СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край - Рязань" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край - Рязань" (4 класс)»

Фрагмент урока окружающего мира

Тема: «Наш край»

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

Цель: сформировать представление о родном крае – Рязани

Задачи:

  • образовательные:

знать правила работы с картой и условные обозначения, название, положение на карте, особенности природы особенности экономики, экологические проблемы, охрана окружающей среды, историю родного края, главные достопримечательности;

уметь работать с политико-административной картой России и находить на ней свой регион, характеризовать свой регион по предложенному плану (название, положение на карте, особенности природы особенности экономики, экологические проблемы, охрана окружающей среды);

  • развивающие:

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), память, речь;

  • воспитательные:

воспитывать патриотизм, чувство любви к Родине и родному краю, ценностное отношение к изучаемой теме, интерес к истории и культуре родного края, уважительное отношение друг к другу.

Методическое обеспечение:

  • учебник Окружающий мир Плешаков А.А. 4 класс ч.1,

  • раздаточный материал (свитки, маршрутные листы, билеты, конверты с пазлами и листочками с информацией)

  • наглядный материал (карта, кроссворд, символика разных государств),

  • презентация с видеороликом,

  • интерактивная доска,

  • меловая доска.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Ребята, откройте учебники на страницах 136-137. Что вы видите?

- Какая страна изображена?



- Правильно, давайте вспомним, что мы знаем о России. Какие отличительные знаки есть у каждой страны?






- Верно, посмотрите на доску. Нам нужно найти символику современной России.


- Молодцы, ребята. А что ещё вы знаете о России?


- Молодцы.

- Карту.


- Россия.



- Флаг, герб и гимн.








По поднятой руке обучающиеся выходят к доске и перемещают символы России под соответствующие таблички.

- Россия – республика. Главой государства является президент. Россия – многонациональная страна.

На доске находится карта России. После ответ а обучающихся на доску вывешиваются таблички «Флаг», «Герб» и «Гимн».

На доске находятся символы различных государств разных времён

Выявление причины и места затруднения

- Ребята, вы не догадываетесь, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Давайте отгадаем небольшой кроссворд, чтобы определить тему нашего урока.

1. Какая страна самая большая в мире? (Россия)

2. В состав РФ входит 8… субъектов. (5)

3. Кто является главой государства в России? (Президент)

4. Самое глубокое озеро России? (Байкал)

5. Самая длинная река России? (Лена)

6. Притоком какой реки является Иртыш? (Обь)

- Ребята, что получилось в выделенных клетках?

- А что это такое – Рязань?


- Ребята, а вы не знаете, чем является Рязань по отношению к России?

- Рязань – регион России, её край.

- Нет.


Учитель задаёт вопросы, а обучающиеся по поднятой руке отвечают.

- Россия.


- 85.

- Президент.


- Байкал.


- Лена.

- Реки Обь.


- Рязань

- Это город, в котором мы живём и находимся.

- Нет.

Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А какую цель поставим?



- Вы правы, молодцы. Ребята, а хотите отправиться в путешествие?

- Как вы думаете, куда мы отправимся?

- Совершенно верно. Для того чтобы отправиться и не потеряться, нам понадобится маршрутный лист. Где нам предстоит сегодня побывать?

- Вы готовы?

- Где мы сейчас с вами находимся?

- Отправляемся в путь?

- Наш край – Рязань.


- Узнать об истории Рязани, её достопримечательностях, положении, научиться определять Рязань на карте.

- Да.


- В Рязань.

- На станциях «Начало», «Воспоминания прошлого», «Картографический музей» и «Заповедник».


- Да.

- На станции «Начало».

- Да.









Обучающиеся разделены на 3 команды, каждая из которых получает за свой стол маршрутный лист с названиями станций

Реализация построенного проекта

- Для того чтобы отправиться к следующей станции, нам нужно выполнить задание. Тогда мы получим билеты.

- У каждой группы на парте лежит конверт, вам необходимо собрать пазл и найти на листочках информацию про получившееся место.

(После выступления учитель спрашивает о том, посещали ли обучающиеся какие-либо из этих мест).



- Молодцы, ребята. Мы справились с заданием и получили билеты. Ставим галочку рядом с пунктом «Начало», закрываем глаза. Представили, что мы на поезде. Изображаем поезд. Открывайте глаза. Мы на месте! Куда же мы попали?

- Интересно, что мы здесь узнаем?


- Смотрите, свитки. Здесь какое-то зашифрованное послание. Давайте попробуем узнать, что же здесь написано.

(Учитель раздаёт свитки:

1 группа – Великое Рязанское княжество образовалось в древнерусский период.

2 группа – Первое упоминание о Рязани датируют 1095 годом.

3 группа – Рязанская область была образована в 1937 году.)

- Ребята, у нас так хорошо получается. Ставим галочку рядом с пунктом «Воспоминания прошлого», закрываем глаза и отправляемся на станцию «Картографический музей».

- Ребята, посмотрите, сколько здесь карт. А эта карта нам знакома, не правда ли?

- Ребята, это политико-административная карта. На ней можно найти все регионы. Давайте попробуем найти Рязань. Тут есть несколько подсказок, чтобы проще было искать.

1) Находится в средней полосе России.

2) Соседствует со столицей.

3) Расположен на юге от Москвы.

- Молодцы, мы нашли наш край на карте всей России.

- Ребята, у нас осталось мало времени, а впереди ещё целая станция. Давайте отметим галочкой третью станцию и поторопимся на последнюю. Поехали!

- Ребята, мы с вами попали на последнюю станцию нашего маршрута – «Заповедник». Здесь мы узнаем о том, как обстоят дела с природой и экологией в Рязани. Смотрите, похоже это смотритель заповедника. Давайте поздороваемся.

(Включает видеоролик, в котором смотритель просит распределить животных на тех, которые живут и не живут в Рязанской области)

- Давайте поможем смотрителю!

(Животные: кенгуру, коала, ёж, рысь, крокодил, лиса, кабан, волк, леопард)


- Что же скажет смотритель?

(Смотритель благодарит, говорит, что дети уже и так всё знают, немного рассказывает о природе и говорит о главной экологической проблеме – загрязнении воздуха, спрашивает детей о том, как нужно себя вести, прощается)

- Что ж ребята, ставим последнюю галочку, закрываем глаза и отправляемся на «Начало».





Обучающиеся собирают пазлы с фотографиями достопримечательностей, находят на листочках описание своей достопримечательности, после чего каждая команда представляет получившуюся работу.




- Мы на станции «Воспоминания прошлого».





- Мне кажется, что мы узнаем историю Рязанского края.

Каждая группа получает свиток с шифром, при помощи расшифровки обучающиеся переводят послание, после чего каждая группа зачитывает, что получилось. Учитель помогает обобщить и структурировать.






Закрывают глаза и имитируют поезд.





- Да, мы работали с ней в начале урока.




Обучающиеся ищут Рязань, стараясь использовать как можно меньше наводящих подсказок учителя.






Имитируют поезд.




- Здравствуйте.











Группы по очереди отвечают, если обучающиеся считают, что животное есть на территории Рязани – хлопок, если нет – топот.





После разговора со смотрителем дети отправляются на «Начало».





На столах у групп лежат конверты с пазлом и листочком с информацией про Рязанский кремль, памятник Евпатию Коловрату и памятник Сергею Есенину.

Билеты









Свитки с шифром


























Видеоролик со смотрителем






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!