Тема урока. Растения твоего края.
Подготовила Бекирова Г.Э.
Класс: 4 Б
Тип урока. открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с информацией, текстом, с учебником, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
методы и формы обучения. объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная и групповая.
Технологии: методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, проблемное обучение, технология развития критического мышления.
Оборудование. Проектор, ноутбук; карточки с названиям растений; карточки с названиями групп растений, пословицы.
Основные понятия. Реликты, эндемики.
Ход урока.
Мотивация.
-Соберите пословицу: Береги землю родимую, как мать любимую. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
О чём эти пословицы? Чему учат?
А как пословицы связаиы с нашим уроком?
Актуализация опорных знаний.
_Да, ребята, мы продолжим изучать раздел «Родной край- часть великой России».
-Что мы знаем о Чёрном море? Об обитателях Чёрного моря?
Викторина «Знаешь ли ты Крым?
- В какой природной зоне находится наш Крым? (в зоне степей)
- Какой вид почв преобладает в этой природной зоне? (чернозём)
- Какая весна в этой зоне?( дождливая и теплая)
- А лето? (жаркое и сухое)
- А кто знает, сколько в Крыму солнечных дней в году? (287 дней)
- Вывод: В зоне степей наличие плодородной почвы, много света и тепла, осадки, что создаёт необходимые условия для роста …чего? (растений)
Изучение нового материала.
-Так о чём мы сегодня с вами будем говорить? ( о растениях Крыма)
- Значит тема нашего урока,,, (Растения родного края). Что будем изучать, цель урока? ( изучить растения Крыма)
- Найдите тему нашего урока в учебнике. Посмотрите на стр.137, там перечислены растения. Как вы думаете, какие их них растут в Крыму?
- Ребята, а с какими растениями Крыма мы уже знакомы?
Растения Крыма можно разделить на такие группы: лекарственные, ядовитые, Растения, занесённые в Красную книгу, реликты и эндемики. (На доске появляются названия групп растений) Определение: Растения- реликты - это растения, сохранившиеся от прошлых геологических эпох, живые свидетели истории.
Эндемики- растения, свойственны только Крыму и нигде больше не встречаются.
(Работа в группах) см. Приложение.
Вам предстоит быть в роли исследователей. Перед вами карточки с названиями растений. Ваша задача- исследовать растения и определить, какие из них относятся к лекарственным, ядовитым, реликтам, эндемикам, Какие занесены в Красную книгу.. Ответственным подойти ко мне и взять название группы растений.. напоминаю правила работы в группе. Время для работы – 10 минут.
Выступление ответственных, вывешивание названий на доску. Вывод: Растения нужно беречь, они являются лёгкими нашей планеты., а так же многие из них являются лекарственными.
Физминутка.
Беседа..
Растениеводство делится на несколько основних отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
- познакомимся с каждой отраслью.
- Назовите. Из каких растений готовят каши и хлебные изделия? (пшеница, рожь, ячмень, просо, овёс, кукуруза, гречиха) с.189
Главные полевые культуры – зерновые.
Культура из которой получают крахмал, …, сахар, … подсолнечное масло, … производят ткань…
- Вспомните, какие это культуры?
Вывод: Эти растения выращивает отрасль полеводство.
Но в Крыму ещё выращивают рис (Раздольненский р-н), рапс.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни, тыквы.
-Из каких культур готовят борщ, суп, салат (капуста, морковь, томаты.огурцы, лук и чеснок…) – овощные культуры.
Вывод: Эти растения выращивает отрасль овощеводство.
- Из каких культур готовят компоты, варенье, а полезнее употреблять их в сыром виде? (плодовые культуры)
например, ….
Вывод: Эти растения выращивает отрасль плодоводство.
- Они дарят нам эстетическое наслаждение своей красотой и нежным запахом?) Работа с учебником. Прочитайте статью на с. 192.
Вывод: Это цветочные культуры или декоративные. Почему?
(Обратитесь к справке.Чайная роза и лаванда)
В Крыму выращивают чайную розу, из которой изготавливают варенье, получают масло, используют её в парфюмерии.
Лаванда и польза для здоровья
Эфирное масло лаванды обладает успокаивающим ароматом, помогает в лечении: мигрени, головной боли, а также свойство против бактерий.
Учитель. В Крыму развита ещё одна отрасль…
Отгадайте: эти гроздья очень сладки,
высохли и он изюм (виноград).
А отрасль называется виноградорство.
Практическая деятельность.
– Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.
1. Балерина вышла, Сборки да оборки. Складки да подкладки… А имя у артистки – Небесной прописки. (Астра, цветоводство.) 2. Росло – красно, цвело – бело, А снял зерно – почти черно. (Гречиха, полеводство.) 3. В садочке есть плод, Он сладок, как мед, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч, – Он под самой ножкой Вытянут немножко. (Груша, плодоводство.) 4. Закутан ребенок В сто пеленок (Капуста, овощеводство.) 5. Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.) | 6. Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки Золотистые початки. (Кукуруза, полеводство.) 7. В чистом поле – не в лесу Хворостинок припасу: Чтоб семья оделась, Чтобы вкусно елось, Чтобы хата грелась. (Лен, полеводство.) 8. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина, плодоводство.) 9. Живет в поле усан – Ус длиннее, чем сам. Пока молодой – ус золотой, А как перемелется – Цвет изменится. (Рожь, полеводство.) | 10. Не корень, а в земле; Не хлеб, а на столе; И к пище приправа, И на микробов – управа. (Чеснок, овощеводство.) 11. Три сестры. Летом зеленые, К осени одна краснеет, Другая белеет, третья чернеет. (Смородина, плодоводство.) 12. Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис, овощеводство.) 13. Посадили зернышко, Вырастили солнышко. (Подсолнечник, полеводство.) 14. На клумбе у окошка Посажена картошка, Цветы ее огромные, И светлые, и темные. (Георгин, цветоводство.) |
Итог. Рефлексия. Подведём итог. Выставление оценок.
– Над какой темой работали?
– О каких отраслях растениеводства вы узнали?
– Для чего вам нужна данная информация?
– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
– Как оцениваете свою деятельность?
Домашнее задание.
Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории Республики Крым.
5