Конспект урока по биологии 6 класс «Координация и регуляция»
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь, кто сегодня отсутствует на уроке?
2. Закрепление изученного материла и проверка домашнего задания.
Тест
3. Изучение нового материала
-Ребята отгадайте пожалуйста загадку:
Домик сделанный из сетки, называют дети… (клеткой).
- Живёт в теле человека множество маленьких клеток.
2 сл.
И одна из них- это нейрон, которая состоит из тела и отростков.
- Как вы думаете, какая система является домом этой клетки? (Нервная система).
- И решил нейрон отправиться в прошлое, чтобы найти своих братьев и сестёр, познать историю возникновения, развития и функционирования его дома- нервной системы.
- И нас он пригласив с собой в путешествие, чтобы по дороге мы отвечали на вопросы, выполняли задания. Поедем?
-Чтобы отправиться в путь нам предстоит выполнить первое задание.
3сл.
- Перед нами два предмета: дирижёрная палочка и полицейский жезл. Они помогают представителям двух профессий выполнять свои обязанности. Какие? (Регуляция, управление, согласование, взаимосвязь, приказ).
- А в живом организме могут быть такие действия? (Могут).
- Как работают органы в организме? (Согласованно).
-Ими что- нибудь управляет?
- А какая система? (Нервная).
- Значит какую работу она совершает в организме? (Регулирует).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с процессами регуляции в живом организме)
4 сл.
- Откройте пожалуйста тетради запишите число и тему урока: «Координация и регуляция в живом организме».
- Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке?
- Во время выполнения задания нейрон услышал от нас много новых слов, значение которых он не понимает. Поможем ему. Как дать определение что такое регуляция?
5 сл.
«Регуляция- управление взаимодействием между отдельными частями организма». (Записать).
6 сл.
-Итак первая наша остановка: «Простейшие».
-Нейрон знает кто это. А можете их назвать? (Амёба обыкновенная и инфузория туфелька).
-Из сколький клеток состоит их тело? (Из одной). Одноклеточные животные.
- Если взять капельку воды с инфузорией и амёбой и положить туда кристаллик соли, то амёба сжимается, а инфузория устремляется в ту часть капли, где соли меньше.
- Как вы думаете, о чём это говорит? (реагируют на изменения окружающей среды).
- Эта способность называется раздражимостью, где мы встречались с этим понятием? (Основное свойство живого).
7 сл.
«Раздражимость- это ответная реакция организма на изменения окружающей среды». (Записать).
- Нашёл своих родственников здесь нейрон? (Нет).
8 сл.
- Тогда отправляемся на поиски дальше в водную среду. Мы прибыли на стадию «кишечнополостные».
-Здесь нас встречают гидра, медуза, коралл.
- Нейрон решил поздороваться с гидрой, а она вся сжалась. Нейрон в недоумении. Что случилось?
- Дело в том, что у кишечнополостных впервые появляются родственники нейрона- клетки, у которых такое же имя.
8 сл.
«Нейрон- нервная клетка». (Записать).
9 сл.
- Они все дружат поэтому соединены отростками и образуют сетчатую нервную систему. А явления. А явление благодаря, которому они способны давать ответную реакцию на изменения в окружающей среде, называется рефлексом.
«Рефлекс- это ответная реакция организма на изменение окружающей среды, осуществляемое с помощью работы нервной системы». (Записать).
- Нейрон сказал до свидание своим родственникам и мы отправляемся дальше. Посетим почвенную среду. Кто здесь живёт? (дождевой червь).
10 сл.
- Мы остановимся на станции «дождевой червь».
- Нейрон вежливый и здесь решил поздороваться, прикоснуться, как вы думаете что произошло?
- Как называется эта реакция? (Рефлекс).
- И дождевой червь рассказал нам о строении его НС.
- Нервные клетки собраны в узлы: надглоточный и подглоточный, которые соединены между собой перемычками, образуя окологлоточное нервное кольцо, от которого отходит брюшная нервная цепочка.
- Она состоит из узлов, расположенных на каждом сегменте тела и соединённых между собой.
