СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 7 класс _Дневные хищники.Совы.Куриные_

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 7 класс _Дневные хищники.Совы.Куриные_»

Многообразие птиц. Отряды птиц. Дневные хищные. Совы. Куриные.


Цель: 1)показать многообразие хищных птиц и куриных, особенности их строения , связанные с образом жизни;

2) формировать умение работать с учебником – находить в тексте , рисунках учебника необходимые сведения для ответов на вопросы, раскрывать практическое значение птиц для человека;

3) учить узнавать изученных птиц в природе, на рисунках.

Оборудование : таблицы, фотографии с изображением птиц, , энциклопедия «Жизнь животных», презентация «Отряды птиц»

Ход урока.

1.Оргмомент. Мы продолжаем изучать многообразие птиц и знакомиться с экологическими группами птиц. Тема урока(Слайд №1)

2.Проверка знаний (Слайд №2)

Опрос . 1.Перечислите приспособления птиц, связанные с полётом.

2.Дать характеристику отряда Страусообразных.

3.Дать характеристику отряда Гусеообразных.

Выдайте паспорт. Взаимопроверка.

1.Крупная трёхпалая птица, со слабо оперённой головой и недоразвитыми , почти незаметными крыльями. Высотой до 1,5 метра, массой до 80 кг. Взрослые птицы чёрные , с ярко окрашенной в разные цвета головой, имеющей хрящевой вырост.

2.Длинная шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, три направлены вперёд, соединены плавательной кожистой перепонкой, четвёртый палец направлен назад. Короткий широкий клюв усажен по краю роговыми пластинками. Перья жёсткие, плотно прилегают друг к другу. Под покровными перьями много пуха.

Тестовое задание. Самоповерка.

1.Птицы – теплокровные хордовые, потому что имеют:

А) – перьевой покров

Б) – четырёхкамерное сердце, кровь не смешивается

В) – сухую кожу

2.К особенностям строения птиц , связанным с полётом ,относят:

А) – питание насекомыми

Б) – перьевой покров

В) – специальный вырост – киль

3.У птиц хорошо развиты органы чувств

А) –зрения

Б) – обоняние

В) – осязание

4.Зимой птицам страшен голод, а не холод , так как

А) – они способны к полёту

Б) – они имеют сухую кожу

В) – они теплокровные

5.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися

А) – постоянная температура тела

Б) – строение яиц, богатых желтком

В) – отделение артериальной крови от венозной


Ответы (Слайд №4). 1.Казуар.2.Гусь.

Тест . 1- Б, 2- В,3 – А, 4 – В, 5 – Б .

Учащиеся выставляют баллы за работу в накопительную ведомость.

Накопительная оценка.

Характеристика Страусообразных

1балл

Характеристика

Гусеобразных

1 балл

Выдайте паспорт


2 балла

Тест


1 балл

Сообщение


1балла








3.Изучение нового материала. Многообразие птиц. Отряды птиц. Дневные хищные, Совы, Куриные.


Рассказ с элементами беседы. Вспомните и назовите известных вам хищных птиц? (Слайд №6,7,8,9,10,11).

Хищные птицы по способу питания делятся 1) на падальщиков или стервятников, питающихся мёртвыми животными к ним относятся - грифы, сипы, стервятники.

2) птицы, питающиеся живой добычей. Эта группа птиц по принципу активности в течение суток делится на дневных хищных птиц и ночных хищных птиц.

Каковы же особенности птиц группы дневных хищников?

Выступление учащихся .Сообщение о дневных хищных птицах.-240 видов.

Семейство Соколообразные.Сокол – сапсан – зубец на надклювье, балобан,кобчик, пустельга,чеглок.

Семейство ястребиные:луни, ястребы, орлы – беркут, большой подорлик,коршуны, сарычи- канюки, орланы, скопа, осоед.

Отряд Стревятники – голые или редкооперённые голова и шея.

Крупные птицы кондор и гриф- размах крыльев до 3 метров, орлы -9 кг, карликовые соколы – размах крыльев - 25 см.

Каковы же приспособления дневных хищников : мощный крючковатый , загнутый книзу клювом с яркой окраской у основания, пальцы длинные, крепкие , сильные с острыми когтями, которые служат для схватывания и убивания добычи, а клюв для её расчленения,«парящий полёт»,хорошие зрение.

Рассказ с элементами беседы.(Слайд №12) Отряд Совы- ночные хищники. 200 видов.Особенности: на передней части головы образуется «лицевой диск», голова очень поджвижна -3000, глаза огромные, зрачок широко раскрывается,Сова – кошка среди птиц, но видит хорошо не только ночью и днём, мягкое рыхлое оперение, полёт бесшумный,Слух – средство ориентации,ухо снабжено подвижной кожной складкой , помогающей улавливать самые незначительные шорохи.

Представители: домой сыч, филин, сипуха,неясыть , полярная сова, ястребиная сова, болотная сова и др.(Слайд №13 – сова, филин – характеристика сов)Самая боьшая птица – филин- размах крыльев -1,5 метров, вес -4кг,маленькая -сычик эльфовый – масса -50г,длина 12см, в Росси – сычик воробьиный –длина -17-30 см,размах крыльев до 45 см.

Гнездовые птицы – птенцы опушённые, глухие, слепые , требуют длительного ухода.

