СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира и презентация по теме: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира и презентация по теме: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс»

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи:

- дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи, познакомиться с правилами поведения на лугу;

- развивать внимание, память, устную связную речь, умение самостоятельно добывать знания, коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми.

- воспитывать бережное отношение к природе, понимание необходимости сохранения природы и личной ответственности за её состояние.

Планируемые результаты.

Предметные:

- знакомство с цветами и бабочками

-понимание взаимосвязи между цветами и бабочками

-знание и соблюдение правил поведения в природной среде

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке,

-работать в паре, определять объекты живой природы с помощью рисунков.

-анализировать и сравнивать иллюстрации учебника,

-высказывать и обосновывать предположения.

Личностные:

- иметь целостное представление о картине мира,

-проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия,

-бережно относится к ценностям природы.

Ресурсы урока:

- Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник стр.46-47,

-Рабочая тетрадь стр. 30-33.

-мультфильм «Бабочка» Андрей Хржановский. Союзмультфильм. 1972.

- слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек;

- карточки с названием растений и бабочек;

- листы достижений;

- атласы-определители «От земли до неба».

Ход урока.

I. Организационный момент

- Мысленно скажите: я внимателен, я сообразителен, я уверен в себе.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успеха на уроке.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Добро пожаловать в мир природы!

- Вы любите природу?

- А можете ли вы сказать, что хорошо её знаете?

Тогда я желаю вам плодотворной работы в открытии новых знаний о природе.

- Как мы открываем новые знания? (Мы понимаем, что мы не знаем, и сами находим способ это узнать.)

II. Самоопределение к деятельности

- Для открытия новых знаний Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас совершить необычное путешествие. А вот куда, узнаете, отгадав загадку. Закройте глаза и представьте картину, о которой говорится в загадке.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал.

Щебечут птицы звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики,

Синеют васильки.

- Откройте глаза, определите, где мы оказались? (на лугу)

- Что мы услышим на лугу? (жужжание насекомых, пение птиц)

- А что мы увидим? Что привлекает наше внимание? (трава, цветы, бабочки)

- А что мы почувствуем? (запах цветов, лёгкий ветерок)

- Какая красота!

III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Муравьишка и Черепаха встревожены. Давайте посмотрим почему?

Просмотр видеофрагментов.

- Что делали мальчики? (Ребята ловили бабочек и срывали цветы.)

- Как поступили ребята? (Плохо, потому что нельзя рвать цветы и ловить бабочек.)

- Определение темы урока:

Назовите тему урока, используя вопрос «почему?». (Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?)

- Можем ли мы ответить на вопрос и объяснить:

-Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (Не можем, потому что не знаем, как бабочки связаны с цветами.)

- С чем столкнулись? (с затруднением)

- Чтобы решить эту проблему, поставим учебные задачи. Для этого продолжите следующие предложения.

Задачи урока:

Узнаем, какие … (цветы растут на лугу)?

Узнаем, какие … (бабочки живут на лугу)?

Определим, как … (бабочки связаны с цветами)?

Составим … (правила поведения на лугу).

Что или кто поможет нам решить эти учебные задачи? (учитель, учебник, атлас-определитель)

IV. Открытие нового знания.

- На столах у каждого из вас лежат картинки, рассмотрите их.

- (1 группа) Что у вас изображено? (цветы)

- (2 группа) Что у вас изображено? (бабочки)

- Есть ли среди этих картинок цветы и бабочки, которые вы можете узнать в природе на лугу? (Да)

- Хорошо. Тогда соотнесите названия и изображения цветов, названия и изображения бабочек, расположенных на слайде.

Проверка. (колокольчик, василёк, ромашка, лимонница, павлиний глаз, капустница)

- Почему они получили такие интересные названия?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель уточняет объяснения учащихся.

- Как узнать название незнакомых цветов и бабочек? (по атласу-определителю)

-
Изучать названия незнакомых цветов и бабочек будем в группах. Повторим правила работы в группе.

- С помощью атласа-определителя установите названия цветов и видов бабочек, которые вам незнакомы. Найдите, прочитайте и запомните интересные сведения о них.

