Урок № 5 кл., литература Учитель: Абдулганиева С.Ш.
Тема урока: «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций
Планируемые результаты
Предметные: обучение аналитическому пересказу и комментарию к художественному тексту;
Метапредметные: совершенствование речевых умений путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений;
Личностные: развитие представления детей о формировании характера человека;
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.
2. Знакомство с биографией В.Астафьева (показ слайдов №№ 1-6).
2. Работа с текстом.
Учитель читает отрывок «Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость…» (слайд № 7,8).
- Зачем Васютка ушёл в лес? (Чтобы помочь рыбакам).
3. Проверка домашнего задания.
Класс был поделен на 4 постоянные группы.
Пятиклассники рассаживаются за свои столы. Каждая группа получает задание.
4. На доске показан путь Васи в тайге в виде рисунков, которые подготовили «эксперты» дома. Уточняя по учебнику маршрут Васи, учащиеся первой группы обсуждают детали пути мальчика и по очереди пересказывают текст, опираясь на рисунки.
Учащиеся, которые относятся к группе «эксперты», дополняют, исправляют неточности в пересказе, вручают жетоны в виде рыбок за верные ответы.
Вася собрал орехи в мешок и пошёл дальше.
Вдруг он увидел что-то чёрное. Это был глухарь.
Мальчик несколько раз менял направление и, устав от тяжёлого груза, высыпал из мешка кедровые шишки.
Вокруг были обычные деревья, а затесей Вася не увидел … .
Серая сова пролетела по ночному небу… .
Мальчик остановился на ночлег, разжёг костер.
5. Вторая группа за 15 минут составила тесты по тексту, предварительно обсудив их. Представитель группы предложил тесты классу.
1. Жанр произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка-быль.
2. В предложении: “Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия” — автор использует:
а) сравнение;
б) антитезу;
в) метафору.
3. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал;
б) запаниковал;
в) решил не сдаваться.
4. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
а) речка;
б) болото;
в) озеро.
5. Найдя озеро, Васютка:
а) стал известным на всю страну;
б) зазнался;
в) принёс пользу стране.
Учитель. Действительно Васютка принёс огромную пользу людям, в его озере огромное количество рыбы.
6. В разговор вступает 3-я группа. Учащиеся этой группы в начале урока в течение 15 минут составили вопросы по тексту на вырезанных из бумаги рыбках, которых вручили им «Эксперты». После обсуждения вопросы были предложены детям. Учащиеся первой и второй группы «ловят рыбу в озере» и отвечают на вопросы.
1. Почему рыбаки из бригады отца приуныли.
2. О чем разговаривал Вася с лесными жителями.
3. Как мальчик разводил костёр?
4. Сколько дней находился Васютка в тайге?
5. Как Васютка называл дождь?
6. Как нашелся мальчик?
Учитель: 1. Что сменяет радость?
2. Что предпринимает Васютка, когда видит бот?
3. Что рассказал Васютка деду и отцу об озере?
7. Словарная работа (слайд № 9).
- Что означают слова: бот; очумел; упал с валежин; отрешенно.
8. Каждый человек с детства должен работать над собой, прислушиваться к совету старших, трудиться, быть внимательным, закаляться, иметь терпение, культивировать в себе выносливость, уверенность. Тогда жизнь будет интересной и увлекательной.
9. Обсуждение работы каждой группы, выставление оценок.
9. Домашнее задание. Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа (слайд № 10).
Рефлексия
- Сегодня на уроке …
Сложным было …
2