СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Как готовятся к зиме разные животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Как готовятся к зиме разные животные"»

Тема урока:  «Как разные животные готовятся к зиме»

Цели урока: провести исследовательскую работу по группам с целью выявления

Предметные результаты:

-знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;

- устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;

- узнавать изучаемых животных по описанию.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-поиск и выделение нужной информации,  анализ ее;

 -  умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- сравнение и группировка предметов по заданному признаку;

Регулятивные:

- принятие  учебной  задачи,  сохранить ее,  действие  в соответствии с ней,

- работа по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- формулировка вопросов  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценка сложившейся  учебной  ситуации.

-  оценка своим действиям, результата.

Коммуникативные:

- оформление своей мысли в устной речи, высказывание своей точки зрения, грамотное формулирование высказываний;

- сотрудничество с одноклассниками, умение договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Личностные результаты:

- осознание  необходимости эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного  творчества для развития своей личности

- принятие чужой проблемы.

Тип урока: открытие нового знания
Технология: технология развития критического мышления

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Сейчас мы с вами станем поэтами. Будем сочинять девиз нашего урока.

Учитель читает стихотворение, дети по смыслу в рифму добавляют слова.

В школу мы пришли (учиться),

Не лениться, а (трудиться).

Читать будем (старательно),

Слушать все (внимательно).

Я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок будет непременно увлекательным и интересным.

У вас на столах лежат карты самонаблюдений, которые вы будете заполнять в ходе урока.

Проверим нашу готовность к уроку. На парте лежит: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Коммуникативные: общение в группе

                                                                               II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Ребята, послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: О каком времени года говорится в стихотворении?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин

- О каком времени года говориться в стихотворении?

- Как вы догадались, что это осень? О каких приметах осени идет речь в стихотворении?






Почему улетают гуси на юг?





Прием «Ассоциативный ряд»

К какой группе птиц относятся гуси?


Каких птиц называют перелетными?




Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «перелетные птицы»? Выберите из предложенных слов ассоциации к этому понятию.



Как называется другая группа птиц, которые проводят зиму у нас?

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «зимующие птицы»?

Выберите из предложенных слов ассоциации к этому понятию.


-Назовите зимующих птиц нашего края?


-Какую помощь можем мы оказать зимующим птицам?




-Чем можно кормить птиц?

Заполните карту самооценки за это задание.



Слушают стихотворения, отвечают на вопросы.









В стихотворении говорится об осени.

Солнце светит мало, день короткий, лес сбрасывает осенний наряд, гуси каждую осень улетают в теплые края.

С приходом осени становится все меньше и меньше корма. Зимой многие птицы не смогли бы прокормиться.

К группе перелетные птицы.

Птиц, которые с приходом холодов улетают на юг, а весной возвращаются.

Юг, осень, нет корма, гуси, грачи, ласточка, перелет…

Зимующие птицы

Зима, холод, воробьи, синицы, кормушки, семечки, зерно.

Воробьи, дятелы, вороны, сороки, синицы, голуби.

-Сделать кормушки, повесить их в школьном дворе и подкармливать.

Семечками, зерно, а для синичек можно повесить кусочек свежего сала.

Определять объект анализа и синтеза, то есть отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов

Регулятивные: повторение правил работы в группах, высказывание своих ожиданий от урока.

Личностные: проявление интереса к данной теме, выделение общих признаков, классификация.

Познавательные: повторение раннее изученного материала

 III. Самоопределение к деятельности

Цель этапа:  включить детей  в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

- Мы повторили, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением холодов, вспомнили о птицах, перелетных и зимующих, решили помочь им перезимовать.

Постановка проблемного вопроса

- Но ведь ребята не только птицы готовятся к зиме, но и …?

- О ком сегодня будем вести разговор?

-Как вы думаете, меняется жизнь диких животных с приходом холодов?

- Как будет звучать тема нашего урока?


-Какую цель мы поставим сегодня перед собой на уроке?



Прием «Корзина идей»

-Как разные животные готовятся к зиме? Ваши ответы-идеи мы сложим в нашу «Корзину идей».

В ходе урока мы проверим ваши предположения. И в конце урока мы вернемся к корзине.

Заполните карту самооценки за это задание.






Диких животных


Как разные животные готовятся к зиме.