Значение хищных птиц. Уничтожают большое количество мышевидных грызунов, приносят пользу сельскому хозяйству, спасая посевы от грызунов. Многие птицы находятся под охраной.

Слайд №14.Характерные черты хищных птиц.

Дневные хищники -мощный крючковатый , загнутый книзу клювом с яркой окраской у основания, пальцы длинные, крепкие , сильные с острыми когтями, которые служат для схватывания и убивания добычи, а клюв для её расчленения, «парящий полёт»,хорошие зрение.

Ночные хищники -на передней части головы образуется «лицевой диск», голова очень поджвижна -3000, глаза огромные, зрачок широко раскрывается,Сова – кошка среди птиц,мягкое рыхлое оперение, полёт бесшумный,Слух – средство ориентации,ухо снабжено подвижной кожной складкой , помогающей улавливать самые незначительные шорохи.


Сегодня мы должны познакомиться ещё с одной группой птиц, в основном живущих в лесах, Отряд куриные. Какие они имеют приспособления и особенности , представители этого отряда?


Выступление учащихся- сообщение о куриных.(Слайд № 16)-283 вида.

Беседа .Каковы же особенности куриных? Представители(Слайды № 17,18,19,20)

Глухарь, тетерев, перепел, павлин, рябчики, куропатки, цесарка, индейки.Крупные -10-12кг –дикие индюки, маленькие –перепел карликовый – 45г.

(Слайд№ 21) Особенности куриных –перьевой покров жёсткий , плотный, крылья короткие , тупые, не способны к длительному полёту, голова маленькая , клюв короткий, сильные четырёхпалые ноги с короткими когтями, способными разгребать землю для сбора пищи.

Куриные птенцовые (выводковые ) птицы.

Значение куриных: уничтожают насекомых, их личинок, промысловые виды, одомашнены.

Это интересно. Сорные куры (Австралия , Новая Гвинея )не заботятся о потомстве, не насиживают яйца – самки создают естественный инкубатор из гниющих растений. Птенцы самостоятельны вдень появления .

4.Закрепление .

Работа с дополнительной литературой.


Заполнить таблицу «Отряды птиц»

Название отряда

Представители

Характеристика





Игровой момент.(Слайд№ 22) «Кто лишний» кондор, пустельга, куропатка

(Слайд №23) –куриные куропатка

(Слайд №24) – сыч, сипуха, сип белоголовый, филин

(Слайд №25) – сип белоголовый


5.Итоги урока. Оценивание .Накопительная оценка.

С какими группами птиц познакомились на уроке?

Какие птицы относятся к отряду Совы? К отряду Дневные хищные птицы?Куриные?

Признаки , характерные для хищников?


6.Домашнее задание. (Слайд №26)

п.29, заполнить таблицу, найти рассказы и стихи о птицах.



Материалы к уроку.

Урок №29.

Выдайте паспорт.


Самая крупная птица на нашей планете. Шея длинная, голова небольшая, ноги длинные, мощные, двупалые. Цвет оперения на туловище самцов чёрный, а хвостовые и маховые перья – белые. На груди -роговая мозоль.


Урок № 29. Тестовое задание.

1.Птицы – теплокровные хордовые, потому что имеют:

А) – перьевой покров

Б) – четырёхкамерное сердце, кровь не смешивается

В) – сухую кожу

2.К особенностям строения птиц , связанным с полётом ,относят:

А) – питание насекомыми

Б) – перьевой покров

В) – специальный вырост – киль

3.У птиц хорошо развиты органы чувств

А) –зрения

Б) – обоняние

В) – осязание

4.Зимой птицам страшен голод, а не холод , так как

А) – они способны к полёту

Б) – они имеют сухую кожу

В) – они теплокровные

5.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися

А) – постоянная температура тела

Б) – строение яиц, богатых желтком

В) – отделение артериальной крови от венозной

Ответы

1

2

3

4

5






Урок № 29.Тестовое задание.

1.Птицы – теплокровные хордовые, потому что имеют:

А) – перьевой покров

Б) – четырёхкамерное сердце, кровь не смешивается

В) – сухую кожу

2.К особенностям строения птиц , связанным с полётом ,относят:

А) – питание насекомыми

Б) – перьевой покров

В) – специальный вырост – киль

3.У птиц хорошо развиты органы чувств

А) –зрения

Б) – обоняние

В) – осязание

4.Зимой птицам страшен голод, а не холод , так как

А) – они способны к полёту

Б) – они имеют сухую кожу

В) – они теплокровные

5.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися

А) – постоянная температура тела

Б) – строение яиц, богатых желтком

В) – отделение артериальной крови от венозной


Ответы

1

2

3

4

5












Накопительная оценка


Характеристика Страусообразных

1балл

Характеристика

Гусеобразных

1 балл

Выдайте паспорт


2 балла

Тест


1 балл

Сообщение


1балла











Накопительная оценка


Характеристика Страусообразных

1балл

Характеристика

Гусеобразных

1 балл

Выдайте паспорт


2 балла

Тест


1 балл

Сообщение


1балла








Накопительная оценка


Характеристика Страусообразных

1балл

Характеристика

Гусеобразных

1 балл

Выдайте паспорт


2 балла

Тест


1 балл

Сообщение


1балла





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!