СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 6 класс: "Координация и регуляция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 6 класс: "Координация и регуляция"»

Конспект урока по биологии 6 класс «Координация и регуляция»

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь, кто сегодня отсутствует на уроке?

2. Закрепление изученного материла и проверка домашнего задания.

Тест

3. Изучение нового материала

-Ребята отгадайте пожалуйста загадку:

Домик сделанный из сетки, называют дети… (клеткой).

- Живёт в теле человека множество маленьких клеток.

2 сл.

И одна из них- это нейрон, которая состоит из тела и отростков.

- Как вы думаете, какая система является домом этой клетки? (Нервная система).

- И решил нейрон отправиться в прошлое, чтобы найти своих братьев и сестёр, познать историю возникновения, развития и функционирования его дома- нервной системы.

- И нас он пригласив с собой в путешествие, чтобы по дороге мы отвечали на вопросы, выполняли задания. Поедем?

-Чтобы отправиться в путь нам предстоит выполнить первое задание.

3сл.

- Перед нами два предмета: дирижёрная палочка и полицейский жезл. Они помогают представителям двух профессий выполнять свои обязанности. Какие? (Регуляция, управление, согласование, взаимосвязь, приказ).

- А в живом организме могут быть такие действия? (Могут).

- Как работают органы в организме? (Согласованно).

-Ими что- нибудь управляет?
- А какая система? (Нервная).

- Значит какую работу она совершает в организме? (Регулирует).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с процессами регуляции в живом организме)

4 сл.

- Откройте пожалуйста тетради запишите число и тему урока: «Координация и регуляция в живом организме».

- Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке?

- Во время выполнения задания нейрон услышал от нас много новых слов, значение которых он не понимает. Поможем ему. Как дать определение что такое регуляция?

5 сл.

«Регуляция- управление взаимодействием между отдельными частями организма». (Записать).

6 сл.

-Итак первая наша остановка: «Простейшие».

-Нейрон знает кто это. А можете их назвать? (Амёба обыкновенная и инфузория туфелька).

-Из сколький клеток состоит их тело? (Из одной). Одноклеточные животные.

- Если взять капельку воды с инфузорией и амёбой и положить туда кристаллик соли, то амёба сжимается, а инфузория устремляется в ту часть капли, где соли меньше.

- Как вы думаете, о чём это говорит? (реагируют на изменения окружающей среды).

- Эта способность называется раздражимостью, где мы встречались с этим понятием? (Основное свойство живого).

7 сл.

«Раздражимость- это ответная реакция организма на изменения окружающей среды». (Записать).

- Нашёл своих родственников здесь нейрон? (Нет).

8 сл.

- Тогда отправляемся на поиски дальше в водную среду. Мы прибыли на стадию «кишечнополостные».

-Здесь нас встречают гидра, медуза, коралл.

- Нейрон решил поздороваться с гидрой, а она вся сжалась. Нейрон в недоумении. Что случилось?

- Дело в том, что у кишечнополостных впервые появляются родственники нейрона- клетки, у которых такое же имя.

8 сл.

«Нейрон- нервная клетка». (Записать).

9 сл.

- Они все дружат поэтому соединены отростками и образуют сетчатую нервную систему. А явления. А явление благодаря, которому они способны давать ответную реакцию на изменения в окружающей среде, называется рефлексом.

«Рефлекс- это ответная реакция организма на изменение окружающей среды, осуществляемое с помощью работы нервной системы». (Записать).

- Нейрон сказал до свидание своим родственникам и мы отправляемся дальше. Посетим почвенную среду. Кто здесь живёт? (дождевой червь).

10 сл.

- Мы остановимся на станции «дождевой червь».

- Нейрон вежливый и здесь решил поздороваться, прикоснуться, как вы думаете что произошло?

- Как называется эта реакция? (Рефлекс).

- И дождевой червь рассказал нам о строении его НС.

- Нервные клетки собраны в узлы: надглоточный и подглоточный, которые соединены между собой перемычками, образуя окологлоточное нервное кольцо, от которого отходит брюшная нервная цепочка.

