СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. ПЬЕСА А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературоведческий практикум по пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. ПЬЕСА А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»»



ТЕМА: «ПЬЕСА А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»


Дисциплина: Литература (2 урока)

Преподаватель: Мельникова Я.Н.

Тема: Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»

Цель занятия: изучение комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» и формирование на его основе представлений обучающихся об особенностях «новой драмы».

Задачи занятия:

Обучающие:
- расширить представление о творчестве А.П. Чехова через анализ пьесы «Вишневый сад»;

- рассмотрение нравственной проблематики произведения;

- совершенствование умений анализа художественного произведения, составления монологического высказывания, оперирования литературоведческими терминами.

Развивающие:
- развитие умения выделять главное и второстепенное,

- развитие умения слушать, анализировать;

- совершенствовать навыки монологического высказывания;

- развитие творческих способностей у учащихся;

- развитие умения анализировать прозаические произведения, обобщать, аргументировать свои ответы;

- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя;

- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта.

Воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому предмету;

- воспитание интерес к художественной литературе и творчеству писателя;

- воспитание через творческую активность учащихся духовности, чувства прекрасного, эстетического вкуса.

Методы и формы работы:

- работа в группах;

- фронтальный опрос;

- проблемные задания;

- частично-поисковая деятельность;

- анализ художественного произведения.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • компьютер;

  • дидактические материалы;

  • текст художественного произведения;

  • печатный конспект уроку.


.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие обучающихся, положительный настрой на работу.

  1. Формулировка темы и цели занятия (3 мин.)

- Творчество какого писателя мы рассматривали на прошлом занятии? Какое произведение вы должны были прочитать дома к сегодняшнему дню?

- Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. На основе темы сформулируйте цель работы.

  1. Актуализация знаний (15 мин.)

    1. Повторение основных этапов творческого пути А.П. Чехова

Интерактивное задание: фронтальный опрос по категориям (презентация).

Факты из биографии

  1. Назовите город, в котором родился А.П. Чехов? (Таганрог)

  1. Назовите один из самых популярных псевдонимов А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)

  1. К какому сословию принадлежала семья Чеховых? (купечество)

  1. Какое образование получил А.П. Чехов? (медицинское)

  1. В 1890 году А.П. Чехов отправился в экспедицию для исследования быта русских тюрем. Назовите место, куда направился писать с этой целью. (остров Сахалин)

Рассказы

  1. Памятник какому из персонажей рассказа А.П. Чехова установлен в Таганроге (Человек в футляре, Беликов)


  1. Как назывался дебютный сборник Чехова? (Сказки Мельпомены)

  1. Как связаны между собой рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви»? (Темой футлярности)

  1. Назовите фамилию главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч»? (Старцев)

  1. В каких юмористических журналах публиковались ранние рассказы А.П. Чехова? (Будильник, Осколки, Стрекоза)

Драматургия

  1. Первая постановка какой пьесы А.П. Чехова обернулась провалом? (Чайка)

  1. Назовите первую пьесу А.П. Чехова, созданную в период учебы в гимназии. (Безотцовщина)

  1. Какую пьесу принято считать вершиной драматургии А.П. Чехова и одновременно «лебединой песнью»? (Вишневый сад)

  1. В какой пьесе А. П. Чехова прозвучала фраза: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? (Дядя Ваня)

  1. Обложка к первому изданию какой пьесы А.П. Чехова представлена на слайде? (Три сестры)

Социальные связи

  1. Кто на самом деле изображен на фотографии рядом с А.П. Чеховым, которая сегодня является известным мемом? (супруга писателя Ольга Книппер, актриса МХАТа)


  1. На фото изображен писатель, с которым А.П. Чехова связывала крепкая дружба. Кто этот писатель? (Максим Горький)


  1. Перед вами фото первых режиссеров, успешно поставивших в театре пьесу А.П. Чехова «Чайка» и последующие его пьесы. Назовите их? (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко)


  1. Творчество какого русского писателя, изображенного на фото, оказало значительное влияние на ранние произведения А.П. Чехова? (Л.Н. Толстой)


  1. В каком юмористическом журнале была опубликована представленная карикатура на А.П. Чехова? (Осколки)


    1. Повторение основных жанров и особенностей драмы как рода литературы

- Поскольку на сегодняшнем занятии мы снова имеем дело с произведением, относящимся к особому роду литературы – драме, давайте вспомним, что отличает драму как род литературы от лирики и эпоса? (Ответы обучающихся).