Узнать, как разные животные готовятся к зиме.


Складываем в корзину шарики.

Личностные: включение в деятельность личного опыта учащихся

Регулятивные: высказывание своих ожиданий от урока

Познавательные: повторение раннее изученного материала

IV. Реализация проекта

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Приём «Инсерт»

- Сейчас вы будете выполнять задание по рядам, читать текст и отвечать на вопросы.

Какими источниками информации можно пользоваться, чтобы ответить на вопросы?

Вам для ответа на вопросы понадобятся учебники. Дополнительную информацию вы можете получить из словаря, которая помещена на зеленых листочках.

Прочитайте каждый ряд свои вопросы. Найдите в учебнике ответы по заданию.

1 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?

Чем дышат лягушки зимой на дне водоёмов?

2 ряд. Прочитайте 2 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Что такое линька?

Почему осенью звери линяют?

Зачем звери меняют цвет шубки?

3 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные делают запасы на зиму?

Индивидуальное задание

Прочитайте текст на с. 100 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Кто спит вниз головой?

Как готовятся к зиме летучие мыши?


Начинайте искать информацию и работать с разными источниками.

Во время чтения текста делайте на полях пометки: «+» - знал; «-» - не знал; «!» - удивило; «?» - хотел бы узнать больше.



Самостоятельная работа учащихся.


Итак, группы давайте отчитываться о проделанной работе.

Все вместе будем заполнять кластер.

1 Ряд.

Кто готов отвечать на вопросы? А все остальные слушайте и будете дополнять.

Прочитайте 1 вопрос:

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?

Чем дышат лягушки зимой на дне водоёмов?

Какие пометки на полях ты сделал?

Заполним кластер. Приведите примеры.

У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Осенью температура воздуха понижается. Эти животные становятся сонными, вялыми, цепенеют и впадают в спячку.

2 ряд. Кто готов отвечать на вопросы? А все остальные слушайте и будете дополнять.

Прочитайте 1 вопрос: Что такое линька?

Почему осенью звери линяют?





Зачем звери меняют цвет шубки?

- У зайца и белки много врагов: лисы, совы, волки, а защита – только скорость ног. Поэтому им нужна защитная окраска.

Какие пометки на полях ты сделал?

Заполним кластер. Приведите примеры.

3 ряд. Кто готов отвечать на вопросы? А все остальные слушайте и будете дополнять.

Прочитайте 1 вопрос: Как и какие животные делают запасы на зиму?

Какие пометки на полях ты сделал?


Заполним кластер. Приведите примеры.



А теперь поработаем все вместе.

Прослушайте информацию научного сотрудника профессора Самоварова и ответьте на вопросы:

Что такое спячка?

Как медведи готовятся к зимней спячке?

Работа с диском.


В какую группу животных мы отнесем медведей? Допишем в кластер пример.

В зимнюю спячку впадают ежи, сурки, суслики, барсуки.


А теперь Влад Чаркин, выступит в роли помощника профессора Самоварова. Прослушайте внимательно информацию, которую он подготовил. У него к вам будут вопросы.

Кто спит вниз головой?

Как готовятся к зиме летучие мыши?

В какую группу мы допишем летучих мышей?


Заполните карту самооценки за это задание.




Учебник, словарь, интернет, справочники.






























Лягушки, жабы, змеи и ящерицы впадают в спячку. Дышат кожей.







Линька – это…

У зверей вырастает густая и пушистая шерсть для того чтобы не замерзнуть зимой.

Для маскировки.






Белки прячут корм в укромных местах, на сучках деревьев.

Мыши в норках.

Белки, мыши делают запасы, линяют, меняют цвет шубки.




Спячка – это …

Медведь устраивает берлогу. Они летом усиленно питаются.

Это животные, которые впадают в спячку.

Летучие мыши впадают в спячку, улетают в теплые края.


Животные, которые впадают в спячку.

Познавательные:

уметь представить подготовленную информацию.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, контролировать свое поведение.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе, строить понятные для партнеров высказывания, адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание

Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные - вести учебный диалог

Личностные: проявляют интерес к изученной теме

V. Первичное закрепление знаний

Цель этапа: использование полученной информации для представления результата деятельности

Физминутка

Давайте поиграем

Ребята, вспомните, какие животные впадают в спячку, а какие делают запасы на зиму. Если услышите название животного впадающего в спячку, подпрыгните, животного, делающего запасы на зиму – присядьте.

