СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Основные грамматические категории имени существительного: род, число, склонение и падеж».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок письма и развития речи в 9 классе разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная школа). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Основные грамматические категории имени существительного: род, число, склонение и падеж».»

Учитель письма и развития речи

Мизильская Н.Н.



Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы


Тема урока: «Основные грамматические категории имени существительного: род, число, склонение и падеж».

Цель: систематизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного (одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падежи, склонение).

Задачи:

  1. Продолжить обучать школьников выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного: одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падеж, склонение, составлять предложения из предложенных слов.

  2. Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение.

  3. Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютерная презентация, таблица «Грамматические категории имени существительного», предметные картинки, учебник Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Рксский язык», для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, школьные принадлежности.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-К нам сегодня на урок пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями.

Ну-ка вместе подтянулись

И друг другу улыбнулись,

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок.

- Запишите сегодняшнее число – двадцать шестое октября; классная работа.

Работа ведется с помощью презентации на интерактивной доске

  1. Сообщение темы и целей урока

- В некотором царстве, которое называется «Русский язык», есть такая страна под названием «Речь». Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части речи. (глагол, имя прилагательное, имя существительное, местоимение)

- О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (имя существительное)

  1. Актуализация знаний

- Дайте определение имени существительному. (Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

- Назовите имена существительные.

- Имя существительное как часть речи очень древнее. Оно появилось в речи наших далёких предков первым. И сейчас в общении имя существительное употребляется чаще остальных частей речи. Для правильного употребления их в устной и письменной речи нам поможет знание грамматических признаков этой части речи.

- Сегодня на уроке, мы вспомним грамматические признаки имени существительного, т.е. как изменяется имя сущ-ое.

- Запишите тему урока «Грамматические признаки имени существительного».

- Какие грамматические признаки имени существительного мы изучали в предыдущих классах? (Одушевлённые/неодушевлённые; собственные/нарицательные; число; род; склонение; падежи.)

  1. Основная часть

  1. Одушевлённые/неодушевлённые

- Первый признак, который мы повторим: одушевлённость-неодушевлённость.

- Рассадите пассажиров в нужные вагоны, задавая вопрос.

Сделайте вывод. (Для сильных обучающихся) (Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ имена существительные. Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос что? И обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ имена существительные.)

- А сейчас самостоятельно распределите данные слова по столбикам. В левый столбик – одушевлённые имена существительные, в правый – неодушевлённые.

- Проверьте правильность выполнения задания в тетрадях, с выполненным заданием на доске.

  1. Собственные/ нарицательные

- Среди имён существительных различают собственные и нарицательные.

-Вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.

1.ФИО

2.Клички

3.Названия улиц

4.Географические названия

5.Названия литературных произведений

- С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной, большой)

- Назовите страну, в которой мы живём. (Россия)

С какой буквы напишем название страны?

- Назовите столицу края, в котором мы живём? (Краснодар) С какой буквы напишем название города?

- Какие моря есть в нашем крае? (Азовское и Черное) С какой буквы запишем названия морей?

Из нашей записи, прочтите имена нарицательные, (страна, город, моря) имена собственные (Россия, Краснодар, Азовское, Черное).

  1. Словарно- орфографическая работа

-Вспомним, как проверить написание безударной гласной в корне слова.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

-Проведём словарно-орфографическую работу. К доске……(выделить корень, устно подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву)

Россия – наша стр…на. Мы з…вём её Родиной. Здесь мы р...дились, всё тут для нас р…дное.

  1. Число

-Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)

Имена существительные изменяются по числам.

Например: яблоко – ед. ч.,

яблоки – мн.ч.

Заполните таблицу:

Ед. ч.

Мн. ч.

стол



сказки

дорога



коты



Сделаем вывод. (Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ед.числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во мн. числе.)

Физминутка (Здоровьесбережение)

- Встали, расправили спинки, плечи, подняли головы.

Если я называю имя существительное в ед. числе вы один раз приседаете, если существительное во мн. числе – хлопаете в ладоши несколько раз.

  1. Род

Мы знаем, что имена существительные имеют род.

– А вы знаете, как появился род? Для того чтобы узнать как появился род, я предлагаю просмотреть видео. (Интерактивная доска)

- Мы узнали, что имена существительные могут быть 3-х родов. Для определения рода имён существительных мы используем слова-помощники: он-мой, она-моя, оно-моё. В зависимости от того, какие слова подходят к тому или иному существительному, того рода и будет данное слово.

- Назовите слова-помощники для сущ. ж.р., м.р., ср.р. (Для сильных обучающихся)

- Зрительно разделите страницу на три столбика, озаглавьте их - ж.р., м.р., ср.р.

- Я буду показывать предметные картинки, а вы должны будите отнести это существительное в один из столбиков (солнце, груша, карандаш, яблоко, линейка, лист). Работаем с комментированием «по цепочке».

Сделаем вывод. (для сильных обучающихся) (Чтобы определить род существительного нужно использовать слова-помощники: он-мой, она-моя, оно-моё.)

  1. Склонение

Для того чтобы узнать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.

Из предложенных слов 1-ый ряд выпишите имена существительные 1-го склонения; 2-ой ряд -2-го скл., 3-ий ряд – 3-го скл.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

(1-е скл – папа, ива, пена; 2-е скл.- арбуз, поле, небо; 3-е скл.- рысь, рожь, морковь.)

Сделаем вывод. (по таблице)

  1. Падеж

- Следующий грамматический признак – падеж.

- Скажите, сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

- А теперь проверим, как вы умеете определять падежи!

Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

                                    Дорожка домой

                                    Мне мила с детских лет,

                                    Дорожки знакомей, красивее нет!

                                    И если б зашёл я,

                                    Не знаю куда,

                                    Дорожку домой

                                    Отыскал бы всегда

                                    На этой дорожке

                                    И в трудные дни

                                    Я пел бы без устали

                                   Песни свои.

  1. Закрепление полученных знаний (Развитие речи)

- А теперь применим наши знания на практике. Нам нужно будет грамотно, правильно составить текст.

- Назовите, какое сейчас время года.

Рассмотрите картину.

- Из предложенных слов составим предложения, текст по теме «Осенний лес».

(Для сильных обучающихся)

Осенний лес.

Осень, я, люблю, по, лес, бродить. В, тихо, лес. Мелкий, дождь, идёт. Дерево, сбросили, лист.

(Я люблю осенью бродить по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья сбросили листья.)

Д/З: - Выпишите имена существительные и определите их грамматические признаки.

(Для слабых обучающихся)

Д/З: - Спиши. Подчеркни имена существительные одной чертой.

Я люблю осенью бродить по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья сбросили листья.

  1. Итог урока

Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.

- Какие грамматические признаки имени существительного мы повторили?

- Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему?

Выставление отметок за урок.

Д/з. доделать упражнение, начатое в классе.

- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке.

1. Спиши. Запиши вопросы к столбикам:

_______? ________?

насекомое мороженое

токарь бутерброд

продавец документ



2. Распредели слова в столбики.

Ед.ч. Мн.ч.



Стол, столы, сказка, сказки, дорога, дороги, кот, коты



3. Списать существительные, обозначив род (м.р., ж.р., с.р.)

Солнце, груша, карандаш, яблоко, линейка.



4. Спиши.

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

папа арбуз рысь

ива поле рожь

пена небо морковь

5. Выпиши выделенные слова.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей, красивее нет!

И если б зашёл я,

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.



6. Списать. Подчеркнуть существительные.

Осенний лес.

Я люблю осенью бродить по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья сбросили листья.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!