2.4. Конспект урока математики для 7 класса на тему «Формулы сокращенного умножения»
Тема урока: «Формулы сокращенного умножения»
Дидактическая цель: Формирование системы знаний и способов деятельности по теме «Формулы сокращенного умножения», создание условий для осознанного и уверенного навыка в применении формул, в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также развитие регулятивных действий, умений и навыков.
Цели по содержанию:
1.Образовательная: систематизировать полученные ранее знания, вывести новую формулу, научиться грамотному математическому чтению новых формул, организовать условия для самоконтроля и контроля.
2.Развивающая: уметь применять формулы сокращенного умножения на практике, развивать математическую грамотность, логическое мышление, навыки самостоятельной работы.
3.Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, дисциплинированность, культуру коллективной работы.
Тип урока: урок новых знаний, комбинированный урок.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, групповая (коллективная) деятельность.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, экран, презентация;
2.Раздаточный материал: сигнальная карточка (у каждого учащегося), листы учета знаний, карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Обобщение и систематизация знаний
Ребята, перед вами тест под названием «Психогеометрия», мы должны пройти его, чтобы, с помощью геометрических фигур, узнать о
своих личностных качествах. Каждая фигура пронумерована, выберите понравившуюся вам фигуру и покажите её номер.
1 .Квадрат - вы трудолюбивы;
Зигзаг - самый восторженный знак и способен увлечь за собой многих;
Круг - самый доброжелательный из 5 фигур, способен сопереживать и сочувствовать;
Треугольник - вы лидеры, энергичные и неудержимые личности;
Прямоугольник - ваши главные качества - это любознательность, интерес ко всему происходящему, смелость.
Пусть эти качества помогут вам сегодня!
На слайде появляется анаграмма, в которой зашифрованы
математические термины, понятия, слова. Учащиеся разгадывают анаграмму.
Ф | А | Р | М | У | Л | О | | |
Р | А | К | Т | Д | А | В | | |
Н | И | Е | У | р | А | Н | Е | В |
В | О | Д | Е | Ж | С | Т | О | Т |
Ж | Н | И | Е | В | Ы | Р | А | Е |
3)Устная работа: Найдите квадраты одночленов: 2, 3,x, 5, 7, у, 4а, 8b.
Найдите удвоенное произведение: x и у; 3 и х; 4 и b; 5 и а.
Как нужно умножать многочлен на многочлен?
Объяснение нового материала
Сегодня мы продолжим изучать многочлены и расширим свои знания о них. Еще в древности ученые выяснили, что некоторые многочлены можно умножать намного быстрее, чем все остальные. Так появились особенные формулы, которые носят название «Формулы сокращенного умножения».
Этих формул несколько и сегодня мы с вами превратимся в исследователей для того, чтобы отыскать две из них.
Ваша задача объединиться в группы и найти произведение многочленов, представитель от каждой команды запишет полученный ответ на доске:
(х + у)(х + у) =
(п — 5)(п — 5) =
(р + 4)(р + 4) =
Дети записывают ответы:
х2 + 2ху + у2 2) п2 — 10п + 25 3) р2 + 8р + 16
Ребята, обратите внимание на левые части полученных равенств, можно ли эти выражения записать короче?
Учитель открывает доску: 1. (х + у)2 2. (п — 5)2 3. (р + 4)2
Теперь давайте вместе докажем эту формулу (а + Ь)2 = а2 + 2аЬ + Ь2. В этом нам поможет древнегреческий математик Евклид, так как он первым вывел доказательство этой формулы геометрическим путем (иллюстрация на слайде).
Как вы считаете, как звучит тема сегодняшнего урока?
Запишите в тетради число и тему урока: «Квадрат суммы двух выражений», а также первую, полученную вами формулу сокращенного умножения.
Физминутка
Решение задач:
Преобразуйте в многочлен:
(а + 3)2 =
(5 + b)2=
(2х + у)2 =
Представьте квадрат двучлена в виде многочлена:
(ш + п)2 =
(6 + с)2 =
(4 + 3у)2 =
Найдите удвоенное произведение:
(7 + р)2 = 49 +* +р2
(2 q + 4)2 = 4 q2+* +16
(6е + 1)2 = 36е2 +* +1
Решить, выполнить самопроверку и проверить решение соседа по
парте:
(12 + а)2 =
(5х — 8у)2 =
(3 к + 3 т)2=
(у — 7z)2=
(b + 4)2 =
В листе самоконтроля поставьте свою оценку.
Найди ошибку:
(х + 5)2 = х + 10х + 25
(х + 7у)2 = х2 + 7ху + 49у2
(3а + 2)2 = 9а + 12а + 4
Проверим, как хорошо вы усвоили формулу. Перед вами лежат карточки с цифрами: «1», «2», «3», «4». Решая пример, поднимите карточку с номером правильного ответа.
а) (х + 2)2=
х2 + 4х + 4
х2 + 2х + 4
х2 + 4
х + 4х + 4
б) (4а + 1)2 =
4а2 + 8а + 1
16а2 + 1
16а2 + 4а + 1
4а2 + 4а + 1
в) (а + с)2 =
а2 + ас + с2
а2 + 2 ас + с2
а2 + 2 ас + с
а2 + с2
г) (7к + 3)2 =
7к2 + 42к + 9
7к2 + 21к + 9
49к2 + 42к + 3
49к2 + 42к + 9
В лист самоконтроля поставьте себе оценку «5» те, кто ни разу не ошибся, остальные поставьте количество верных ответов.
Самостоятельная работа. Выполните преобразования:
I вариант | II вариант |
а) (т + 3)2 | а) (9 + а)2 |
б) (с + 6)2 | б) (5 + 2а)2 |
в) (4к + 4)2 | в) (1 + 6п)2 |
г) (3х + 7)2 | г) (3е + 3f)2 |
Сверьте свои ответы с ответами на слайде, и поставьте в лист самоконтроля количество верно выполненных заданий.
7. Домашнее задание : № 800; № 804; № 813.
Рефлексия. - Что мы изучили сегодня на уроке?
- Какие задания показались вам трудными?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кто был самым активным на уроке?