 месячный младенец, который провёл на морозе 35 часов.
- Чтобы не было таких трагедий, необходимо выполнять правила безопасности.
- А теперь, как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом в конце. Покажите листок.
Зелёный смайлик- знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту
Красный смайлик – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.
Жёлтый смайлик - я не уверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных
Рефлексия. (1 минута)
На столе перед вами лежит лист самооценки, заполните его пожалуйста.
Инструмент оценивания. Лист самооценки.
6.Критерии оценивания
1. Активно работал(а) на уроке 1 балл
2. Я внес (-ла) большой вклад в работу группы 1 балл
3. Соблюдал(а) культуру общения 1 балл
3 балла «5»
2балла «4»
1 балл «3»
0 баллов «2»
Листы сдайте мне, пожалуйста.
Вы большие молодцы! Мы очень много сделали на уроке, все были активны, но особенно хочу выделить……. Вам за урок отметка 5!
Ребята, у меня к вам большая просьба: на доске вы видите 4 белых столбика, на которых обозначены задачи, выполненные на уроке. У каждого из вас есть стикер. Уходя из класса, Приклейте свой стикер к столбику с задачей урока, которая вам больше всего понравилась
7.Домашнее задание
с.4-6 читать, тетрадь с. 3-4 №2-4
.