- Она состоит из узлов, расположенных на каждом сегменте тела и соединённых между собой.

-От каждого узла отходят нервы ко всем частям организма. Тип нервной системы- узловатая. Она согласовывает работу всего организма.

-Нейрону всё так же интересно, что он нас торопит дальше в путь. Но мы устали и хотим отдохнуть. Поиграем.

Физкультминутка.

Игра называется «Вставай, сиди». Я говорю утверждения, а вы, если с ним согласны, то встаёте, если нет то сидите.

1. Инфузория передвигается с помощью ресничек.

2. Дождевой червь при движении использует жгутик.

3. Движения собаки связанны с мышечной деятельностью.

4. Рыба при движении использует лапы.

5. Животные дышат углекислым газом.

11 сл.

- Отправляемся дальше в наземно- воздушную среду. (слайд полёт шмеля).

- А кто это нас встречает? Шмель относится к насекомым.

-Кого ещё здесь мы можем встретить?

- НС у них похожа на НС дождевого червя. У них сложное поведение и развиты органы чувств.

-Нейрон встретил здесь своих родственников? (Да).

- Говорим им до свидания и едем дальше.

12 сл.

-Следующая станция «Позвоночные животные». Приведите примеры позвоночных животных.

- Нервная система у них имеет трубчатое строение, расположены на спинной стороне тела и имеет сложное строение: головной, спинной мозг и отходящие от них нервы.

-Спинной мозг: находится в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.

-Головной мозг: находится в черепе, состоит из 5 отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый мозг.

- У всех животных они развиты по разному в зависимости от образа жизни и их организации.

-Например у птиц сильно развит мозжечок, потому что он отвечает за координацию движений.

-У зверей передний мозг, у них сложное поведение. Он покрыт корой- миллиардами нервных клеток, таких как нейрон. Кора имеет борозды и извилины, она регулирует и направляет работу всех органов.

- У человека с ней связанны: память, мышление, трудовая деятельность.

- В основе нервной деятельности лежат рефлексы. Вспомним что такое рефлекс?

- Они бывают безусловные и условные.

-Например, собаки лают, когда приближается опасность- это врождённый рефлекс, передаётся по наследству- безусловный (врождённый).

- Но мы можем вызвать лай собаки, на команду голос. Молодая собака сразу будет подавать голос? (Нет).

- А что надо сделать чтобы она среагировала?

-Это мы вырабатываем условный рефлекс, т.е у каждого живого организма он индивидуален и вырабатывается в течении всей жизни. Приведи примеры рефлексов у человека.

- У животных есть комплекс рефлексов который называется инстинкт.

«Инстинкт- это врождённый комплекс определённых, особых реакций на воздействие среды». (записать).

-Я думаю, что наш нейрон остался доволен от путешествия. Пора обратно в путь. А чтобы вернуться нам надо ответить на вопросы и выполнить задания.

1. У всех животных есть НС? У кого она появилась впервые? (Кишечнополостных).

13 сл.

2. Задание на слайде: соедините стрелочками животное и его характеристику НС.

Гидра, дождевой червь, собака- первый столбик.

Трубчатое, сетчатая, узловая.

14 сл.

3. Тест на нахождение соответствий: написаны разные примеры поведения животных и свойства. Расставьте буквы.

А- раздражимость

Б- рефлекс

В- инстинкт

- Услышав звук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что- нибудь вкусненькое. (рефлекс)

-Растения перед дождём закрывает цветки. (инстинкт)

-Птицы строят гнёзда весной. (Инстинкт)

- Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету. (Раздражимость)

-Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты. (инстинкт)

-Кошка прибегает к хозяину, когда он её зовёт. (Рефлекс)

-Инфузория туфелька плывёт к местам где меньше соли. (Раздражимость).

- Хомячки заботятся о своём потомстве: ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА, КОРМЯТ ДЕТЁНЫШЕЙ МОЛОКОМ. (инстинкт).

- Вам понравилось путешествие? Мы говорим до свидание нейрону.

15 сл.

Домашнее задание: Параграф 17 стр. 95-99 вопросы 1-13 устно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!