СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика членистоногих"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку биологии в 8 классе "Общая характеристика членистоногих"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика членистоногих"»

Урок № 27 12.12. 2023г. 8 класс БИОЛОГИЯ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ
тема урока

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: расширить представление о членистоногих, особенностях их строения и передвижениям, о многообразии, значении в природе и жизни человека.

Метапредметные – готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам.

Личностные - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, тетради.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие. Проверка отсутствующих, готовности класса к уроку.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Биологический диктант

1. Тело кольчатых червей покрыто КУТИКУЛОЙ.

2. У многощетинковых червей на каждом сегменте имеются боковые выросты — ПАРАПОДИИ, снабжённые щетинками и иногда жабрами.

3. Полость тела ВТОРИЧНАЯ — ЦЕЛÓМ, она заполнена целомической жидкостью, которая выполняет функцию внутренней среды организма.

4. Целом функционирует как ГИДРОСКЕЛЕТ.

5. Пищеварительная система СКВОЗНАЯ.

6. Кровеносная система ЗАМКНУТАЯ.

7. Основу кровеносной системы составляют СПИННОЙ И БРЮШНОЙ СОСУДЫ.

8. Дыхание КОЖНОЕ, у многих морских видов газообмен осуществляется преимущественно через ЖАБРЫ, расположенные на параподиях.

9. Нервная система состоит из окологлоточного кольца с крупными надглоточным и подглоточным нервными узлами. Вдоль всего тела по брюшной стороне проходит БРЮШНАЯ НЕРВНАЯ ЦЕПОЧКА.

10. Органы выделения МЕТАНЕФРИДИИ.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Обучающиеся меняются работами и проверяют. Ответ выделен заглавными буквами. Каждый правильный ответ 1б, максимальное количество баллов – 10. Для получения оценки необходимо полученное количество баллов разделить на 2.


  1. МОТИВАЦИЯ

Эпиграфами к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:

«Cкажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (Народная мудрость)

«Недостаточно лишь получать знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать, надо творить» (И.В Гете)

Как вы думаете, почему? (Беседа с учащимися)

Кто же станет объектом вашего творчества? Вы должны отгадать. Я прочту загадку, а вы в конце хором скажете ответ.

«У всех животных этих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – на сегменты, сегменты – тоже тело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Всё это признаки животных многих,

Относящихся к типу _______________ .»


Урок у нас сегодня нестандартный. Мы работаем в группах. Напоминаю правила работы в группах:

1) Вспомнить свои обязанности в группе:

а) командир – организует работу в группе, ведет учет ответов

б) таймер – контроль времени

в) секретарь – запись идей

г) докладчик – чётко и быстро отвечает на вопрос

2) Соблюдать дисциплину

3) Работать, не мешая другим

4) По окончании времени обсуждение прекращать

5) При обсуждении задания разговаривать шепотом

6) Внимательно слушать отвечающего, не перебивать его

7) Желающим ответить или исправить ошибку поднимать руку, не выкрикивать

8) Не спорить с командиром группы по поводу заполнения карточки ответов



  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

Членистоногие — самый многочисленный тип животных, который объединяет приблизительно 80% известных сегодня науке видов животных. Его представители встречаются повсюду: от Арктики до Антарктики, в наземных и водных экосистемах, от высокогорий до океанических глубин.

Особенности эмбрионального развития

Членистоногие — это первичноротые двусторонне-симметричные животные. В эмбриональный период развития вторичная полость тела — целом — сливается с первичной полостью. В результате формируется смешанная полость тела — миксоцель, содержащая внутренние органы и наполненная гемолимфой.

Внешнее строение

Членистоногим свойственна метамерия — разделение тела на повторяющиеся вдоль продольной оси схожие между собой участки — метамеры (сегменты), то есть тело сегментировано. Сходные по строению сегменты объединяются в отделы тела. Сегменты внутри отделов могут сливаться между собой, иногда сливаются и целые отделы. Такую сегментацию называют гетерономной, в отличие от гомономной сегментации малощетинковых червей.

Тело состоит из головы, груди и брюшка. Иногда грудь сливается с головой, образуя головогрудь (у многих ракообразных и паукообразных)

Рис. 1. Разделение тела на отделы: а — ракообразные; б — паукообразные; в — насекомые; г — многоножки. Головной отдел показан розовым, грудной — зелёным, брюшной — голубым

 .

Конечности членистые. У более высокоразвитых форм они специализированы по функциям: за передвижение, дыхание, захват добычи, защиту отвечают разные по строению конечности.

Тело покрыто плотной хитиновой оболочкой, образующей наружный скелет. Эта оболочка состоит из нескольких слоёв, снаружи покрыта воскоподобным веществом и у большинства видов водонепроницаема. Такое строение покровов позволило членистоногим заселить сушу.


