Приветствие. Настрой на урок. Московский Кремль. Помните, однажды мы с вами разговаривали о том, что дом — это целая Вселенная. То же самое можно сказать и о каждой семье. Знакомясь с новым человеком, входя в новый дом, мы открываем для себя новый мир. На прошедших уроках мы изучали традиции, говорили об отношениях между людьми, сравнивали между собой уклад прежних времён и законы, по которым живут современные семьи. Нам важна была каждая деталь домашней жизни в прошлом и сейчас. Начиная с сегодняшнего урока, мы переведём наш взгляд от малого к большому. Теперь нас будет интересовать весь мир во всём его разнообразии. А точнее — Всемирное наследие. Как вы понимаете это словосочетание? Что оно обозначает? Подсказкой нам послужат вопросы: какие объекты природы и культуры люди взяли под охрану? Почему охраняют эти объекты? Что люди делают для их охраны? (Происходит обсуждение.) Для того чтобы проверить наши предположения, вопреки правилам, заглянем в вывод сегодняшнего урока. Ученик читает текст вывода. -А теперь послушайте, какая беда могла произойти несколько лет назад в далёком Египте. Справиться с ней помогли человеческое неравнодушие и умение сообща решать сложные вопросы. Учитель спрашивает у детей, кто может показать на карте Египет. Учитель значком отмечает на карте расположение своего населённого пункта, а отдельным значком отмечает месторасположение Египта. Обсуждает с детьми удалённость этой географической точки. Читает рассказ учебника о храме Абу-Симбел. -Ребята, в тексте ещё раз прозвучало определение Всемирного наследия. Найдите его и прочитайте. (После выполнения задания учитель обращает внимание детей на фотографии на с. 90—91.) Представьте себя у подножия этих статуй. Какие чувства вы испытываете? Какие слова хочется сказать об этих колоссальных фигурах? Какое впечатление производит на зрителей древний египетский храм? Что можно сказать о создателях этого памятника культуры? О чём рассказывают молчаливые гиганты своим потомкам? Представьте, что изваяния обрели способность говорить. О чём был бы их рассказ? Чем он важен для нас? -Познакомимся с эмблемой Всемирного наследия. Какие знакомые формы, знаки вы в ней видите? Что обозначает в народной культуре изображение круга? квадрата? Прочитайте в учебнике, какой смысл заключён в эмблеме Всемирного наследия (ученики читают текст учебника. Объясняют своими словами или цитируют толкование учебника). -На фотографиях мы можем увидеть несколько шедевров творчества природы и зодчества мастеров прошлого. Рассмотрите их. Какие из них относятся к природному наследию, а какие — к культурному? Какие из них находятся в России? Почему природное и культурное наследие человечества образуют одно неразрывное целое? -Все памятники Всемирного наследия с давних времён поражали воображение людей. С каждым из них связаны прекрасные легенды, сказки, реальные истории. Одна из таких историй, похожая на восточную сказку, рассказывается на «Страничках Умного Совёнка». Найдите её. Определите, к какой из фотографий относится эта история. Дети самостоятельно работают с учебником. Кто-то из учеников зачитывает текст о Тадж-Махале. Учитель рассказывает детям об объектах Всемирного наследия. Объясняет, чем они интересны, что делается для их охраны. Деревянные церкви Кижи Ансамбль Кижского погоста состоит из трёх зданий – Преображенской церкви, Покровской церкви и стоящей между ними колокольни, построенной на месте более старого сооружения. Эти здания образуют художественное целое. Центр ансамбля – Преображенская церковь. Ни одна из построек погоста не превзошла её в величии. Они более скромные. Существует легенда, что мастер по имени Нестор, строивший кижскую церковь, по окончании работы забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже не построит никогда: «Нет и не будет такой!» Величествен и внутренний облик храма. Огромное, просторное помещение главного храма напоминает о том, что когда – то здесь было собиралось много народа. Вторая церковь Кижского погоста, Покровская, меньше и проще Преображенской. Стоящие по кругу главы образуют нарядную, ажурную корону, венчающую здание. Колокольня – самое позднее сооружение кижского ансамбля. При желании можно найти в ней множество несоответствий, но главное то, что мастерам удалось удивительно точно вписать колокольню в старинный ансамбль. Большой каньон Гранд – каньон образован рекой Колорадо. На дне каньона жарко, здесь растут кактусы и другая пустынная растительность. По мере подъёма можно увидеть лиственные деревья, еще выше – хвойные. В Большом каньоне живут десятки видов птиц и зверей. В Гранд – каньоне в реку Колорадо впадают несколько ручьев, образующих многочисленные пороги и водопады. Наиболее известны и популярны среди туристов живописные водопады Хавасу – Фолс, Муни – Фолс и Бивер – Фолс. Поток воды на дне Гранд – Каньона, несущие песок и камни, и сегодня продолжают углублять самый известный каньон в мире, создавая при этом удивительные каменные структуры. Венеция Это настоящий город – памятник, основанный приблизительно в 5 в. до н.э., где абсолютно любое здание может называться историческим. Большинство улочек – каналов так узки, что в стены противоположных домов можно легко упереться руками, при этом сами здания достигают высоты 7 этажей. Берегов у каналов практически нет – величественные дома «вырастают» прямо из воды. Одна из главных достопримечательностей города – Большой канал, проходящий через весь город. Он ведет на центральную площадь Венеции – Пьяцца –Сан – Марко, на которой расположены собор Базилика-ди-Сан-Марко, его колокольня(самое высокое здание в Венеции) и знаменитый дворец Палаццо – Дукале. Вокруг площади Сан – Марко сосредоточено колоссальное количество памятников старины. Во многих старых дворцах сейчас расположены музеи. Национальный парк Серенгети Расположен в районе Великого Африканского Разлома. Здесь обитает более миллиона крупных млекопитающих: львы, антилопы, слоны, леопарды, буйволы, гиены, жирафы, шакалы, большеухие лисицы и многие другие. Более 350 видов млекопитающих и бесконечное множество насекомых также представляют природу Серенгети. Также в парке около 500 видов птиц. Заповедник стал самым лучшим местом на Земле для наблюдения за жизнью львов, гепардов и жирафов. Вулканы Камчатки На Камчатке на ограниченной площади находятся 30 действующих, около 300 потухших вулканов и 150 минеральных источников. Именно количеством вулканов, собранных вместе отличается Камчатка от других вулканических регионов мира. Мало найдется мест на планете, где они были бы так разнообразны и красивы. Вулканы Камчатки всегда привлекали к себе ученых, путешественников и любителей природы. О них написаны популярные книги. Человека, которому удалось стать свидетелем извержений вулканов, навсегда завораживают мощная стихия огня, потоки раскаленной лавы, фейерверки огненных камней… Камчатские вулканы – одна из главных природных достопримечательностей России. Выполнение упражнений в рабочей тетради (1-3). -Что такое Всемирное наследие? -Почему нужно охранять объекты Всемирного природного и культурного наследия? -Испытывали ли вы какие-нибудь трудности в течение урока? С. 90-93. Рабочая тетрадь – с.61 №2, с.59 №4, 5. |