СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»

Проект урока окружающего мира в 4 классе

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Цель: создать условия для успешного усвоения знаний по теме «полезные ископаемые»


Задачи:

  • сформировать понятие «полезные ископаемые»;

  • познакомить с разнообразием полезных ископаемых и способами их добычи;

  • познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

  • развивать познавательную активность; умение характеризовать объекты окружающего мира; экологическое мышление;

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.


Основное содержание темы, термины и понятия:

  • познакомить с терминами «полезные ископаемые», «месторождение», «геолог»;

  • познакомить с условными знаками полезных ископаемых и способами добычи;

  • формировать умение работать с картой «Полезные ископаемые»;

  • указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.


Планируемые результаты:

Личностные:

Умение:

  • ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила бережного использования полезных ископаемых;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметные

Познавательные:

Умение:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один ша;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Регулятивные:

Умение:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Коммуникативные:

Умение:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметные:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере: знакомство с терминами месторождение», «Полезные ископаемые», «геолог»; умение работать с картой «Полезные ископаемые»; условные знаки полезных ископаемых, способы добычи; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.

  • В ценностно-ориентационной сфере: воспитание позитивно эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; бережного использования полезных ископаемых.


Организация образовательного пространства

Оборудование:

  • карта «Полезные ископаемые»;

  • карточки для фиксации выводов;

  • листы бумаги;

  • образцы полезных ископаемых;

  • картинки с методами исследований.

Инновационное оборудование:

Используемое инновационное оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран (или интерактивная доска)

  • Видеокамера

Ресурсы, в том числе электронные:

  • Мультимедийная презентация.

Межпредметные связи:

  • русский язык;

Формы работы:

  • фронтальная (Ф);

  • в группе (Г).


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


    1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Настроенье каково?

- Во!!!

Значат, будем начинать

Мир чудесный открывать

Для себя и для друзей.

К новым знаниям скорей!

Сегодня вы будете работать в группах

Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Сядьте и выберите ответственных в своих группах.


    1. Актуализация знаний. Проверка д.з.

- В начале урока вспомним, как называет раздел, который мы изучаем? (слайд)

(Путешествие по поверхности и недрам Земли).

- Что же такое недра?

(В толковом словаре Ожегова это то, что находится под земной поверхностью).

- Какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?

(Какие реки, города расположены на территории РФ)

- Найти и показать на карте столицу.

- Найти и показать на карте наш областной центр.

- Что вы можете сказать о нем?

(был основан 3 мая 1663 года. В 2023 году исполнится 360 лет. Был основан для прикрытия щитом и мечом мирное население растущего российского государства от набегов кочевников на левом берегу реки Пензы, от которой получил свое название.)

Что включают в себя природные богатства? (Воду, воздух, полезные ископаемые, почву, растения и животные).

- Для чего нужна физическая карта?

( на ней подробно показан рельеф местности, заповедники, города, моря, реки, природные богатства).

-Что включают в себя природные богатства?

(вода, воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые)


3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

- Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)

- Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. (слайд). Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.

- А что внутри (в недрах) -?

-Как вы думаете, о чем идет речь? (Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…)


Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!


Учитель. О каких богатствах пойдет речь?  (О полезных ископаемых)

Сформулируйте тему нашего урока (слайд)

(Полезные ископаемые)

- Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.

Кто эти люди? (геологи)

- Верно.


Рассказ геолога (подготовленного ученика):

Я  геолог, специалист по геологии. А геология  наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов – дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.

Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.

Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.


УчительТак чем же занимаются геологи? (Разведкой полезных ископаемых)


-Вы как геологи, как думаете, какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?


(Слайд )

  • Что называют ископаемым?

  • Почему они полезные?

  • Какие бывают полезные ископаемые?

  • Как находят полезные ископаемые? Кто их находит?

  • Как добывают полезные ископаемые?

  • Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?


- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые) (Слайд )

- Верно, молодцы!

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Что будем узнавать?

познакомиться

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;

  • со способами их добычи;

  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

узнать

  • важную роль полезных ископаемых в экономике страны



- Как можно что-то исследовать? Какими методами? (Как можно получить информацию?)

(Наблюдатьпрочитатьспросить у кого-топоиск в Интернетепозвонить другутелепередачиподумать  «я знаю!»)


    1. Учебно-познавательная деятельность


1 задание Словарная работа

- Исходя из названия темы урока, попробуйте определить, что такое полезные ископаемые? (посовещайтесь в группах и выскажите свои предположения)

- От каких слов образовались полезные ископаемые? (Польза) Ископаемые? (Копать) 

- Как вы понимаете значение этих слов? (Полезные, потому что служат человеку, ископаемые, потому что извлекаются из недр земли)

- Обратимся к учебнику и проверим ваши предположения стр. 82

- Совпали ваши предположения? (Да.)

- Иногда полезные ископаемые называют «сокровищами недр Земли» или «Природными богатствами», либо «Кладовыми Земли».

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, - это полезные ископаемые.


Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Где они встречаются? (Они встречаются во всех районах нашей страны)

Как называются скопления полезных ископаемых? (Скопление полезных ископаемых называют месторождениями).

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.


2 задание Практическая работа «Разнообразие полезных ископаемых».

Форма работы: Г

Учитель. Какие полезные ископаемые вы знаете?

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.


Учитель. Прочитайте в учебнике, на какие группы можно разделить полезные ископаемые?


