Тема урока: Зачем нужны автомобили
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать представления о разнообразии автомобильного транспорта, развивать познавательный интерес и кругозор обучающихся.
Ресурсы: проектор, карточки (со словами: автомобили, грузовые, пассажирские, спортивные, специальные), учебник Плешакова А. А «Окружающий мир» часть 2, рабочая тетрадь к учебнику, конверты с мозаикой для парной работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся научатся:
- первичному представлению об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представлять новую социальную роль ученика, правилах школьной жизни;
- положительному отношению к школе и учебной деятельности;
- первичным представлениям о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- первоначальной установке на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
План
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3) Этап выявления места и причины затруднения
4) Этап построения проекта выхода из затруднения
5) Этап реализации построенного проекта
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7) Этап включения в систему знаний и повторения
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Моё имя Елизавета Игоревна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.
- Однажды, возвращаясь домой, маленький мальчик Ваня услышал спор: возле сада два шофёра увлеклись серьёзным спором: чья машина всех новее, чья сильнее и быстрее. Чья, как солнышко, блестит, и, как, пёрышко летит… И машины- как машины. Есть и фары; стёкла есть, и резиновые шины. Даже номер- вот он, здесь!
Слушал, Ваня слушал этот спор и задумался: «А зачем нужны автомобили?»
- Сегодня на уроке мы постараемся помочь Ване ответить на этот вопрос. Поможем мальчику?
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Автомобиль привлекает современного человека с раннего детства. Это любимая игрушка мальчишек и даже большинства девчонок.
- Но ведь автомобили - это не только игрушки. Сегодня речь пойдет о настоящих машинах.
- Ребята, а какие автомобили вы знаете? (ответы детей)
- Как назвать одним словом средство для перевозки людей и грузов?
- Средство для перевозки людей и грузов можно назвать транспортом.
- Скажите, почему транспорт бывает разный?
- Транспорт разный потому, что у каждого транспорта своё назначение.
- Правильно: в зависимости от назначения. Мальчик Ваня очень доволен вашими ответами.
- А для чего же нам нужны автомобили? (ответы детей)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Тема нашего урока: Зачем нужны автомобили?
- Откройте учебник на странице 60, проверим правильно ли мы определили тему урока. А теперь скажите, какие цели мы поставим на уроке? (ответы детей)
3) Этап выявления места и причины затруднения
- На странице 60 рассмотрите фотографии. Ваня просит, чтобы вы вспомнили, какие автомобили вы знаете. Расскажите, для чего созданы эти автомобили?
- Что изображено на 1 фотографии?
- На первой фотографии изображён самосвал.
- Для чего нужен самосвал?
- Самосвал нужен для перевозки, например, песка, щебня.
- Верно.
- Что изображено на 2 фотографии?
- На второй фотографии изображена легковая машина.
- Для чего нужна легковая машина?
- Легковая машина нужна людям для того, чтобы передвигаться на дальние расстояния, или от дома до работы, если место работы далеко от дома.
- Что изображено на 3 фотографии?
- На 3 фотографии изображён автобус.
- Для чего нужен автобус?
- Автобус, как и легковая машина, нужен людям, но тем, у кого нет машины.
- Ребята какой вывод можно сделать?
- Мы можем сказать, что автомобили бывают разные.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения
- Можно ли автомобили разделить на группы, если можно, то на сколько?
- Да, автомобили можно разделить на 3 группы.
- Верно, но Ваня не знает названия этих групп, поможем мальчику узнать? У меня на доске есть группы автомобилей, но нет названий, вам надо найти эти названия, и прикрепить их внизу каждой группы (выполняют задание с объяснением).
- Есть ещё одна группа автомобилей, и она называется специальная.
Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.
- Какие машины мы можем вызвать по телефону?
- По телефону мы можем вызвать машину скорой помощи, пожарную машину, полицию или МЧС.
- Какой номер нужно набрать, чтобы вызвать пожарную машину?
- Чтобы вызвать пожарную машину необходимо набрать 01.
- Какой номер нужно набрать, чтобы вызвать скорую машину?
- Чтобы вызвать скорую необходимо позвонить по номеру 03.
- По какому номеру нужно позвонить, чтобы приехала машина МЧС?
- Чтобы приехала машина МЧС нужно позвонить по номеру 112.
- Верно, теперь Ваня знает, какие машины вызывают по телефону. Напишите возле каждой специальной машины номер, по которому вызывают ту или иную машину.
5) Этап реализации построенного проекта
- Познакомьтесь с устройством автомобиля на странице 60. Назовите части автомобиля, которые изображены на рисунке – схеме.
- На рисунке – схеме изображены: ремни безопасности, двигатель, фары, передние колёса, руль, задние колёса, сиденья, кузов.
- Какие части автомобиля вы ещё знаете? (ответы детей).
- Теперь и Ваня знает устройство автомобиля, но к сожалению не знает правил дорожного движения. Ребята, а для чего нужны привила дорожного движения?
- Правила дорожного движения нужны для того, чтобы и людям, и водителям было удобно передвигаться по проезжей части.
- А какие правила дорожного движения знаете вы? (ответы детей).
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
- Знаете ли вы, что…
Прочитайте на странице 61, что мы должны с вами знать?
- Автомобиль с бензиновым двигателем сильно загрязняет воздух. Один из автомобилей будущего – электромобиль – работает на электричестве и не загрязняем воздух?
- Используя эту информацию, найдите на рисунке автомобиль, который не загрязняет воздух. Объясните, почему вы выбрали именно этот автомобиль, я вам даю 2 минуты, чтобы подумать над ответом.
7) Этап включения в систему знаний и повторения
- Откройте рабочие тетради на печатной основе, страница 42, прочитайте задание 1, выполните его самостоятельно, потом проверим, на выполнение этого задания я вам даю 2 минуты.
- Куда же спешат автомобили?
- Скорая помощь спешит в больницу, пожарная спешит к горящему дому, машина, которая развозит письма – спешит на почту, а газель с продуктами едет в гастроном.
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Скажите, почему транспорт бывает разный?
- Транспорт разный потому, что у каждого транспорта своё назначение.
- Какие машины мы можем вызвать по телефону?
- По телефону мы можем вызвать машину скорой помощи, пожарную машину, полицию или МЧС.
- Вы сегодня помогли Ване узнать много нового, я думаю, что теперь Ваня понял, зачем нужны автомобили. А вы как думаете? (ответы детей). А ещё мальчик благодарит вас за помощь, ведь вопрос который мы с вами разбирали очень пригодится не только Ване, но и вам.
- Ребята, продолжите фразу «Я не знал…, теперь я знаю…».