Тема: Человек - чело века.
Цели:
-формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению;
- воспитание нравственных чувств через присвоение таких ценностей, как нравственный выбор, милосердие, сострадание, сочувствие.
Задачи:
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Ход урока
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие "Здравствуйте!"
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока
2. Выведение темы урока.
-Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока:
-Он может стать шахтером,
Ученым и актером,
Учителем он может стать —
Детишек в школе обучать. (Человек)
-Из каких частей состоит слово человек?
-Можно сказать, что человек - чело, т.е. лицо, образ. Отсюда человек - образ века.
3. Работа над темой урока.
- Назовите тему урока.
-В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать.
И подарить его людям.
-Вы хотите быть счастливыми?
-Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества мы должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.
-Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?
4.Работа в группах.
На доске названия разных качеств человека. Разделите их по смыслу на 2 группы: в одну - качества нравственные, в другую - безнравственные.
- А теперь посмотрите на доску. Видите на ней весёлый смайлик? Какие лучики мы к нему прикрепим?
- Правильно, все самые хорошие.
- Посмотрите, что у вас осталось на столах.
- Прочитайте.
- Будет ли человек с такими качествами такой же радостный, солнечный
-В нашей истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности.
- О ком мы говорили на прошлом уроке?
- Кто такие патриоты?
«Патриотизм» – любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.
«Патриот» – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
- Патриотизм может проявляться и в мирное время.
- Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.
-Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
( Демонстрация портретов выдающихся людей России М.Ломоносов, А Невский, Г.Жуков, доктор Рошаль и тд.)
Леонид Михайлович Рошаль - с 2003 года по настоящее время - директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001). Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).
-Человеку свойственно оценивать окружающих его людей, будь это коллеги по работе или сосед по парте, и каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни.
Но и сейчас в нашем современном обществе любой человек может проявлять самые хорошие нравственные качества.
6.Закрепление
- Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том, или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому – нибудь боль. Осознаем мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности.
(Звучит музыка, учитель читает притчу)
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом, же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
-А как вы думаете, что ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Как вы поняли смысл этой притчи?
(ответы детей)
-Действительно всё в наших руках. Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки, которые важны не только для нас, но и для многих других людей вокруг. Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том, или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-нибудь боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности.
5.Итог урока. Рефлексия.
-О каких качествах нравственности мы сегодня с вами говорили?
-А в чём они проявляются? (в наших поступках).
Релаксация
Закройте глаза. Положите руку на сердце. Представьте, что в вашей груди есть маленькая звездочка. Я посылаю к ней лучики любви и участия, и эта звездочка становится больше. Я отправляю к ней лучи отзывчивости и честности, и она опять увеличивается.
Откройте глаза. Пусть тепло этой звездочки будет с вами всегда. Будьте счастливы.