Полезные ископаемые делятся на твёрдые, жидкие, газообразные.

1.Твердые полезные ископаемые.

2.Жидкие полезные ископаемые.

3.Газообразные полезные ископаемые.


Практическая работа: У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. (Слайд )

- Сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств гранита, известняка, глины, каменного уголя, нефти, песка)

Представьте на минутку, что вы находитесь не в классе, а в научной лаборатории. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Вам нужно провести опыт. При работе разрешается воспользоваться атласом- определителем «От Земли до Неба», но прежде давайте выясним, что означают некоторые слова. У ребят из групп были индивидуальные задания.

(Слайд )

-Что такое лаборатория?

(Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.)

–А что такое опыт?

(Опыт – проверка какого-либо предположения или гипотезы на практике.)

– Какие законы мы должны соблюдать при работе в лаборатории?

(Слайд )

  • Все участвуют в работе.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

  • Соблюдать технику безопасности.

  • По окончании работы подать сигнал

Все опыты проводятся по инструкции. Инструкции к опытам лежат у вас на столах.

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 37 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. На эту работу вам отводится 5 минут.

(Слайд )


Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

(Слайд )


Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем зачитывают.


- Итак, давайте проверим ваши работы. Первая группа прочитайте ваши результаты)

Название

Основные свойства

Использование




Гранит

Зернистый, твёрдый и прочный

Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников

Известняк

Белого, чёрного или розового цвета

Строительство, мел, мрамор

Глина

Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч

Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи

Нефть

Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча

Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло

Железная руда

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.

Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.

- Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?

-Верно. Узнаем, где их применяют. Для чего добывают.

- К какому выводу пришли ваши группы. Для чего добывают полезные ископаемые?

А кто знает какие полезные ископаемые добывают в нашей Пензенской области?

(глина, известняк, песок, мел)

В Чаадаевке добывают кварцевый песок, в Никольском районе большие залежи доломита.

Богата наша область и запасами торфа, но из-за того, вести разработку хлопотно и затратно, несмотря на дороговизну сырья. Его предпочитают ввозить из других регионов.


    1. Физминутка


Мы геологами станем

Да? – Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да? – Да! (хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная рука (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь (плывут)

Её не пролетишь (крылья)

Надо напрямик!

Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!

Да? – Да! (хлопок над головой)


- А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

Обратимся к уже полученным нами знаниям на этом уроке. Какими по своим свойствам бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими, газообразными). Полезные ископаемые добываются в зависимости от свойств полезных ископаемых, месторождений.

Используя учебник на стр. 85, и сообщения

обсудите вопрос: где добывают полезные ископаемые. Что такое месторождение.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

- Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)

- А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)


    1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Задание 1: «Условные знаки полезных ископаемых». Работа по карте.

Учитель. Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?

Метод исследования – личный опыт, наблюдения.


Задание 2: «Добыча полезных ископаемых»


Дополнительно можно заслушать готовые сообщения детей.


Уголь

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.


Нефть


Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах - нефтеналивных танкерах.


Природный газ

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.


Задание 3: «Правила бережного использования». Работа с тестом в учебнике.

Учитель. Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по - хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Прочитайте текст в учебнике, какие правила бережного использования нужно соблюдать?

Обучающиеся читают.


Учитель дополняет.

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Добывать природные богатства становится всё труднее.

Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.

Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.

Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?


Правила бережного использования:

1.Экономно использовать.

2.Оберегать от пожаров.

3.Соблюдать правила перевозки.

4.Заменять по возможности искусственными материалами.


6. Диагностика качества освоения темы


Цель: установить степень усвоения темы «Полезные ископаемые»


Задание 1: «Свойства полезных ископаемых». Работа по карточкам.


Учитель. Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

Второй вариант - свойства нефти и глины.

1.горючее 9.сыпучее

2.твердое 10.легче воды

3.жидкость 11.газообразное

4.тяжелее воды 12.белого цвета

5.черного цвета 13.пластичное

6.желтого цвета 14.плохо пропускает воду

7.хрупкое 15. коричневого или белого цвета

8.имеет запах


Ответ:

каменный уголь: 1, 4, 5, 7

песок: 2, 4, 6,10, 9;

нефть: 1, 3, 8,11;

железная руда: 2, 4, 5, 14.


Задание 2: «Полезные ископаемые». Кроссворд.


Загадки про полезные ископаемые

Учитель.

1.Что за странный камень это?

Непонятного он цвета...

Он из зёрен состоит,

Называется:

Гранит


2.Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение.

Известняк


3.Это мастep белый, белый, -

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Мел


4.Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Песок


5.По трубе течет,

пироги печет.

Газ



6.Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.

Нефть


7.Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Торф


8.Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи:

Руда


9.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

Уголь



Задание 3: «Условные знаки»

Учитель. Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!



7. Рефлексивная деятельность


Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.


Самоанализ и самооценка ученика

Задание «Синквейн»

Учитель. Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:

1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (2 прилагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).


Образец.

Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

Недра.


8. Д.з. (слайд)





Приложение

Карта исследования полезного ископаемого

Название

Основные свойства

Использование

Гранит




Известняк




Глина




Каменный уголь




Нефть




Железная руда






Инструкция

1. Название полезного ископаемого.

2. Свойства:

а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое

3. Применение.


Правила работы в группе

  • Все участвуют в работе.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

  • Соблюдать технику безопасности.

  • По окончании работы подать сигнал








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!