Урок окружающего мира
Класс: 3б
Учитель: Фидоренко Н.Н.
Тема: Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения
Цель: формирование убеждения у обучающихся о растениях Оренбургской области
УУД: Способствовать формированию знаний о растениях Оренбургской области; растениях, занесенных в Красную книгу Оренбургской области; прививать детям этические качества личности. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи, развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться и сотрудничать с одноклассниками
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
2. Актуализация знаний
- Мы начнем урок я хочу начать со стихотворения М. Исаковского «С чего начинается Родина?»
- Внимательно послушайте и скажите, о какое растении говорится в отрывке этого стихотворения?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
- О берёзке.
- Как она выглядит? Опишите её. (Показать картинку)
-Береза- дерево-символ нашей Родины. Она растёт везде, и в нашей Оренбургской области тоже.
Целеполагание
- Отгадайте загадку.
Дышит, растет,
А ходить не может. (растения)
- Тема нашего урока «Растения родного края» (на доске)
-Как наш край называется?
- Будем наблюдать за растениями Оренбургской области. Выявим лекарственные растения, ядовитые и растения Красной книги нашей области.
- Где нам это может пригодиться? (чтобы знать растения, уметь различать, рассказать о них своим родным дома, своим друзьям и знакомым.)
- Как можно это сделать? Выскажите свое мнение (найти информацию в интернете, энциклопедии, учебнике, на уроке)
Р астения родного края
Лекарственные
Красной книги
Ядовитые
Душица обыкновенная
Солодка лютик едкий тюльпан Шренка
Мать-и мачеха вороний глаз водяной орех
Зверобой волчье лыко венерин башмачок
Иван-чай ирис карликовый
Шиповник Сон- трава
Чистотел
Календула
Полынь горькая
Изучение нового.
- Ребята, вы готовили дома сообщения о растениях Оренбургской области. Представьте свои работы.
Подготовленный ученик читает, а вы внимательно слушайте, будем определять, в какую группу растений отнести.
- Достаточно. Молодцы!
- О какой группе мы еще не сказали? (о ядовитых)
- Об этой группе я вам расскажу. Очень ядовитое – вороний глаз. Внимательно рассмотрите и запомните! Трогать его нельзя, рвать, нюхать. Почему оно так называется? (ягода в середине похожа на глаз вороны). Ещё одно растение- лютик едкий или куриная слепота – это народное название многолетнего ядовитого растения лютика едкого. Такое имя эта растительная культура получила за необычную структуру ярких золотисто-желтых цветов, отражающих солнечные лучи и буквально «слепящие глаза».
другой версии «куриной слепотой» его называют ввиду того что этот цветок выделяет ядовитый летучий газ, который раздражает глаза.
Если будет время загадки:
- Отгадайте следующие растения:
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом... (медуница)
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав... (тысячелистник)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
- Что объединяет все эти растения? (лекарственные растения)
Многие виды растений Оренбургской области являются полезными для человека или животных. Из них получают лекарства, эфирные масла, краски и пряжу.
В составе оренбургской флоры насчитывается около 125 видов лекарственных растений.
Работа в парах.
Карточки.
Задание . «Укажи лишнее»
В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. Знаешь ли ты опасные растения? Прочитай названия растений и укажи лишнее.
1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.
3. Белена, календула, пустырник, тысячелистник.
Ответ
1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.
3. Белена, календула, пустырник, тысячелистник.
К сведению!
Около 100 видов дикой относятся к группе плодово-ягодных растений. Витаминные растения — ежевика сизая, земляника лесная, клубника степная, вишня степная, слива колючая (терн), водяной орех (чилим) и др. Высоким содержанием крахмала отличаются рогозы, кувшинка белая, кубышка желтая.
Более 300 видов растений Оренбуржья принадлежат к числу медоносных. Весенними медоносами являются акация желтая, рябина обыкновенная, ивы, мать-и-мачеха, клубника степная. Летние медоносы — липа мелколистная, мышиный горошек, донники желтый и белый, цикорий обыкновенный, малина и др.
Растительность Оренбургской области длительное время подвергается воздействию человека, негативными примерами которого являются распашка земель, рубка лесов, разработка полезных ископаемых, внесение удобрений и ядохимикатов. Некоторые виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения. В Красную книгу Оренбургской области занесен 41 вид растений.
Творческое задание.
Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты – Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты И деревья, и кусты...
И не будет красоты. И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...
Как вы понимаете эти слова?
-Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.
«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.
Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»
В Красной книге Оренбургской области представлено 44 вида растений, из них отмечено в заповеднике 23 вида.
Книжка-малышка «Береги растения!»
Рефлексия.
- Расскажите, о чем расскажите дома своим родным, друзьям? ( о ядовитых, лекарственны и т.д.)
Мне было интересно…
Я узнал….
Домашнее задание: повторить изученный материал о растениях, рассказать семье о лекарственных растениях, ядовитых, редких растениях.
Лекарственные |
Ядовитые |
Красной книги |
Охранять природу – значит охранять Родину.