Задание 1. Соотнесите ключевые термины драматургии с их определениями.

Драма

род литературы и один из ведущих жанров драматургии. Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой

Комедия

жанр драматургии, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами и специфическим, легко разрешимым конфликтом, однако героям конфликт кажется неразрешимым.

Трагедия

жанр драматургии, в котором изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета — непримиримый конфликт героя, сильной личности, с внешними силами (судьбой, государством, стихией и др.) или самим собой.

Конфликт

противоборство действующих в литературном произведении разнонаправленных сил — социальных, природных, политических, нравственных, философских.

Задание 2. Установите правильную последовательность композиционных и сюжетных элементов в классической драме (в качестве примера можно опираться на сюжет и композицию драмы «Гроза», изученную ранее). Соотнесите элементы композиции драмы с соответствующими им компонентами сюжета.

Элементы композиции

Компоненты сюжета

Экспозиция

Представление героев

Завязка

Столкновение

Развитие действия

Набор сцен, развитие идеи

Кульминация

Апогей конфликта

Развязка

Разрешение конфликта

Задание 3. Перечислите особенности классической драмы. Кратко раскройте их суть. (Ответы обучающихся).

  • отсутствие повествовательно-описательного изображения;

  • отсутствие мотивировок поступков героев драмы;

  • основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);

  • персонажи раскрываются в действиях (поступках);

  • объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками;

  • использование ремарок;

  • обязательна социальная значимость драмы.

  1. Изучение нового материала и первичное закрепление

- Сегодняшнее занятие будет посвящено изучению пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», однако данное произведение как, впрочем, и вся драматургия Чехова отличается от произведений подобного рода созданных ранее, от классической драмы. Для знакомства с особенностями «новой драмы» предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

    1. Новаторство чеховской драматургии (15 мин.)

Задание до просмотра: при просмотре видеоролика необходимо записать в тетрадь ключевые особенности драматургии А.П. Чехова.

А) «новая драма»;

Б) драма настроения;

В) подводное течение;

Г) «диалог глухих» / «чеховский диалог»;

Д) отсутствие сюжета;

Е) отсутствие главного героя и привычного деления на положительных и отрицательных персонажей, главных и второстепенных (полифонизм);

Ё) каждая пьеса состоит из 4 действий;

Ж) персонажи раскрываются в раздумьях (психологизм);

З) художественная деталь.

Просмотр видеоролика: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/main/49102/

Задание после просмотра: итак, давайте сверимся с тем, что удалось выделить в качестве особенностей драматургии А. П. Чехова. (Ответы обучающихся). Постарайтесь раскрыть сущность каждой из выделенных черт. Как вы поняли, чем отличается классическая драма от чеховской? (Ответы обучающихся).

Обучающиеся получают листы с определениями актуальных на занятии терминов и краткой характеристикой особенностей «новой драмы».

ТЕЗАУРУС

«Новая драма» — историко-литературное явление конца XIX — начала XX веков, связанное с модернизацией драмы и становлением национального театра. В «новой драме» внимание переносится с внешнего конфликта на внутренний, на душевное состояние героев, на атмосферу, настроение.

Драма настроения — жанр, в котором нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения; определяется тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью.  

Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения. 

«Диалог глухих» - особый тип взаимодействия персонажей пьесы, стремящийся к монологу. Персонажи драмы не столько взаимодействуют друг с другом (не слышат и не хотят понимать), сколько высказывают то, что у каждого из них на душе.

Отсутствие сюжета - конкретных событий, подталкивающих развитие сюжета, в пьесе практически нет. Это объясняется особенным видением Чехова, для которого главное действие всегда заключено в движении души, а не в событиях внешнего мира.

Внесценический персонаж — персонаж, который не внесен в список действующих лиц пьесы и не появляется на сцене, но о нём упоминается в пьесе в высказываниях героев или в авторских ремарках. 

Художественная деталь — элемент художественного образа, несущий важную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. 

Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героев, их жестов, мимики и т. п. 

Чеховская комедия — пьесы, которые А. П. Чехов называет «комедиями», — это произведения синтетического типа, в которых присутствует и драматическое, и комедийное начала.

Задание для первичного закрепления особенностей «новой драмы»: подберите примеры из пьесы «Вишневый сад», которые будут являться яркой демонстрацией особенностей «новой драмы». (Ответы обучающихся).

