Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Кроссворд | В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать! 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.) 4. Арктика – царство снега и… (льда). 5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.) 6. Виды рыбы обитающей в северных морях. (Чайка.) Ключевое слово: ТУНДРА | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Выполняют записи в тетради | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: владеют способами решения учебных задач. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места, записи в тетради |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. Графический диктант | 1. Конкурс рисунков. 2. Сообщения учащихся о животных Арктики. 3. графический диктант | Организуют выставку. Выступают с сообщениями. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ- | Устные ответы, пись- менные задания |
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя по теме урока. Работа со схемой. | – Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? – Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? – Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему. | Слушают учителя. показывают зону тундры на карте. Отвечают на вопросы. Составляют схему. | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная. | Устные ответы |
| Работа с учебником | – Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? – Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» в учебнике (с. 88–89). Назовите растения тундры. – Какая у них наземная часть? Почему? – В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая березка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. | Читают тексты в учебнике, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы | Индивидуальная | ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |
| | предлагает опять рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» в учебнике (с. 88–89). – Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? – Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра и человек» в учебнике (с. 93–95). – Какое основное занятие населения тундры? | | | | |
IV. Практическая деятельность | Составление рассказа по плану. Составление схемы. | – Расскажите о тундре по плану: 1. Географическое положение. 2. Климат. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Деятельность человека. После ответов предлагает заполнить пирамиду. | Составляют рассказ по плану, схему. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи. | Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания |
| Составление цепей питания. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры». Задания из электронного приложения к учебнику | Далее предлагает составить 4–5 цепей питания. 1. Растения тундры → белая куропатка → песец. 2. Мох-ягель → северный олень → волк. 3. Растения тундры → лемминг → белая сова. 4. Растения тундры → лемминг → песец. песец лемминг белый медведь ягель Арктика водоросли белая сова тупик гагара брусника голубика Тундра северный олень белая куропатка морошка лишайник полярный мак морж тюлень Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Составляют цепи питания. показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное. Выполняют задания | Коллективная. индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой природной зоной мы познакомились? – Чем эта зона отличается от других? – Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке | читают вывод в учебнике (с. 96). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).