Дети изучают названия цветов и бабочек. (через 4 минуты)

- Расскажите о результатах работы.

1 группа: Какие ещё цветы растут на лугу? Назовите. (нивяник, клевер, таволга, короставник, лютик)

- Что интересного о них вы узнали из атласа-определителя?

- Ярко – жёлтые, блестящие цветки лютика можно видеть с весны до осени, он цветёт всё лето. Растёт лютик везде: на лугах, сыроватых полянах, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик – ядовитое растение. Животные это знают и не едят его. В народе он получил название «куриная слепота».

- Клевер - полезное растение. Его используют для приготовления питательного сена для животных и в медицине. Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветы можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчёлы.

- Нивяник — это не ромашка, а только похожее на неё растение. Нивяник легко отличить по цельным (не изрезанным наподобие укропа) листьям. Название этого растения происходит от слова «нива» — засеянное поле.

- Таволга вязолистная — высокое, до 2 м, травянистое растение с пушистой шапкой желтовато-белых цветков. Растёт по берегам водоёмов, сырых лугах. Прекрасный медонос.

2 группа:

- Бабочки - одни из самых красивых живых существ на земле! Люди придумали о них много сказок и легенд. Бабочки похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Расскажите, название каких бабочек вам удалось узнать с помощью атласа-определителя? Почему их так назвали? (Пестрянка, адмирал, крапивница, зорька, желтушка, голубянка)


Пестрянки – небольшие бабочки. Но такие яркие и пёстрые, что заметны издалека. Пестрянки сидят на цветках и не улетают, даже если подойти к ним совсем близко. Смелость бабочек объясняется просто: они несъедобны и яркой окраской предупреждают птиц об этом.


Бабочка адмирал украшена красными полосами, напоминающими ленты адмиральского мундира.


Крапивница — одна из самых известных бабочек. Только многие называют её неправильно — «шоколадница». Правильное название — крапивница — дано бабочке потому, что её гусеницы кормятся листьями крапивы. Размах крыльев крапивницы 4-5 см.


Зорька, небольшая нежная бабочка, как будто несёт на крыльях отсветы зари. Этим и объясняется её название. Размах крыльев этой бабочки 3—4 см. Летает зорька в мае — июне на лугах, полях, лесных опушках. Ярко-оранжевым цветом отмечены крылья только у самцов. Самки белые, с чёрными каёмками на передних крыльях.


Желтушка луговая — украшение лугов и полей. Размах крыльев около 4 см. Самец и самка различаются по окраске; жёлтые крылышки у самца.


Голубянка-икар — маленькая, нежная бабочка (размах крыльев около 3 см). Её можно увидеть с мая по сентябрь. В голубой цвет окрашены крылья самцов. Самки тёмно-бурые. Название дано этой бабочке в честь героя греческих мифов — Икара. Ему удалось подняться в воздух на крыльях, сделанных из склеенных воском перьев.

V. Проверка полученных знаний

- Мудрая Черепаха и Муравьишка хотят проверить, как вы запомнили названия цветов и бабочек.

- А). Работая в паре, выполните задание № 1 в рабочих тетрадях на стр. 30.

- Как называются эти цветы? Соотнесите название цветка и его изображение. Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу.

- Отметьте галочкой те цветы, что вы видели в природе.

- Сравните ромашку и нивяник. (Сходство- травянистые растения, различия-размер, форма листьев, цветов.)

- Б). Самостоятельно выполните задание №2 на стр. 31.

-Соотнесите название бабочек и их изображение, соединив их линиями. Проверьте по эталону. Оцените свою работу.

-Отметьте галочкой тех бабочек, которых вы видели в природе.

-Сравните лимонницу и желтушку (сходство: цвет, фон, различие: узор, форма крыльев)

- Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу.

VI. Физкультминутка.

- Одна из бабочек поможет нам на уроке отдохнуть.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два –изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У цветка остановилась,

Над лужайкой закружилась.

Физкультминутка для глаз.


VI. Открытие нового знания.

- Гуляя по лугу и наблюдая за природой, можно узнать многие секреты.

- Почему бабочки летают над цветами? (Они питаются нектаром.)