-От каждого узла отходят нервы ко всем частям организма. Тип нервной системы- узловатая. Она согласовывает работу всего организма.
-Нейрону всё так же интересно, что он нас торопит дальше в путь. Но мы устали и хотим отдохнуть. Поиграем.
Физкультминутка.
Игра называется «Вставай, сиди». Я говорю утверждения, а вы, если с ним согласны, то встаёте, если нет то сидите.
1. Инфузория передвигается с помощью ресничек.
2. Дождевой червь при движении использует жгутик.
3. Движения собаки связанны с мышечной деятельностью.
4. Рыба при движении использует лапы.
5. Животные дышат углекислым газом.
11 сл.
- Отправляемся дальше в наземно- воздушную среду. (слайд полёт шмеля).
- А кто это нас встречает? Шмель относится к насекомым.
-Кого ещё здесь мы можем встретить?
- НС у них похожа на НС дождевого червя. У них сложное поведение и развиты органы чувств.
-Нейрон встретил здесь своих родственников? (Да).
- Говорим им до свидания и едем дальше.
12 сл.
-Следующая станция «Позвоночные животные». Приведите примеры позвоночных животных.
- Нервная система у них имеет трубчатое строение, расположены на спинной стороне тела и имеет сложное строение: головной, спинной мозг и отходящие от них нервы.
-Спинной мозг: находится в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.
-Головной мозг: находится в черепе, состоит из 5 отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый мозг.
- У всех животных они развиты по разному в зависимости от образа жизни и их организации.
-Например у птиц сильно развит мозжечок, потому что он отвечает за координацию движений.
-У зверей передний мозг, у них сложное поведение. Он покрыт корой- миллиардами нервных клеток, таких как нейрон. Кора имеет борозды и извилины, она регулирует и направляет работу всех органов.
- У человека с ней связанны: память, мышление, трудовая деятельность.
- В основе нервной деятельности лежат рефлексы. Вспомним что такое рефлекс?
- Они бывают безусловные и условные.
-Например, собаки лают, когда приближается опасность- это врождённый рефлекс, передаётся по наследству- безусловный (врождённый).
- Но мы можем вызвать лай собаки, на команду голос. Молодая собака сразу будет подавать голос? (Нет).
- А что надо сделать чтобы она среагировала?
-Это мы вырабатываем условный рефлекс, т.е у каждого живого организма он индивидуален и вырабатывается в течении всей жизни. Приведи примеры рефлексов у человека.
- У животных есть комплекс рефлексов который называется инстинкт.
«Инстинкт- это врождённый комплекс определённых, особых реакций на воздействие среды». (записать).
-Я думаю, что наш нейрон остался доволен от путешествия. Пора обратно в путь. А чтобы вернуться нам надо ответить на вопросы и выполнить задания.
1. У всех животных есть НС? У кого она появилась впервые? (Кишечнополостных).
13 сл.
2. Задание на слайде: соедините стрелочками животное и его характеристику НС.
Гидра, дождевой червь, собака- первый столбик.
Трубчатое, сетчатая, узловая.
14 сл.
3. Тест на нахождение соответствий: написаны разные примеры поведения животных и свойства. Расставьте буквы.
А- раздражимость
Б- рефлекс
В- инстинкт
- Услышав звук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что- нибудь вкусненькое. (рефлекс)
-Растения перед дождём закрывает цветки. (инстинкт)
-Птицы строят гнёзда весной. (Инстинкт)
- Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету. (Раздражимость)
-Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты. (инстинкт)
-Кошка прибегает к хозяину, когда он её зовёт. (Рефлекс)
-Инфузория туфелька плывёт к местам где меньше соли. (Раздражимость).
- Хомячки заботятся о своём потомстве: ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА, КОРМЯТ ДЕТЁНЫШЕЙ МОЛОКОМ. (инстинкт).
- Вам понравилось путешествие? Мы говорим до свидание нейрону.
15 сл.
Домашнее задание: Параграф 17 стр. 95-99 вопросы 1-13 устно.