Ёж, белка, медведь, лягушка, сурок, мышь.


Ребята выполняют задание учителя.




VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике самостоятельно

Сейчас мы проверим вашу внимательность и умение размышлять.

Задание «Узнай животное по описанию». Откройте свои тетради на странице 58. Прочитайте описания 4 животных, подпишите карандашом названия на голубой линии.

Проверка. У вас на столах лежат синие карточки. Возьмите их и просигнальте.

Прочитает описание 1 животного……….Кто это? Просигнальте! Докажи.


Прочитает описание 2 животного……….Кто это? Просигнальте! Докажи.


Прочитает описание 3 животного……….Кто это? Просигнальте! Докажи.


Прочитает описание 4 животного……….Кто это? Просигнальте! Докажи.

Заполните карту самооценки за это задание.






Лягушка. Питается комарами и мухами.

Жаба. Питается насекомыми и слизнями.

Ящерица

Змея

Познавательные:

уметь представить подготовленную информацию.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, контролировать свое поведение.

VII.Рефлексия

Давайте подведем итог урока.

Вернемся к нашей «Корзине идей».

Над какой темой работали на уроке?

Какую цель ставили?

Какие идеи складывали?

Нашли ли подтверждение нашим идеям?

Давайте проверим.

Достаем из корзины картинки.





А теперь давайте сравним наши выводы с выводами учебника.

С. 101.



Как разные животные готовятся к зиме.

Узнать, как животные готовятся к зиме.

Одна группа животных впадает в спячку, другие линяют и меняют окраску, третьи делают запасы.

Личностные:

оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Задание на дом по выбору:

  1. с. 99-101, вопросы, пересказ

  2. Подготовить сообщение об одном из животных.

Для всех: рабочая тетрадь с. 59.







Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея

Лягушка

Жаба

Ящерица

Змея










КАРТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ __________________________________________


Название этапа урока

Степень трудности

Удовлетворённость полученным результатом

Активность на уроке


Самооценка

Оценка учителя

«Ассоциативный ряд»





«Корзина идей»






«Кластер»






«Работа в тетради»






Условные обозначения:

Степень трудности: Удовлетворённость полученным результатом: Самооценка:

З

- легко Я доволен своей работой активен



ж - трудно Я старался, но у меня не всё получилось малоактивен


К


- нужна помощь Я недоволен своей работой неактивен






КАРТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ __________________________________________


Название этапа урока

Степень трудности

Удовлетворённость полученным результатом

Активность на уроке


Самооценка

Оценка учителя

«Ассоциативный ряд»





«Корзина идей»






«Кластер»






«Работа в тетради»






Условные обозначения:

Степень трудности: Удовлетворённость полученным результатом: Самооценка:

З

- легко Я доволен своей работой активен



ж - трудно Я старался, но у меня не всё получилось малоактивен


К


- нужна помощь Я недоволен своей работой неактивен







Дикие животные


Дикие животные






























































Прием «Инсерт»

Пометки на полях:

«+» - знал;

«-» - не знал;

«!» - удивило;

«?» - хотел бы узнать больше.



1 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?

Чем дышат лягушки зимой на дне водоёмов?



1 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?

Чем дышат лягушки зимой на дне водоёмов?



2 ряд. Прочитайте 2 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Что такое линька?

Почему осенью звери линяют?

Зачем звери меняют цвет шубки?



2 ряд. Прочитайте 2 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Что такое линька?

Почему осенью звери линяют?

Зачем звери меняют цвет шубки?









2 ряд. Прочитайте 2 абзац текста на с. 98 в учебнике. Ответьте на вопрос: Что такое линька?

Почему осенью звери линяют?

Зачем звери меняют цвет шубки?



3 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные делают запасы на зиму?



3 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные делают запасы на зиму?



3 ряд. Прочитайте 1 абзац текста на с. 99 в учебнике. Ответьте на вопрос: Как и какие животные делают запасы на зиму?



Индивидуальное задание

Прочитайте текст на с. 100 в учебнике. Ответьте на вопросы:

Кто спит вниз головой?

Как готовятся к зиме летучие мыши?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!