Тема урока: Однодольные растения. Декоративные лилейные растения.
Цель урока: познакомить учащихся с декоративными лилейными растениями.
Задачи урока: - образовательные – продолжить формировать понятие однодольные растения; показать особенности строения лилейных растений; создать у учащихся представление о типичных представителях декоративных лилейных растениях;
- воспитательные – воспитывать любовь к природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- коррекционные– коррегировать внимание, память, мышление, речь.
Оборудование и материалы: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Признаки однодольных и двудольных растений», картинки с изображением декоративных лилейных растений: тюльпан, лилия, хлорофитум, ландыш, можно алоэ и подснежник, гербарий растений семейства лилейных, комнатные растения.
Словарные слова: ЛИЛЕЙНЫЕ РАСТЕНИЯ, ТЮЛЬПАН, ЛИЛИЯ, ЛАНДЫШ
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку .
2.Актуализация опорных знаний.(Беседа c опорой на наглядность)
-Вспомните основные признаки однодольных растений
( таблица на доске)
ПРИЗНАКИ КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ
Корневая система Мочковатая
Проводящие пучки стебля Разбросаны по всему стеблю
Жилкование листьев Параллельное или дуговое
Количество семядолей в семени Одна
- А какие семейства цветковых растений входят в класс ОДНОДОЛЬНЫЕ?
(Опора на схему)
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ
/ \
ЗЛАКОВЫЕ ЛИЛЕЙНЫЕ
-На прошлом уроке вы познакомились с зерновыми злаками. Какие растения из представителей зерновых злаков считаются самыми ценными культурными злаками?
Теперь посмотрите на схему на доске и определите, куда можно отнести кукурузу и овёс? ( В Приготовление пищи, но можно дополнить, что из стеблей, стержней и обёрток початков кукурузы изготавливают бумагу).
См.схему.
ТКАНИ СТРОИТЕЛЬСТВО
\ /
РАСТЕНИЯ _ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА / / \
ЛЕКАРСТВА КРАСОТА
3.Изучение нового материала. (Рассказ учителя, беседа с опорой на наглядность)
Тема нашего урока – ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ, ДЕКОРАТИВНЫЕ ЛИЛЕЙНЫЕ РАСТЕНИЯ.
(На доске – картинки с изображением декоративных лилейных растений).
План рассказа:
-где встречаются (в помещениях, в лесах, в цветниках и на клумбах);
-характерные признаки однодольных растений ( корневая система, жилкование листьев, формула цветка, плод);
-представители (рассказ о каждом представителе): тюльпан, лилия, хлорофитум, ландыш (отметить, что ландыш занесён в Красную книгу и срывать эти цветы нельзя).
Это интересно: Хлорофитум считается прекрасным очистителем воздуха. Учёные установили, что за сутки он может уничтожить около 80 % микроорганизмов, находящихся рядом с ним. Поэтому несколько растений хлорофитума в состоянии полностью оздоровить воздух в помещении.
4.Обобщение изученного материала на уроке.(Обобщающая беседа с опорой на наглядность).
-К какому семейству относятся лилейные растения?
-Какое ещё семейство входит в класс однодольных растений?
-Какие признаки характерны для лилейных растений?
-Какие растения называют декоративными?
-Назови представителей семейства лилейных.
-Какие ты знаешь лекарственные растения семейства лилейных? (Ландыш, алоэ).
5.Закрепление изученного материала.
-Давайте теперь на нашей схеме ( схема на доске) покажем, куда можно отнести эти растения. Дети выходят к доске, выбирают карточку с растением и на схеме выкладывают эту карточку: тюльпан (красота), лилии (красота), хлорофитум (красота), ландыш (красота и лекарство),алоэ, подснежник.
-Откройте учебник, страница 111. Один ученик читает про тюльпан, другой – про лилии, третий – про хлорофитум, четвёртый про ландыш.
-Откройте тетради. Запишите число, тему урока. В столбик напишите названия растений, с которыми вы сегодня познакомились. Возьмите цветные карандаши и рядом с названием нарисуйте растение.
6. Итог урока.
Итак, сегодня вы познакомились с декоративными лилейными растениями. Эти растения относятся к семейству однодольных. К ним относят тюльпаны, лилии. Ландыш – дикорастущее лилейное растение. Это очень красивое растение, но ягоды его ядовиты.
7. Домашнее задание.
Читать статью учебника и отвечать на вопросы после статьи.
Дополнительные задания :
Задание «Угадай, кто я?»
Я родом из пустынь Средней Азии, где меня за форму цветка прозвали «тюрбан». В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» я говорю горящему очагу : «Я горю, но не сгораю!»Я смог очаровать народ целой страны – Голландии. В стародавние времена за одну мою луковицу можно было купить два воза пшеницы, четыре воза сена, четырёх откормленных лошадей, двенадцать взрослых овец. (Что это за растение?)
Задание «Угадай, кто я?»
Я – украшение майского леса. Во Франции в далёкие времена в первое воскресенье мая отмечался мой праздник. Тогда молодые люди прикалывали букетики душистых цветов к одежде. Но я славен не только красотой. Из меня получают хорошие сердечные лекарства. (Что это за растение?)