ФИЗМИНУТКА


Внутреннее строение

Кожно-мускульного мешка нет. Мышцы из поперечнополосатой мышечной ткани представлены отдельными пучками, которые изнутри присоединены к хитиновому покрову. Обычно один конец мышцы прикрепляется к стенке одного сегмента тела или членика конечности, другой — к стенке другого сегмента (членика). Такое расположение мышц позволяет изменять положение разных частей тела относительно друг друга.

В зависимости от функции мышцы делятся на разные группы. Таким образом, у членистоногих появляется функциональная и морфологическая дифференцировка изначально одинаковых органов.

Пищеварительная система имеет следующую последовательность отделов: ротовое отверстие — ротовая полость — глотка — пищевод — желудок — средняя кишка — задняя кишка — анальное отверстие. В ротовую полость открываются протоки слюнных желёз, в полость средней кишки — протоки печени. Ротовой аппарат образован придатками, развивающимися из конечностей головных сегментов.

Кровеносная система незамкнута: сосуды открываются в полость тела, в них циркулирует гемолимфа. Есть сердце — сокращающийся спинной сосуд. 

Дыхательная система представлена жабрами, лёгкими или трахеями — в зависимости от среды обитания.

Выделительная система: видоизменённые метанефридии или мальпигиевы сосуды (у наземных форм, например у насекомых и паукообразных).

























Нервная система состоит из надглоточного, или головного, ганглия (головного мозга), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки. Надглоточный и подглоточный нервные узлы связаны и образуют окологлоточное кольцо. Органы чувств хорошо развиты. У некоторых групп развиваются сложно устроенные фасеточные глаза (от фр. facette [фасет] — «грань»).

Рис. 3. Фасеточные глаза мухи

Линька

Рост всегда сопровождается линькой — сменой хитинового покрова. Линька членистоногих происходит только в период роста, во время личиночной стадии. Взрослые особи не растут и не линяют. Хитиновой оболочкой покрыто не только тело, но и эпителий передней и задней кишки, поэтому во время линьки животные не питаются.

Рис. 4. Линька цикады

 .

Размножение и развитие

Членистоногие раздельнополы. Оплодотворение внутреннее. Яйца, как правило, крупные и богаты желтком. Развитие обычно с превращением (есть личиночные стадии).

Рис. 5. Цикл развития стрекозы 

.

Образ жизни

Освоили все среды жизни. Есть свободноживущие и паразитические виды; хищники, детритофаги, падальщики и растительноядные формы; виды с дневной и ночной активностью.

Систематика

В типе Членистоногие выделяют несколько классов. Самыми многочисленными являются классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

Рис. 6. Многообразие членистоногих: а — рак (класс Ракообразные); б — скорпион (класс Паукообразные); в — пчела (класс Насекомые); г — кивсяк (класс Многоножки)

Составление схемы «Классификация типа Членистоногие».

Тип Членистоногие





Класс

Насекомые

Класс

Паукообразные

Класс

Ракообразные




Работа в парах.

Впишите в текст пропущенные слова.

Группа "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков_________.

Группа "Паукообразные".

Тело пауков разделено на _________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие_________.

Группа "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. В зависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________. Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

Учащиеся озвучивают выполненные задания. Учитель комментирует его выполнение и оценивает работу групп.


Игра «Систематика»

Учащиеся работают в парах. Ребятам раздаются картинки с представителями Членистоногих. Необходимо разнести их по классам. (Приложение 2)



  1. ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Игра «Светофор (да-нет)»

- Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.

1. Членистоногие имеют хитиновый покров (да).

2. Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).

3. Членистоногие произошли от моллюсков? (нет)

4. Членистоногие приспособились к полёту? (да)

5. Для ракообразных характерно наличие 3 пар конечностей? (нет,5)

6. У членистоногих сегментированное тело разделено на отделы: голова, грудь, брюшко (да)

7. Тип Членистоногие включает 4 класса? (нет)

8. Насекомые имеют три пары ног (да).

9. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви. (да)

10. Арахнология – наука о насекомых (нет)


Просмотр видеофрагмента «Общая характеристика типа Членистоногие».

Дополните план рассказа об общей характеристике типа членистоно­гих, записав необходимую информацию в предлагаемую схему.

1. Тип насчитывает       

2. Он включает следующие классы:

3. Представители типа занимают такие среды обитания, как...

4. У всех животных данного типа ... симметрия тела;

5. Тело разделено на

6. Покровы...

7. Свойства покровов...

8. Функции покровов...

9. Способ смены покрова...

10.Число ходильных ног у речного рака..., у паука-крестовика..., у майско­го жука..

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: учить записи в тетради, работать с прикрепленным файлом
7. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК
8. РЕФЛЕКСИЯ






































Приложение 1
























Приложение 2


Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!