СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре 8 класс на тему "Решение неравенств с одной переменной"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию конспект урока алгебре,   с целью данной разработки - помощь учителю в подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре 8 класс на тему "Решение неравенств с одной переменной"»

МКОУ «ст.Карланюртовская СОШ»













Учитель математики: Магомедова р. а.



ТЕМА УРОКА. Решение неравенств с одной переменной.

Цели: продолжить формировать умения решать неравенства с одной переменной путём перехода к равносильному неравенству.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, тесты, справочный материал, сигнальные карточки.

«Знания, которые не пополняются ежедневно,

убывают с каждым днём».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Решите неравенство:

а) 7х х 45; в) –3х х –625

2. Какие из чисел –10; 10; 9; –3; 12 являются решениями неравенства 4х ≤ 36

3. Известно, что x y. Верно ли ?

х) -1,5х -1,5у; б)  , b) 


III. Актуализация знаний.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Что значит «решить неравенство»?

– Какие неравенства называются равносильными?

– Свойства равносильности неравенств.

_ Дайте понятие строгого и нестрого неравенства

IV. Формирование умений и навыков.

№ 842 (а, б), № 843 (б), № 844, № 846


2. Найдите наибольшее целое число, удовлетворяющее неравенству:

а) 5х ≤ 25; б) –х 15.

О т в е т: а) 5; б) –16.

V. Появление символики неравенств

Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счетом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, установил, что «периметр всякого круга равен утроенному диаметру с избытком, который меньше седьмой части диаметра, но больше десяти семьдесят первых». Иначе говоря, Архимед указал границы числа π: 



Ряд неравенств приводит в своем знаменитом трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух положительных чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического, т. е. что верно неравенство    

В «Математическом собрании» Папы Александрийского (III в.) оказывается, что если , (a, b, c. d - положительные числа), то a⋅d b⋅c

Однако все эти рассуждения проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв. Знаки ввел английский математик Т. Гарриот (1560—1621), знаки ? и ? французский математик П. Бугер (1698—1758).

Томас Гарриот 

Неравенства и системы неравенств широко используются как в теоретических исследованиях, так и при решении важных практических задач.
Первым алгебраистом XVII века был воспитанник Оксфордовского университета Томас Гарриот (1560-1621), составитель ценного описания и карты исследованной им части Северной Америки, ныне именуемой Северной Каролиной (1586); карты Луны, которую он наблюдал через зрительную трубу в одно время с Галилеем, и, наконец, труда «Применение аналитического искусства к решению алгебраических уравнений», изданного через 10 лет после смерти автора в Лондоне в 1631 году. В этом сочинении, во многом примыкающем к алгебраическим трудам Виета, Гарриот поставил себе задачей изложить «аналитическое искусство» своего предшественника легче и проще для понимания и применения. 

Этого он во многом достиг, усовершенствовав символику. Вместо прописных букв для известных и неизвестных величин он применил строчные, а их целые положительные степени стал обозначать, как иногда поступал ранее М. Штифель (1486-1567), записывая соответственно число раз подряд основанию. Виет писал рядом с буквой полное или сокращенное наименование степени или размерности величины. Так как Гарриот пользовался к тому же знаками равенства Р. Рекорда (1510-1558), его запись довольно похожа на современную. 

Например, уравнение (один из корней которого есть 2b) aaa−3.baa+3.bba=+2.bbbaaa−3.baa+3.bba=+2.bbbсоответствует нашему x3- 3 bx2+ 3 b2= 2b3. Точка здесь служит для отделения числового коэффициента, а не знаком умножения, как это предложил Г.В. Лейбниц (1646-1716) в конце 17 века. 
Между прочим, подобного рода запись, в которой свободный член стоит один в какой-либо части уравнения, Гарриот называл каноническим уравнением. Новыми полезными знаками Гарриота явились и

Пьер Бугер

В 1746 г. происходит не менее важное событие - издается капитальный труд французского ученого, одного из основателей фотометрии, Пьера Бугера (1698-1758 гг.) “Трактат о корабле, о его конструкции и о его движении”, который принято считать первым учебником по теории корабля, поэтому эту книгу часто называют просто “Теорией корабля”.

В сочинении разрабатываются основы строгого учения о плавучести и остойчивости корабля, его измерения, обосновывается понятие метацентра и его радиуса, плеча восстанавливающего момента, рассматриваются многие другие вопросы мореходных качеств судна, проблемы обеспечения прочности корпуса. Самое интересное, что Бугер сознавал в целом недостаточную теоретическую подготовленность судостроителей того времени, поэтому его книга написана простым языком и не загромождена сложными математическими выкладками, что сделало ее на долгие годы учебником для кораблестроителей не только Франции, но и многих других стран

VI. Самостоятельная работа

Вариант I

Найти наименьшее целое число , удовлетворяющее неравенству:

а) х-4 б) хв) .

Решите неравенство:

а) 3(х – 5)  х+4 б) 4х +2  5х - 5


Решите неравенство и изобразите множество его решений на числовой оси:

а) 3 – х х +16 б)  – 8х 

Вариант II


Найти наибольшее целое число х, удовлетворяющее неравенству:

а) х  б) х  в) х 


2. Решите неравенство:



а) 1+х  б) 5х-2х+6

3. Решите неравенство и изобразите множество его решений на числовой оси:

.

а) 4 - 5 х б)  -  

 


VII. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Что значит «решить неравенство с одной переменной»?

– Какие преобразования приводят неравенство к равносильному?

– Какие виды записи решения неравенства существуют?


● Что нового мы узнали на уроке?

● Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету?


VII.Домашнее задание: № 847 , № 848






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!