СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Растения родного края: названия и краткая характеристика."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Растения родного края: названия и краткая характеристика."»


Урок окружающего мира

Класс:

Учитель: Фидоренко Н.Н.

Тема: Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения

Цель: формирование убеждения у обучающихся о растениях Оренбургской области

УУД: Способствовать формированию знаний о растениях Оренбургской области; растениях, занесенных в Красную книгу Оренбургской области; прививать детям этические качества личности. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи, развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться и сотрудничать с одноклассниками

Ход урока


  1. Мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний

- Мы начнем урок я хочу начать со стихотворения М. Исаковского «С чего начинается Родина?»

- Внимательно послушайте и скажите, о какое растении говорится в отрывке этого стихотворения?

С чего начинается Родина? 
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей, 
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается 
С той песни, что пела нам мать, 
С того, что в любых испытаниях 
У нас никому не отнять.


С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки, что во поле, 
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается 
С весенней запевки скворца 
И с этой дороги проселочной, 
Которой не видно конца.


- О берёзке.

- Как она выглядит? Опишите её. (Показать картинку)

-Береза- дерево-символ нашей Родины. Она растёт везде, и в нашей Оренбургской области тоже.

  1. Целеполагание

- Отгадайте загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. (растения)

- Тема нашего урока «Растения родного края» (на доске)

-Как наш край называется?

- Будем наблюдать за растениями Оренбургской области. Выявим лекарственные растения, ядовитые и растения Красной книги нашей области.

- Где нам это может пригодиться? (чтобы знать растения, уметь различать, рассказать о них своим родным дома, своим друзьям и знакомым.)

- Как можно это сделать? Выскажите свое мнение (найти информацию в интернете, энциклопедии, учебнике, на уроке)

Р астения родного края

Лекарственные

Красной книги


Ядовитые



Душица обыкновенная

Солодка лютик едкий тюльпан Шренка

Мать-и мачеха вороний глаз водяной орех

Зверобой волчье лыко венерин башмачок

Иван-чай ирис карликовый

Шиповник Сон- трава

Чистотел

Календула

Полынь горькая

  1. Изучение нового.

- Ребята, вы готовили дома сообщения о растениях Оренбургской области. Представьте свои работы.

Подготовленный ученик читает, а вы внимательно слушайте, будем определять, в какую группу растений отнести.

- Достаточно. Молодцы!

- О какой группе мы еще не сказали? (о ядовитых)

- Об этой группе я вам расскажу. Очень ядовитое – вороний глаз. Внимательно рассмотрите и запомните! Трогать его нельзя, рвать, нюхать. Почему оно так называется? (ягода в середине похожа на глаз вороны). Ещё одно растение- лютик едкий или куриная слепота – это народное название многолетнего ядовитого растения лютика едкого. Такое имя эта растительная культура получила за необычную структуру ярких золотисто-желтых цветов, отражающих солнечные лучи и буквально «слепящие глаза».
другой версии «куриной слепотой» его называют ввиду того что этот цветок выделяет ядовитый летучий газ, который раздражает глаза.


Если будет время загадки:

- Отгадайте следующие растения:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)


Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

 

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

 

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)



Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)


- Что объединяет все эти растения? (лекарственные растения)

Многие виды растений Оренбургской области являются полезными для человека или животных. Из них получают лекарства, эфирные масла, краски и пряжу.

В составе оренбургской флоры насчитывается около 125 видов лекарственных растений.

Работа в парах.

Карточки.

Задание . «Укажи лишнее»

В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. Знаешь ли ты опасные растения? Прочитай названия растений и укажи лишнее.

1.  Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.

2.  Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.

3.  Белена, календула, пустырник, тысячелистник.

Ответ

1Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.

2.  Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.

3.  Белена, календула, пустырник, тысячелистник.

К сведению!

Около 100 видов дикой относятся к группе плодово-ягодных растений. Витаминные растения — ежевика сизая, земляника лесная, клубника степная, вишня степная, слива колючая (терн), водяной орех (чилим) и др. Высоким содержанием крахмала отличаются рогозы, кувшинка белая, кубышка желтая.

Более 300 видов растений Оренбуржья принадлежат к числу медоносных. Весенними медоносами являются акация желтая, рябина обыкновенная, ивы, мать-и-мачеха, клубника степная. Летние медоносы — липа мелколистная, мышиный горошек, донники желтый и белый, цикорий обыкновенный, малина и др.

Растительность Оренбургской области длительное время подвергается воздействию человека, негативными примерами которого являются распашка земель, рубка лесов, разработка полезных ископаемых, внесение удобрений и ядохимикатов. Некоторые виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения. В Красную книгу Оренбургской области занесен 41 вид растений.

  1. Творческое задание.

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и я, и ты – Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты И деревья, и кусты...

И не будет красоты. И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

Как вы понимаете эти слова?

-Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»

В Красной книге Оренбургской области представлено 44 вида растений, из них отмечено в заповеднике 23 вида.

Книжка-малышка «Береги растения!»


  1. Рефлексия.

- Расскажите, о чем расскажите дома своим родным, друзьям? ( о ядовитых, лекарственны и т.д.)

Мне было интересно…

Я узнал….

Домашнее задание: повторить изученный материал о растениях, рассказать семье о лекарственных растениях, ядовитых, редких растениях.


































Растения

родного

края






Лекарственные

Ядовитые

Красной книги







































Охранять природу – значит охранять Родину.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!