Если обучающиеся испытывают затруднения, можно предложить другое задание: Прочитайте предложенные вам фрагменты пьесы «Вишневый сад», попытайтесь определить, какие особенности они демонстрируют.

Фрагмент 1 («диалог глухих», акцент на душевное состояние героев)

«Лопахин. ...Я думаю: "Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...

Любовь Андреевна. Вам понадобились великаны... Они только в сказках хороши, а так они пугают.

В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.

Аня (задумчиво). Епиходов идет...

Гаев. Солнце село, господа.

Трофимов. Да.

Гаев (негромко, как бы декламируя). О, природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...

Варя (умоляюще). Дядечка!

Аня. Дядя, ты опять!

Трофимов. Вы лучше желтого в середину дуплетом.

Гаев. Я молчу, молчу»

Фрагмент 2 («диалог глухих»)

«Гаев. Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?

Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.

Пищик (удивленно). Вы подумайте!»

Фрагмент 3 («диалог глухих», акцент на душевное состояние героев, художественная деталь)

«Любовь Андреевна (смеется). Ты все такая же, Варя. (Привлекает ее к себе и целует.) Вот выпью кофе, тогда все уйдем.

Фирс кладет ей под ноги подушечку.

Спасибо, родной. Я привыкла к кофе. Пью его и днем и ночью. Спасибо, мой старичок. (Целует Фирса.)

Варя. Поглядеть, все ли вещи привезли... (Уходит.)

Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив.

Фирс. Позавчера»

Фрагмент 4 («подводное течение», акцент на душевное состояние героев, художественная деталь, указание на внесценического персонажа)

«Любовь Андреевна. О, мои грехи... Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского,— он страшно пил,— и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время,— это было первое наказание, удар прямо в голову,— вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... (Утирает слезы.) Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше! (Достает из кармана телеграмму.) Получила сегодня из Парижа... Просит прощения, умоляет вернуться... (Рвет телеграмму.) Словно где-то музыка. (Прислушивается.)

Гаев. Это наш знаменитый еврейский оркестр. Помнишь, четыре скрипки, флейта и контрабас.

Любовь Андреевна. Он еще существует? Его бы к нам зазвать как-нибудь, устроить вечерок»

Фрагмент 5 («подводное течение», акцент на душевное состояние героев, «диалог глухих»)

«Любовь Андреевна. Вторая моя печаль — Варя. Она привыкла рано вставать и работать, и теперь без труда она как рыба без воды. Похудела, побледнела и плачет, бедняжка...

Пауза.

Вы это очень хорошо знаете, Ермолай Алексеич; я мечтала... выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь. (Шепчет Ане, та кивает Шарлотте, и обе уходят.) Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!

Лопахин. Я сам тоже не понимаю, признаться. Как-то странно все... Если есть еще время, то я хоть сейчас готов... Покончим сразу — и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения.

Любовь Андреевна. И превосходно. Ведь одна минута нужна, только. Я ее сейчас позову...

Любовь Андреевна (оживленно). Прекрасно. Мы выйдем... Яша, allez! Я ее позову... (В дверь.) Варя, оставь все, поди сюда. Иди! (Уходит с Яшей.)

Лопахин (поглядев на часы). Да...

Пауза.

За дверью сдержанный смех, шепот, наконец входит Варя.

Варя (долго осматривает вещи). Странно, никак не найду...

Лопахин. Что вы ищете? Варя. Сама уложила и не помню.

Лопахин. Вы куда же теперь, Варвара Михайловна?

Варя. Я? К Рагулиным... Договорилась к ним смотреть за хозяйством... в экономки, что ли.

Лопахин. Это в Яшнево? Верст семьдесят будет.

Пауза.

Вот и кончилась жизнь в этом доме...

Варя (оглядывая вещи). Где же это... Или, может, я в сундук уложила... Да, жизнь в этом доме кончилась... больше уже не будет...

Лопахин. А я в Харьков уезжаю сейчас... вот с этим поездом. Дела много. А тут во дворе оставляю Епиходова... Я его нанял»

Фрагмент 6 («подводное течение», «диалог глухих»)

«Дуняша. А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.

Лопахин. А!

Дуняша. Не знаю уж как... Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...

Лопахин (прислушивается). Вот, кажется, едут...»

    1. Композиция и событийный ряд (5 мин.)

- Перейдем к характеристике композиции и событийного ряда пьесы «Вишневый сад». Из скольких актов состоит пьеса «Вишневый сад»? (4 акта / действия).

Задание для освоения композиции и сюжета пьесы: опираясь на концепцию, предложенную Т. Г. Шах-Азизовой, установите соответствие между актами чеховских пьес и особенностью изображения событий, которые в них происходят. Укажите для каждого акта пьесы «Вишневый сад» соответствующее событие.

АКТЫ

I АКТ

II АКТ

III АКТ

IV АКТ

Хар-ка событий в акте по Т. Г. Шах-Азизовой (для всех пьес)

Медленное вступление, знакомство с героями пьесы


Замедление действия, лирические раздумья героев, желание что-то изменить

Кульминация, происходит событие, важное для каждого из героев

Жизнь возвращается в прежнюю колею, возникает ощущение неустроенности героев

Хар-ка событий в «Вишневом саде»

Прибытие Л.А. Раневской с Аней из Парижа. Встреча всех героев пьесы в доме Раневской.

Известие о выставлении имения на торги. Поиск героями разрешения проблемы (конфликта), свои предложения высказывает (Гаев, Лопахин, Раневская).

Праздная жизнь в имении. Раневская устраивает в доме прием (бал).

За сценой: аукцион, продажа имения за долги.

Все герои покидают имение. Вырубка вишневого сада. Фирса забывают в заколоченном доме.

*Динамическая пауза (5 мин.)


    1. Специфика времени в произведении (5 мин.)

- Время в пьесе играет очень важное значение, с одной стороны, все события комедии охватывают значительный промежуток времени, что отличает пьесу А.П. Чехова от классической драмы, а, с другой стороны, все герои пьесы могут быть классифицированы в зависимости от времени, которому они принадлежат. Остановимся подробнее на хронологии в произведении.

Задание для описания временной организации произведения: перед вами лента времени, однако на ней отсутствует самое важное, дополните данную схему деталями, касающимися времени в каждом действии пьесы.

I АКТ



II АКТ

III АКТ

IV АКТ


Ремарка. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник.

(Герои собираются в имении Раневской)


Исходя из хронологии пьесы во втором действии показан период с июня по июль.


Варя. В августе будут продавать имение... (событие продажи имения происходит за сценой в третьем действии)


Лопахин. На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. (Отъезд героев из имения)

- Несмотря на установленную хронологию, время как бы выходит за границы пьесы. Любовь Андреевна Раневская потеряла мужа 6 лет назад, через месяц после этого события утонул ее семилетний сын Гриша. Раневская не была в своем имении 5 лет, в это время она находилась за границей. Оказавшаяся в имении Раневская постоянно вспоминает прошлое, она будто живет им, даже не пытаясь найти себе место в настоящем и тем более в будущем. Поэтому целесообразно распределить всех героев пьесы по временным плоскостям: прошлое – настоящее – будущее.

    1. Система персонажей (15 мин.)

Задание на классификацию персонажей пьесы: распределите основных героев произведения на три группы: «люди прошлого», «люди настоящего» и «люди будущего». Определите сословие, к которому принадлежат персонажи каждой группы.

«люди прошлого»

«люди настоящего»

«люди будущего»

Л.А. Раневская

Л.А. Гаев

Б.Б. Симеонов-Пищик

Е.А. Лопахин

П.С. Трофимов – интеллигент / «облезлый барин» / рассуждает, как революционер

Аня

Варя

Помещики

Купец /

предприниматель

Последыши дворянского сословия или будущее России?

Фирс – старый лакей


Яша – молодой лакей

Дуняша – горничная

Здание на описание персонажей пьесы: дайте характеристику персонажей комедии «Вишневый сад» (на прошлом занятии обучающиеся получили индивидуальное опережающее д/з, связанное с составлением «паспорта персонажа» художественного произведения. Ниже приведен шаблон для выполнения задания).


Место для

фото

ПАСПОРТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Автор___________________________________

Произведение____________________________

Год написания____________________________

Жанр____________________________________


Фамилия_________________________________

Имя_____________________________________

Отчество_________________________________

Возраст__________________________________

Семейное положение ______________________

Адрес ___________________________________

_________________________________________

Социальный статус ________________________

_________________________________________

Профессия (род деятельности) ______________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Система взглядов и система ценностей ______

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


Психологический портрет

Достоинства героя _______________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Недостатки героя ________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Примеры раскрытия черт характера в монологах героя _________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


Оценка героя другими персонажами _________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


Оценка героя составителем документа _______

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


Отношение героя к вишневому саду __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позиция героя в конфликте относительно продажи имения _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Однако персонажи пьесы «Вишневый сад» классифицируются не только на основе времени, которому они условно принадлежат, но и на основе их отношения к вишневому саду.

Задание на классификацию персонажей пьесы: распределите основных персонажей пьесы на две группы в зависимости от их отношения к вишневому саду. Объясните, почему герои занимают ту или иную позицию.

За сохранение вишневого сада – романтики

Против сохранения вишневого сада – прагматики

Л.А. Раневская

Л.А. Гаев

Е.А. Лопахин

Петя Трофимов и Аня

    1. Особенности конфликта и жанр произведения (15 мин)

- Именно отношение героев к вишневому саду является основой конфликта в произведении. Основной проблемой, представленной в произведении, является разорение русского дворянства, их неприспособленность к изменившемуся миру, что постепенно приводит к продаже родовых имений с аукциона за долги. Подобная проблема была отражена во многих образцах русской литературы 19 века, например, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Лес» А.Н. Островского и др. Однако А.П. Чехову удалось подарить этой, казалось бы, старой теме новое звучание.

- Герои произведения предлагают разные способы разрешения проблемы, назовите основные и оцените их реалистичность.

Е.А. Лопахин – вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду дачникам. Таким образом, до августа накопить сумму достаточную для покрытия долгов и спасти имение от продажи «с молотка».

Способ реалистичен, однако Раневская и Гаев выступают против подобного решения

Л.А. Гаев:

1) Получить от кого-нибудь наследство.

2) Выдать Аню за очень богатого человека.

3) Поехать в Ярославль и взять деньги в долг у тетушку-графини.

Первый и второй способ нереалистичны, поскольку представляют собой пустые мечты.

Третий способ отрицается указанием на то, что тетка не очень любит Л.А. Раневскую и вряд ли станет помогать.

- Таким образом, единственный действенный способ разрешения проблемы продажи имения, становится причиной конфликта взглядов героев произведении.

Задание «Мини-дискуссия»: обозначьте причины, по которым герои выступают «за» или «против» предложения Лопахина. Чем герои мотивируют свою позицию? Обозначьте свое мнение относительно конфликта в пьесе: почему можно / нельзя вырубать вишневый сад ради спасения имения. (Ответы обучающихся).

- Дайте определение жанрам драматургии: комедия и трагедия. Сам А. П. Чехов определил жанр пьесы «Вишневый сад» как комедию. Однако этот вопрос в литературоведении является дискуссионным.

Задание на определение жанровой специфики пьесы: укажите черты произведения, позволяющие рассматривать его как комедию и трагедию.

Черты комедии

Черты трагедии




    1. Символичность образа вишневого сада (5 мин.)

- Разумеется понимание пьесы не будет полным, если не рассмотреть символичность образа вишневого сада, поскольку в произведении существует не только буквальный смысл, стоящий за данным образом.

Задание «Составление кластера»: определите и назовите, какие смыслы стоят за образом вишневого сада в пьесе. Аргументируйте свою точку зрения.

Символ красоты



Символ России

Символ безмятежной, легкой жизни





Дачи (прибыль)

Символ прошлого, уходящей эпохи

Символ памяти

Символ будущего России

  1. Подведение итогов. Оценка работы (3 мин.)

- Подведем итог, какая цель была поставлена в начале занятия? Удалось ли достичь ее?

- Кто на ваш взгляд виновен в гибели вишневого сада?

- Какое будущее ждет героев пьесы?

- О чем заставляет сожалеть произведение? Какие надежды вызывает пьеса А.П. Чехова?

- Составьте синквейн с вершиной «Вишневый сад» (Задание носит дополнительный характер).

- Оцените свою деятельность на занятии по категориям: узнал; научился; понял; вызвало затруднения.

  1. Домашнее задание (2 мин.)

Дифференцированное домашнее задание, обучающийся может выбрать для выполнения любое задание из списка предложенных:

  1. Предложите свои варианты спасения «Вишневого сада». Составьте подробный план действий.

  2. Подготовьте эссе на тему «Роль слуг в комедии «Вишневый сад».

  3. Написать пятое действие комедии «Вишневый сад», где необходимо показать героев 13 лет спустя, изобразив, как сложилась их жизнь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!