СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Плач Ярославны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему  "Плач Ярославны в "Слове о полку Игореве" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Плач Ярославны"»

Конспект урока


Тема: Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве».


Цели и задачи урока.

1. Изучение «Слова о полку Игореве» через эпизод «Плач Ярославны».

- Истолковать отдельные образы, возникающие в эпизоде.

- Выделить мотивы, связывающие образы в рамках эпизода.

- Определить роль плача Ярославны в художественном целом произведения.

2. Развитие навыков анализа эпизода.

- Сформулировать вопросы к тексту.

- Обратить внимание на общие места в характеристике любого эпизода: хронотоп, система персонажей, событие, соотнесение с другими эпизодами.

- Использовать исторический (Лихачёв, Сазонова, Стеллецкий) и мифопоэтический комментарий.

- Задействовать в процессе интерпретации точки зрения различных исследователей.

3. Воспитание культуры понимания художественного произведения.

- Осознать значимость детали в художественном произведении. Усвоить теоретическое положение: «В художественном произведении не бывает ничего случайного».

- Проследить механизм взаимодействия части и целого в герменевтическом круге (связь эпизода и всего художественного произведения; связь отдельных эпизодов, составляющих целое художественного произведения).

4. Нравственное воспитание.

- Установить ценность семьи (рода) и Родины в произведении.

- Рассмотреть образ слова. Обратить внимание на то, что слово в произведении наделяется способностью изменять, преобразовывать мир.


Тип урока: урок-диалог с элементами «восхождения».


Форма урока: практикум.


Методы и приёмы учебной деятельности.

- Метод творческого чтения с параллельными комментариями и формулировкой вопросов.

- Исследовательский метод с обращением к различным типам анализа литературного произведения, сравнение единиц текста с выходом на интерпретацию через выявление связи части и целого.


Виды учебной деятельности.

- Формулировка учащимися вопросов к тексту эпизода.

- Интерпретация фрагмента текста.

- Соотнесение отдельных эпизодов с выходом на целое художественного произведения.


Место урока в учебном контексте.

Предпоследний урок, посвящённый анализу текста «Слова о полку Игореве». Готовит учащихся к осмыслению финала произведения, подведению итогов. Интерпретация эпизода постоянно сопровождается выходами за его рамки, способствующими формированию целостного представления о произведении.


«Сюжет» урока.


1 этап. Ситуация пограничности.


Возможные вопросы школьников.

Почему Ярославна хочет обернуться именно кукушкой?

Почему Ярославна плачет именно в это время?

Что такое забрало? Почему Ярославна плачет на нём?

Где находится Путивль? Почему Ярославна плачет там?

Как географически соотносятся Дунай, Каяла и Путивль?

Существует ли река Каяла на самом деле?


1. Какие образы создают ситуацию пограничности?

- Образ Дуная. По берегам Дуная проходила граница русских земель.

- Образ Каялы. В летописи нет упоминания о реке, на которой происходило сражение Игоря с половцами. Одна из интерпретаций названия реки: от глагола «каяти» - «сожалеть, оплакивать». Река смерти. Можно провести параллель со Стиксом.

- Образ кукушки – посредницы между миром живых и миром мёртвых. Сказочная традиция: кукушка приносит живую и мёртвую воду для оживления героя. Сравнить с омыванием ран князя Игоря водой из реки Каялы.

- Образ времени. В оригинале время действия обозначается следующим образом: «рано». В переводах возникают образы утра, зари, весны.

- Образ Путивля. Исследователи, ссылаясь на летопись, пишут, что Ярославна не могла ожидать мужа в Путивле: она должна была находиться в Новгороде-Северском, столице княжества Игоря. Автор «Слова о полку Игореве» сознательно искажает действительность с определённой художественной целью. Путивль – город на границе Новгород-Северского княжества.

- Образ забрала. Забрало – верхняя часть городских стен, по которой можно было ходить.

- Образ раненого князя.

- Образ ожидания. Ожидание Ярославны можно определить как промежуточное состояние между расставанием и встречей с Игорем.

2. Можно ли говорить о ситуации пограничности за рамками эпизода?

Сравните два эпизода: плач Ярославны и обращение к русским князьям. Имеет ли место в обращении к русским князьям ситуация ожидания? Кто является субъектом ожидания?

В «Слове о полку Игореве» создаётся образ Руси, находящейся на распутье, на пороге гибели. Можно провести параллель между образом Ярославны и образом Руси.


2 этап. Совпадение сфер личного и общего.


Возможные вопросы школьников.

Почему жена Игоря названа по отчеству, а не по имени?

Почему голос Ярославны слышится на Дунае?

Что такое забрало? Почему Ярославна плачет на нём?

Почему Ярославна плачет на юру (перевод Заболоцкого)? Что это?

Почему Ярославна плачет то на забрале, то на юру (перевод Заболоцкого)? Это одно и то же место?

Почему Ярославна в своём плаче не упоминает Всеволода, брата Игоря?

Как плач Ярославны связан с предшествующим ему лирическим отступлением автора?


1. Какие детали плача Ярославны указывают на совпадение сфер личного и общего, поглощение личных интересов общими?

- Наименование героини по отчеству. Какая ещё героиня «Слова о полку Игореве» имеет имя? В эпизоде сражения русских с половцами жена Всеволода названа Глебовной. Предпочтение родового имени перед индивидуальным – закономерность всего произведения.

- Распространение голоса Ярославны по всей Руси. На каком расстоянии друг от друга находятся Дунай и Путивль? Перевод А. Майкова: Игорь слышит голос Ярославны (вместо указания на Дунай). Из Путивля голос Ярославны через русские земли доходит до пограничной реки Дунай. Личное горе (разлука с мужем) приобретает масштаб общего, значимого для всей Руси.

- Образы забрала, юра. Забрало – самая высокая точка города. Юр – открытое, многолюдное место. Горе Ярославны разделяет весь народ.

- Плач Ярославны посвящён только Игорю. Кто из близких Ярославны участвовал в походе на половцев? Поражение русских сопровождается метафорой четырёх погасших солнц. О ком идёт речь? Кому поётся слава в конце произведения? Кого Гзак и Кончак называют соколёнком? Вместе с Игорем в походе участвовал его родной брат Всеволод, сын от первой жены Владимир; в качестве четвёртого «солнца» некоторые исследователи называют племянника Игоря Святослава Рыльского, некоторые – сына Игоря Олега. Ярославна плачет только по Игорю, потому что он занимает особое иерархическое положение – является князем Новгород-Северским. Семейные интересы отодвигаются на задний план, когда проблема касается всей Руси.

2. В плаче Ярославны стирается граница между личным и общим, жизнью человека и жизнью рода, жизнью рода и жизнью народа. В каких эпизодах «Слова о полку Игореве» наблюдается обратная ситуация? Как она оценивается?

- Игорь и Всеволод не стали дожидаться остальных князей и отправились в поход одни в погоне за личной славой. Они не успели принять участие в предшествующем победоносном объединённом походе русских князей против половцев, который возглавлял Святослав Киевский. В плаче Ярославны есть упоминание об этом походе, состоявшемся за год до неудачного похода Игоря.

- Эпизод, предшествующий плачу Ярославны. Междоусобицы. Образ братьев Рюрика и Давыда, которые никак не могли прийти к согласию, готовясь выступить против половцев.


3 этап. Активная позиция человека в мире.


Возможные вопросы школьников.

Почему эпизод называется «Плач Ярославны»?

Что такое плач? Как понимается это слово по отношению к данному произведению?

Чем необычен плач Ярославны?

Чем плач Ярославны отличается от других плачей, изображённых в «Слове о полку Игореве»?

Как плач Ярославны связан с последующим эпизодом бегства Игоря из плена?


1. Что вообще такое плач?

Плач – это когда плачут, проливают слёзы по какому-либо поводу.

Можно ли применить это определение по отношению к плачу Ярославны? В чём сходство и в чём отличие? Какие черты плача вы можете выделить, отталкиваясь от эпизода?

Сходство: причина плача – какое-то горе (жалобный характер). Отличия: вербальность, публичность. Одно из значений слова «плач» – «обрядовая жалобная песня» (словарь Ожегова и Шведовой). Плач в «Слове о полку Игореве» - церемониальная (этикетная) форма.

Сколько всего плачей в «Слове о полку Игореве»?

Плач русских жён после поражения. Золотое слово Святослава – мужской вариант плача. Плач матери Ростислава, упоминаемый Игорем в разговоре с Донцом (Ростислав – молодой брат Владимира Мономаха).

Остановимся на плаче матери Ростислава и сравним его с плачем Ярославны. В чём отличие?

- Мать Ростислава плачет по убитому, а Ярославна – по плененному.

- В «Слове о полку Игореве» приводится только текст плача Ярославны.

- В плаче матери Ростислава природа скорбит по умершему. В плаче Ярославны природа должна помочь Игорю.

- Мать Ростислава занимает пассивную позицию: она оплакивает смерть сына. Ярославна активна: она пытается помочь мужу.

Исполняется ли просьба Ярославны? Как связаны два эпизода: плач Ярославны и побег князя Игоря из плена?

Силы природы, к которым обращается Ярославна, помогают Игорю бежать.

- Чайки и гоголи, чуткие к приближению человека, предупреждают Игоря о приближении погони.

- Дятлы стуком указывают Игорю путь к реке. Дятлы обитают в зарослях деревьев, растущих в долинах степных рек.

В чём заключается особенность слова Ярославны? Элементы какого словесного жанра присутствуют в плаче Ярославны?

Плач Ярославны похож на заговор, заклинание, молитву. Слово Ярославны воздействует на действительность, преобразует её.

2. Вернёмся к сопоставлению плача Ярославны и обращения к русским князьям. Мы говорили о пограничной ситуации, в которой находятся Ярославна, князь Игорь, Русь. Какие ещё параллели между эпизодами вы можете провести? Что в выбранном для сравнения эпизоде соответствует просьбе Ярославны?

Обращение к силам природы и обращение к русским князьям. И то, и другое заключают в себе призыв к активности, к действию.

От кого исходят эти два обращения, два призыва к действию? Какое художественное значение имеет сопоставление образов автора и Ярославны? Мы говорили об одной особенности, которой обладает слово Ярославны; можно ли применить это к автору?

В произведении содержится установка на то, что слово автора – «Слово о полку Игореве» – способно изменить действительность. Побег князя Игоря – это предсказание того, что слово автора тоже достигнет своей цели – русские князья объединяться и спасут Русь.


4 этап. Подведение итогов урока.


Учитель формулирует выводы урока; ученики записывают.

1. В эпизоде и в «Слове о полку Игореве» в целом наблюдается пограничная ситуация, в которой находятся Ярославна, князь Игорь, Русь. Речь идёт о границе между жизнью и смертью (рана Игоря, угроза Руси со стороны половцев).

2. В основе пограничной ситуации лежит разобщённость, разъединённость (Ярославна и Игорь, Игорь и Русь, междоусобицы русских князей).

3. Выход из пограничной ситуации - объединение. Обязательным условием является активная позиция героев и возобладание общих интересов над личными.

Каждый ученик называет одно открытие, которое он сделал для себя в течение занятия.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!