Алгебра
9 класс
Урок № _____
Тема: Формула суммы первых n членов
арифметической прогрессии
Цели урока:
Образовательные: вывести формулу суммы п первых членов арифметической прогрессии; формирование умений учащихся находить сумму п первых членов арифметической прогрессии.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, вычислительные навыки.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/з
3. Формулирование целей и задач урока
4. Актуализация опорных знаний
Определение арифметической прогрессии.
Разность арифметической прогрессии.
Свойства арифметической прогрессии.
Формула n – члена арифметической прогрессии.
5. Историческая справка
С формулой суммы п первых членов арифметической прогрессии был связан эпизод из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855). Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму натуральных чисел от 1 до 40 включительно». Каково же было удивление учителя, когда одиниз учеников (это был Гаусс) воскликнул: «Я уже решил…». Больщинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было написано одно число и притом верное. Какова же схема рассуждений Гаусса?
- давайте рассмотрим на примере:
1+2+3+…+98+99+100
- перед учащимися ставится проблема: каким образом мальчик так быстро нашел сумму этих чисел?
- записывается решение: 1+2+3+…+98+99+100=(1+100)50= 5050).
Чтобы понять какое отношение эта история имеет к теме сегодняшнего урока, попробуйте сформулировать задание, используя понятие «арифметическая прогрессия»?
· Теперь, я думаю, вы сможете сформулировать тему урока.
6. Изучение нового материала
1. Вывод формулы.
Вернёмся к нашему примеру 1+2+3+…+99+100=(1+100)50.
Учащиеся, используя терминологию урока, отвечают на вопросы:
-что стоит в левой части равенства?
-что стоит в правой части равенства?
- на доске записывается вывод: Sn =(а1 +аn )п/2
2. Теперь, проверим, справедлива ли она для любой арифметической прогрессии:
(ученик под руководством учителя выводит формулу у доски)
Sn=а1 +а2 +…+аn-1 +аn
Sn=аn +аn-1 +…+а2 +а1
__________________
2Sn=(а1 + а ) п или Sn = (а1 +аn )п/2
3. Устные упражнение на закрепление.
1) Чему равна сумма 10 первых натуральных чисел (20, 40)?
2) Какие типы задач позволяет решать эта формула?
3) Я задумала арифметическую прогрессию. Задайте мне только
два вопроса, чтобы вы смогли найти сумму ста первых членов
этой прогрессии?
Чаще всего арифметическая прогрессия задана первым её членом и разностью.
В этом случае нам удобнее пользоваться формулой, представленной в другом виде.
2а1 +(п-1)d
(ученик у доски получает формулу S = 2 )
Устно: Найти сумму десяти первых натуральных чисел.
4. Вторая наша задача – научиться применять полученные формулы для решения задач. Задачи по теме очень разнообразные. Выделим самые основные, типичные.
7. Закрепление изученного материала
1) Первый член арифметической прогрессии равен 3, а двадцатый член равен 57. Найти сумму двадцати первых членов этой прогрессии.
2) Найти сумму семи первых членов арифметической прогрессии
-2; 1…
3) Найти сумму семи первых членов арифметической прогрессии, если её первый член равен 2, а разность равна -1.
4) Найти сумму натуральных чисел от 20 до 120.
5) Известно, что шестой член арифметической прогрессии равен 20, а шестнадцатый 120. Найти сумму одиннадцати первых членов
этой прогрессии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Домашнее задание
__________________________________________________________________
9. Подведение итогов урока