Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Ребята, откройте учебники на страницах 136-137. Что вы видите? - Какая страна изображена? - Правильно, давайте вспомним, что мы знаем о России. Какие отличительные знаки есть у каждой страны? - Верно, посмотрите на доску. Нам нужно найти символику современной России. - Молодцы, ребята. А что ещё вы знаете о России? - Молодцы. | - Карту. - Россия. - Флаг, герб и гимн. По поднятой руке обучающиеся выходят к доске и перемещают символы России под соответствующие таблички. - Россия – республика. Главой государства является президент. Россия – многонациональная страна. | На доске находится карта России. После ответ а обучающихся на доску вывешиваются таблички «Флаг», «Герб» и «Гимн». На доске находятся символы различных государств разных времён |
Выявление причины и места затруднения | - Ребята, вы не догадываетесь, о чём мы сегодня будем разговаривать? Давайте отгадаем небольшой кроссворд, чтобы определить тему нашего урока. 1. Какая страна самая большая в мире? (Россия) 2. В состав РФ входит 8… субъектов. (5) 3. Кто является главой государства в России? (Президент) 4. Самое глубокое озеро России? (Байкал) 5. Самая длинная река России? (Лена) 6. Притоком какой реки является Иртыш? (Обь) - Ребята, что получилось в выделенных клетках? - А что это такое – Рязань? - Ребята, а вы не знаете, чем является Рязань по отношению к России? - Рязань – регион России, её край. | - Нет. Учитель задаёт вопросы, а обучающиеся по поднятой руке отвечают. - Россия. - 85. - Президент. - Байкал. - Лена. - Реки Обь. - Рязань - Это город, в котором мы живём и находимся. - Нет. | |
Построение проекта выхода из затруднения | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - А какую цель поставим? - Вы правы, молодцы. Ребята, а хотите отправиться в путешествие? - Как вы думаете, куда мы отправимся? - Совершенно верно. Для того чтобы отправиться и не потеряться, нам понадобится маршрутный лист. Где нам предстоит сегодня побывать? - Вы готовы? - Где мы сейчас с вами находимся? - Отправляемся в путь? | - Наш край – Рязань. - Узнать об истории Рязани, её достопримечательностях, положении, научиться определять Рязань на карте. - Да. - В Рязань. - На станциях «Начало», «Воспоминания прошлого», «Картографический музей» и «Заповедник». - Да. - На станции «Начало». - Да. | Обучающиеся разделены на 3 команды, каждая из которых получает за свой стол маршрутный лист с названиями станций |
Реализация построенного проекта | - Для того чтобы отправиться к следующей станции, нам нужно выполнить задание. Тогда мы получим билеты. - У каждой группы на парте лежит конверт, вам необходимо собрать пазл и найти на листочках информацию про получившееся место. (После выступления учитель спрашивает о том, посещали ли обучающиеся какие-либо из этих мест). - Молодцы, ребята. Мы справились с заданием и получили билеты. Ставим галочку рядом с пунктом «Начало», закрываем глаза. Представили, что мы на поезде. Изображаем поезд. Открывайте глаза. Мы на месте! Куда же мы попали? - Интересно, что мы здесь узнаем? - Смотрите, свитки. Здесь какое-то зашифрованное послание. Давайте попробуем узнать, что же здесь написано. (Учитель раздаёт свитки: 1 группа – Великое Рязанское княжество образовалось в древнерусский период. 2 группа – Первое упоминание о Рязани датируют 1095 годом. 3 группа – Рязанская область была образована в 1937 году.) - Ребята, у нас так хорошо получается. Ставим галочку рядом с пунктом «Воспоминания прошлого», закрываем глаза и отправляемся на станцию «Картографический музей». - Ребята, посмотрите, сколько здесь карт. А эта карта нам знакома, не правда ли? - Ребята, это политико-административная карта. На ней можно найти все регионы. Давайте попробуем найти Рязань. Тут есть несколько подсказок, чтобы проще было искать. 1) Находится в средней полосе России. 2) Соседствует со столицей. 3) Расположен на юге от Москвы. - Молодцы, мы нашли наш край на карте всей России. - Ребята, у нас осталось мало времени, а впереди ещё целая станция. Давайте отметим галочкой третью станцию и поторопимся на последнюю. Поехали! - Ребята, мы с вами попали на последнюю станцию нашего маршрута – «Заповедник». Здесь мы узнаем о том, как обстоят дела с природой и экологией в Рязани. Смотрите, похоже это смотритель заповедника. Давайте поздороваемся. (Включает видеоролик, в котором смотритель просит распределить животных на тех, которые живут и не живут в Рязанской области) - Давайте поможем смотрителю! (Животные: кенгуру, коала, ёж, рысь, крокодил, лиса, кабан, волк, леопард) - Что же скажет смотритель? (Смотритель благодарит, говорит, что дети уже и так всё знают, немного рассказывает о природе и говорит о главной экологической проблеме – загрязнении воздуха, спрашивает детей о том, как нужно себя вести, прощается) - Что ж ребята, ставим последнюю галочку, закрываем глаза и отправляемся на «Начало». | Обучающиеся собирают пазлы с фотографиями достопримечательностей, находят на листочках описание своей достопримечательности, после чего каждая команда представляет получившуюся работу. - Мы на станции «Воспоминания прошлого». - Мне кажется, что мы узнаем историю Рязанского края. Каждая группа получает свиток с шифром, при помощи расшифровки обучающиеся переводят послание, после чего каждая группа зачитывает, что получилось. Учитель помогает обобщить и структурировать. Закрывают глаза и имитируют поезд. - Да, мы работали с ней в начале урока. Обучающиеся ищут Рязань, стараясь использовать как можно меньше наводящих подсказок учителя. Имитируют поезд. - Здравствуйте. Группы по очереди отвечают, если обучающиеся считают, что животное есть на территории Рязани – хлопок, если нет – топот. После разговора со смотрителем дети отправляются на «Начало». | На столах у групп лежат конверты с пазлом и листочком с информацией про Рязанский кремль, памятник Евпатию Коловрату и памятник Сергею Есенину. Билеты Свитки с шифром Видеоролик со смотрителем |