- Кто знает, что такое нектар? Давайте найдём слово в словаре С. И. Ожегова и прочитаем его значение.

НЕКТАР- сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.

Получается, бабочки не могут жить без цветов.

- А цветы могут жить без бабочек? (Нет)

- Почему цветы не могут жить без бабочек? (Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.)

- Убедимся, правильно ли мы думаем?

- Послушайте интересные сведения, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха: Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков.

В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, прилипшую на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. У растений образуются семена, которыми они размножаются.

- Ещё раз прочитайте эту информацию в учебнике на стр. 47. Рубрика: «Знаете ли вы что?»

VII Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. Для этого возьмите свою карточку, найдите себе пару, тот, у кого цветок должен рассказать, почему он не может жить без бабочки, а у кого бабочка, расскажите, почему она не может жить без цветка. Начните со слов: «Я не могу без тебя жить, потому что…»


- Прикрепите магнитами к доске на наш луг вместе цветы и бабочек.

- Сделайте вывод, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. (Они не могут жить друг без друга).


- Зачем нам это нужно знать? (Чтобы соблюдать правила поведения в природе, не губить её, а сохранить красоту).


- Работа с учебником стр. 46, рисунки.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки. Что делают дети на левом и правом рисунке? Составьте рассказ.

- 1 группа, составьте рассказ по рисунку слева.

- 2 группа, придумайте рассказ по рисунку справа.

Примерные рассказы детей:

1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше цветов и бабочек.

2) На луг пришли дети. Саша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а луг по-прежнему был красивым, с цветка на цветок порхали бабочки.

- Сделайте выводы.

- На какой луг вам приятно приходить? (где много цветов и бабочек)

VIII Включение в систему знаний.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 33 и посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка? (букет, бабочку)

- Оцените поступки детей. Что потом произошло с цветами и бабочками?

Цветы завяли, а бабочка умерла. Даже если просто подержать бабочку в руках, она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

- Цветам в вазе мы можем радоваться 2-3 дня. А сколько бы дней они нас радовали бы на лугу?

- К сожалению, всё больше и больше растений становятся редкими. Многие из них уже занесены в красную книгу редких растений.

-А что могут принести домой дети со второго рисунка? (фотографии, рисунки, заметки)

- Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей?

- Составьте правила поведения на лугу:

- 1 группа со словом «НЕЛЬЗЯ»,

- 2 группа со словом «МОЖНО».

Работа в группах

1 группа:

1) Нельзя ловить бабочек

2) Нельзя рвать цветы

3) Нельзя бросать мусор

4) Нельзя кричать

5) Нельзя включать громко музыку

2 группа:

1) Можно наблюдать

2) Можно рисовать

3) Можно фотографировать


- Вернёмся к нашей проблеме. Теперь мы можем ответить на вопрос: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» (От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.)

- А теперь давайте прочитаем текст, выделенный жирным шрифтом в учебнике на стр. 47, и узнаем, что думает об этом Мудрая Черепаха.

- Выполните творческое задание по выбору:

- В рабочей тетради на стр. 33 раскрасть цветы и бабочек так, чтобы луг стал нарядным и праздничным.

Или на стр. 33 нарисуйте знак, призывающий всех не рвать цветы и не ловить бабочек.

IX. Рефлексия.

- Оцените свои достижения на уроке и заполните лист успеха, раскрасив соответствующий смайлик.

Лист успеха


Мои знания и умения


Результаты


Легко, сам

Требуется помощь

Не могу справиться

  1. Я знаю и умею определять названия цветов.




  1. Я знаю и умею определять названия бабочек.




  1. Я знаю, как цветы связаны с бабочками.




  1. Я научился важным правилам поведения в природе.





X. Итог урока.


- Вот и закончилось наше путешествие.

- Вам оно понравилось?

- Продолжите фразы:

«Я узнал…»

«Было трудно…»

«Было интересно…»

Вернёмся к учебным задачам.

- Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

- Приведите примеры цветов и бабочек луга.

- Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?

- Почему необходимо соблюдать эти правила?

Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы и сохранить её первозданную красоту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя