СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре 11 класс. Логарифмы и из свойства

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре 11 класс. Логарифмы и из свойства»

Министерство образования Кыргызской Республики



Учебно – воспитательный комплекс

«ИЛИМ» им. М. Эгембердиева




Конспект урока алгебры


«Логарифмы и их свойства»


11 класс




Учитель математики

Примбердиев Фуркат Муталибович



2023 – 2024 учебный год













Дата

25.12.2023


Время

45 минут

Ф.И.О. учителя

Примбердиев Фуркат Муталибович

Класс

11 класс

Предмет

Алгебра

Оборудование

книга,ноутбук, телефон, интерактивная доска



Тип урока: урок закрепления знаний (урок комплексного применения знаний)


Вид: урок-консультация с элементами контроля и самоконтроля


Цель урока:

вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

(повторить определение логарифма, свойства логарифмов; научиться применять их при решении заданий, проверять правильность полученных решений.)


Задачи:

развивать мыслительные операции посредством конкретизации, зрительную память, потребность к самообразованию,

способствовать развитию познавательных процессов,

воспитывать познавательную активность, чувство уверенности в себе; культуру общения.


Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, раздаточный материал: карточки с заданиями, справочный материал, презентация.


План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин)

  2. Актуализация знаний (10 мин)

  3. Этап комплексного применения знаний. (15 мин)

https://onlinetestpad.com/4rzda4x7zvcme

  1. Представление познавательного материала (7 мин)

https://www.canva.com/design/DAF3zq59u9g/Xs_7s1lnhsXtAREFy2I-oA/edit?utm_content=DAF3zq59u9g&utm_campaign=designshare&utm_medium=link2&utm_source=sharebutton


https://padlet.com/furkatp1976/padlet-ef64mkqb3nv28zyk


  1. Контроль знаний и умений (7 мин)

  2. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

  3. Домашнее задание. (1 мин)


Место урока в тематическом планировании и системе уроков.

Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра 10- 11 класс», авт. А. Колмогоров.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название использу емых Эл.ресурсов

Формируемые УУД





Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные





1.Организационный момент, постановка задачи (2 мин.)






Вступительное слово преподавателя

Я приветствую вас на сегодняшнем уроке алгебры.

Тема урока: “Логарифм и его свойства”. Сегодня мы повторим понятие логарифма числа, свойства логарифма, закрепим умения применять эти понятия при решении уравнений. Эпиграфом урока являются слова М.В. Ломоносова

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. На доске: дата, тема, план, эпиграф урока.

Объявляется цель и задачи урока. Раздаются тетради для самостоятельных работ .

https://docs.google.com/presentation/d/1DV4bzdSCD8qe6fYfx3T2z-p__ARaYuP03S6U_n2mtMA/edit?usp=sharing


Рефлексия, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, знаково-символическое моделирование

Целеполагание, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Умение слушать собеседника,

уважение иной точки зрения, учет разных мнений, умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать,

рефлексия своих действий, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров.

Самооценка, развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения, сопереживание






2. Актуализация опорных знаний, умений студентов (7 мин.)






Проверка домашнего задания. №472а), №473а).

(Вызвать 2-х учащихся к доске.)
№ 272
а)

2,5; 2,5; ; 1; ;

Х

Ответ: х .


Классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Выбор наиболее эффективного способа

решения , волевая саморегуляция решений.

Контроль и оценка.

Умение слушать собеседника, понимание возможности различных позиций, ориентация на позицию других людей, умение аргументировать свое предложение

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям






273а).

2х ; х2 – 3 + 2х 0; х2 + 2х – 3 0.

Решим методом интервалов.

Пусть f (x) = х2 + 2х – 3, где f (x) = 0, т. е. х2 + 2х – 3 = 0.

Д = 22 – 4 .(- 3) = 4 = 12 = 16.

х1 = х2 =

f (0) = 02 + 2 . 0 – 3

Ответ: х (- ;-3)U(1;+ )











2. Индивидуальная работа по тестам

(Работаем по ссылке)

Задания:

  1. Решить показательные уравнения.

  2. Решить показательные неравенства.

  3. Задания на свойства показательной функции.

3. Индивидуальная работа у доски.

(Написать свойства степеней.)

https://onlinetestpad.com/4rzda4x7zvcme


смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, знаково-символическое моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие

Выбор наиболее эффективного способа решения


понимание возможности различных позиций, ориентация на позицию других людей, умение аргументировать свое предложение

Развитие доброжелатености, доверия и внимательности к людям






4. Выступление у доски. Доклад о происхождении степеней. Сведения из истории

5.Дать определение показательной функции, свойства показательной функции.

Далее проверить домашнее задание. (Учащиеся комментирует план выполнения работ.)

Ассистенты самостоятельно проверяют индивидуальные работы учащихся, работающих индивидуально.

6. Решить показательные неравенства и уравнения ( задания готовить заранее.)

https://www.canva.com/design/DAF3zq59u9g/Xs_7s1lnhsXtAREFy2I-oA/edit?utm_content=DAF3zq59u9g&utm_campaign=designshare&utm_medium=link2&utm_source=sharebutton


Самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера

Выбор наиболее эффективного способа решения









3. Формирование новых знаний и понятий(12 мин.)





Дата, тема и план урока написать заранее. Эпиграф урока на доске.

Преподаватель: Вы знакомы с шестью действиями над числами

А+В

А-В

АВ

А/В

А

Эти действия образуют три пары взаимно обратных действий. А для того чтобы решить уравнение а =в , где а0 и а 1 придумали седьмое действие, которое называется логарифмом.

logа в=с , где b0 , а0, а 1, в=а

Преподаватель:

Совершаем небольшой экскурс в историю математики. Ученики слушают сообщение на тему “Изобретение логарифма”. На доске записи, которые предлагаем записать в тетрадь.

Джон Непер – 1614 год – изобретение логарифма
Бригс – 1624 год – создание таблиц логарифмов.
1703 год – перевод таблиц на русский язык
Л. Магницкий – 1716 год – издание семизначных логарифмических таблиц.

Логарифмическая линейка

Слово логарифм происходит от греческого (число) и (отношение) и переводится, следовательно, как отношение чисел. Выбор изобретателем (1594 г.) логарифмов Дж. Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое — геометрической.

Определение. Логарифмом положительного числа в при положительном основание а, называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить логарифмируемое число в.

Формула (где в0, а0 и а 1 ) называется основным логарифмическим тождеством.

Пример:

1) log 9=2 т.к. 90,30, 3=1, 3 =9.
2) log
3=0,5 т.к. 30, 90, 9=1, 9 =3

Преподаватель: Также существуют десятичные и натуральные логарифмы.

Log10 x= lg x –это десятичный логарифм.

https://padlet.com/furkatp1976/padlet-ef64mkqb3nv28zyk

Классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений; Аналогия, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний,

Коррекция оценка, волевая саморегуляция решений.

Контроль и оценка

Умение слушать собеседника, понимание возможности различных позиций, ориентация на позицию других людей, умение аргументировать свое предложение

Развитие доброжелатености, доверия и внимательности к людям











Logе x=ln x-это натуральный логарифм.

(Таблички с формулами готовить заранее.)

Логарифмы с основанием е ввел С п е й д е л (1619 г.), составивший первые таблицы для функции In x. Название более позднего происхождения натуральный (естественный) объясняется “естественностью” этого логарифма.

Н. Мерка т о р (1620–1687), предложивший это название, обнаружил, что In х – это площадь под гиперболой у = . Он предлагал также название “гиперболический”.

На этом уроке вы познакомитесь со свойствами логарифмов, позволяющими преобразовывать логарифмические выражения, решать логарифмические уравнения и неравенства.

Для этого следует вспомнить свойства степеней.

К доске вызвать учащегося для записи свойств степеней.

Свойство 1. logа x=0

Свойство 2. Logа а=1

Свойство 3. Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов множителей logа xy= logа x+ logв у

Свойство 4. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя.

logа = logах- logа у

Свойство 5. Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания этой степени. logа x =р logа x


https://wordwall.net/ru/resource/65938665



















4. Применение знаний, навыков, понятий (15 мин.)





















Работа учащихся у доски.

(Решение примеров №479 а),б), №480 а),б).)

479 а),б), №480 а),б).- работать самостоятельно.

479

а) log3 = – 4, так как 3 – 4 = ( )4 = ;

б) log 16 1 = 0. Так как 160 = 1.

480.

а) log5 0,04 = -2, т. к. 5-2 = = = 0,04;

б) log7 343 = 3, т. к 73 = 343.

483 а),б) с объяснением

Найдите логарифмы:

а) log5 25 = 2, т. к. 52 = 25;

log5 = -1, т. к. 5-1 = ;

log5 = , т. к. 5 = .

484

а) log3 х = -1; х = 3-1;


б) log х = -3;

х = =216; х = .


484 а) б), №486 а) б) с объяснением.


Преподаватель: Ребята, логарифмы применяются на уроках физики. Закон радиоактивного распада имеет вид m=m е .




Рефлексия, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, знаково-символическое моделирование.



Коррекция оценка, волевая саморегуляция решений.

Контроль и оценка

Умение слушать собеседника, понимание возможности различных позиций, ориентация на позицию других людей, умение аргументировать свое предложение

Развитие доброжелатености, доверия и внимательности к людям












Формула Циолковского, связывающая скорость ракеты с ее массой v=v ln .


488 – №490 решать устно с места (самостоятельная работа с места по учебнику)

491 а) Прологарифмируйте по основанию 3 (К доске вызвать учащегося). Решение комментировать.

491а) log3 = log3 = log3 а3b = (log3 а3 + log3 b) = (3log3 а + log3 b) = log3 а + log3 b. б) log3 = log3 = (log3 b log3 a10) = log3 b 10 log3 a = log3 b- 2 log3 a.

492 (а, б) Самостоятельно у доски работает учащийся.

№ 492.

а) lg 100 = lg 100 + lg = 2 + lg (ab3c) = 2 + lg ab3c = 2 + (lg a + 3 lg b + lg c)/


Преподаватель: Более того, коэффициент звукоизоляции стен измеряется также с помощью логарифма, по формуле D=A lg .




Рефлексия, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений,, коррекция, оценка, знаково-символическое моделирование..



Волевая саморегуляция Контроль и оценка















5. Обобщение и систематизация знаний учащихся(5 мин.)











Словарная работа

логарифм;
– показательная функция;
– возрастает;
– степень;
– иррациональный показатель;
– тождество.



Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, установление причинно-следственной связи

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка















6. Итог урока(2 мин.)











Подвести итог урока. Сообщить учащимся оценки.





















7. Домашняя работа(2 мин.)











479(г) -493(г) Учить п.37. Готовиться к математическому диктанту по пройденной теме. Всем желающим учитель предлагает подготовить доклад на одну из перечисленных тем:

  1. история возникновения логарифмов;

  2. логарифмические диковинки;

  3. логарифмы и экономика;

  4. логарифмическая спираль;

  5. логарифмы в астрономии;

  6. логарифмы в музыке;

  7. логарифмы в

  8. литературе;

  9. логарифмы и психология.


https://wordwall.net/ru/resource/65938665



Рефлексия, анализ, синтез .Построение логической цепи рассуждений,, коррекция, оценка, волевая саморегуляция , знаково-символическое моделирование.



Рефлексия, анализ, синтез. Контроль и оценка.

Умение слушать собеседника, понимание возможности различных позиций, ориентация на позицию других людей, умение аргументировать свое предложение

Развитие доброжелатености, доверия и внимательности к людям





















Неверные равенства

Правильные ответы









  1. не существует





6.


  1. Вычислить, используя определение логарифма






  2. Вычислить, используя основное логарифмическое тождество










  3. Вычислить, используя свойства логарифмов



Вычислить, используя определение и свойства логарифмов:

Сейчас предлагаю выполнить математический диктант «Проверь себя»

Найти x:

Вычислить:









Выполнение заданий проверочного теста

1. Вычислите 1) 28 2) 13 3) 75 4) 30

2. Вычислите 1) 0 2) 1 3) 4 4) 8

3. Вычислите 1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1

4. Вычислите 1) 48 2) 49 3) 47 4) 42

5. Найдите значение выражения 1) -127 2) 127 3) 1 4) -1

Правильные ответы: 1). 75; 2). 0; 3). -1; 4). 48; 5). 1

Критерии оценки:

«5» - 5 б.; «4» - 4 б.; «3» - 3 б.

4325. Найдите значение выражения  .

4329. Найдите значение выражения  .

4385. Найдите значение выражения  .

4419. Найдите значение выражения  .

4455. Найдите значение выражения  .

Найдите значение выражения 

Найдите значение выражения 



Лист 1


Ф.И.









Лист 1

Ф.И.










Вычислить, используя определение и свойства логарифмов:

Лист 3

Ф. И.___________________________

Проверочный тест

1. Вычислите 1) 28 2) 13 3) 75 4) 30

2. Вычислите 1) 0 2) 1 3) 4 4) 8

3. Вычислите 1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1

4. Вычислите 1) 48 2) 49 3) 47 4) 42

5. Найдите значение выражения 1) -127 2) 127 3) 1 4) -1

Оценка











Домашнее задание для углубленного изучения темы

4325. Найдите значение выражения  .

4329. Найдите значение выражения  .

4385. Найдите значение выражения  .

4419. Найдите значение выражения  .

4455. Найдите значение выражения  .

Найдите значение выражения 

Найдите значение выражения 















Приложение 1

Познавательный материал «В мире логарифмов»

  1. Джону Неперу принадлежит сам термин «Логарифм», который он перевел как «Искусственное число». Этот термин был введен в 1594 году.

Джон Непер-шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течении 5 лет в университете изучал математику, физику, астрономию. В своей дальнейшей жизни Непер серьезно не занимался математикой и астрономией. Имел свое имение, занимался земледелием и изобретением приборов.

К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».

Логарифмы позволили перейти от сложных действий: возведение в степень, извлечение корня к умножению и делению, а затем к сложению и вычитанию.

  1. Логарифмы послужили основой создания замечательного вычислительного инструмента – логарифмической линейки, которая более 360 лет служила инженерно-техническим работникам всего мира (вплоть до 70-х годов двадцатого века). Логарифмическая линейка имеет 12 шкал, с помощью которых можно выполнить действия умножения, деления, возведение в степень (чаще всего в квадрат и в куб), извлечение квадратных и кубических корней.

Точность выполнения операций была достаточно высокая – 4-5 знаков после запятой.

Интересный факт: отправляясь на Луну, американские астронавты

взяли с собой логарифмическую линейку в качестве запасного калькулятора.

  1. С логарифмами связана кривая, получившая название логарифмическая спираль или изогнутая спираль. Это особый вид спирали, часто встречающийся в природе. Логарифмическая спираль была впервые описана французским математиком Рене Декартом.

Логарифмическая спираль тесно связана с явлениями природы. В качестве доказательства этого удивительного соседства можно привести такие примеры:

  • живые существа обычно растут во всех направлениях, сохраняя общее начертание своей формы. Раковины улиток и маллюсков могут расти лишь в одном направлении. Чтобы не слишком вытягиваться в длину им приходится скручиваться.

  • в ухе человека есть орган – улитка, который тоже закручен по логарифмической спирали.

  • чешуйки сосновой шишки и семечки в подсолнухе расположены по дугам, близким к логарифмической спирали.

  • рога горных козлов (архаров) закручены по логарифмической спирали

  • по логарифмической спирали формируется тело циклона, океанские волны

  • можно обратить внимание, что Галактики открытого космоса (в том числе Галактика, включающая в себя Солнечную систему), хвосты комет – это тоже явления в природе логарифмической спирали.

Интересный факт: Ночные бабочки, которые пролетая большие расстояния, ориентируются по параллельным лунным лучам. Но если они сменят ориентацию на точечный источник света, например, на пламя свечи, то инстинкт их тут же подводит и бабочки попадают в пламя по скручивающейся логарифмической спирали.

Еще один интересный факт: если вы хотите немедленно наблюдать логарифмическую спираль в природе, то согните указательный палец и он тут же примет форму логарифмической спирали.

  1. При оценке видимой яркости светил и при измерении громкости шума, имеют дело с логарифмической зависимостью между величинами ощущения и порождающего его раздражения. Оба эти явления – следствия общего психофизического закона, согласно которому ощущения измеряются пропорционально логарифму раздражения.

  2. Химическая шкала кислотности очень близка к шкале звездных величин и тоже связана с логарифмами.

  3. Классификация силы землетрясений, созданная и представленная в 1935году геологом Чарльзом Рихтером в виде шкалы, основана на принципе логарифма.

  4. Логарифмы используются при нахождении банковского процента по вкладам. Зная процент по вкладам, который предлагают разные банки, можно определить какой из них более выгодный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!