Тема урока: Расы человека. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Цели урока: сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично поисковый, проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира», фотографии, рисунки с изображением людей разных рас, карточки - задания.
Предметные результаты обучения:
перечислять характерные признаки человеческих рас;
доказывать несостоятельность расистских взглядов.
Метапредметные результаты обучения:
познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью установления причинно-следственных связей для объяснения происхождения человеческих рас;
регулятивные — ставить цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение человека как биологического вида.
осознавать ценность общепринятых этических и моральных норм
Ход урока
I этап. Мотивационно-целевой.
Организационный момент.
Приветствие: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг другу, мы такие разные, но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением». (Здоровьесберегающие технологии. Снять психологическое напряжение, создание благоприятной психологической атмосферы, настроить на совместную работу.).
Нарисуйте в тетради смайлик, отражающий ваше настроение на начало урока. (Самооценка своего состояния.).
У вас на столах лист оценивания работы на уроке, по ходу урока его заполняйте, оценки получайте. (Самооценка своей деятельности на уроке)
Внимание на доску. (На интерактивной доске картинки с представителями рас, преподаватель зачитывает стих)
Прошли столетия, промчались годы,
И человек, стихиям вопреки,
Стал властелином девственной природы,
Освоил разные планеты уголки.
Темноволосый, чернокожий и курчавый
Предпочитает Африканский континент,
С желтым оттенком кожи, узкими глазами,
Лучами солнца Азии согрет.
Голубоглазый, светлый волос
И темной кожей он не наделен.
За тысячи веков освоивший Европу,
Еще в Канаде поселился он.
Преподаватель: О чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока.
Предполагаемая деятельность студентов: формулируют тему урока.
Преподаватель: Вы правы, тема урока: «Расы человека».
Выход на цель урока. Исходя из темы урока, назовите цель урока?
Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся с помощью преподавателя формулируют цель урока.
Цель нашего урока сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.
II. Организационно-деятельностный этап.
Преподаватель: Кто помнит, что такое раса?
Предполагаемая деятельность учащихся: Дают определение понятию Раса
Человеческие расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens sapiens. Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями — цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.
Существуют различные классификации человеческих рас. В практическом плане популярна классификация, по которой выделяют три большие расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная). В пределах этих рас насчитывается около 30 малых рас. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы (рис. 116).
В ходе обсуждения формулируется проблема:
Человеческие расы – это популяции одного вида Homo sapiens или отдельные виды рода Человек?
Класс делиться на 3 группы, получают карточки с заданием и дополнительный материал.
1 группа – Европеоидная (евразийская)
2 группа – Австрало-негроидная (экваториальная)
3 группа – Монголоидная (азиатско-американская)
Задания:
1. Используя текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу.
Раса | Биологические особенности рас | Морфологические особенности рас | Где живут | Приспособленность к условиям обитания |
Европеоидная (евразийская) | | | | |
Австрало-негроидная (экваториальная) | | | | |
Монголоидная (азиатско-американская) | | | | |
2.Сделать вывод: Какие условия среды повлияли на формирование рас?
3.Ответить на вопросы:
А) Расы – это разные виды одного рода Человек?
Б) Расы – это популяции одного вида Человек разумный?
Предполагаемая деятельность студентов: На основании анализа учебника, дополнительной информации, обучающиеся пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока. Выдвигают и доказывают гипотезы. Заслушиваются представители каждой группы, дополняются данные в таблице.
Перед выступлением учащихся проводится ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.
Выводы учащихся:
1.Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей, зависящих от условий обитания.
2.Современное человечество представляет собой единый биологический вид – Человек разумный, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития. Это равноценные представители одного вида.
3. Раса представляет собой совокупность людей обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Вид человека разумного самый многочисленный на нашей планет насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций. Это популяции одного вида Человек разумный.
Европеоидная раса
Для людей этой расы (рис. 117) характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или темно-русые волосы, серые, серо-зеленые, каре-зеленые и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.
Монголоидная раса
Монголоиды (см. рис. 117) обладают желтой или желто-коричневой кожей. Для них характерны темные жесткие прямые волосы, широкое уплощенное скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикантусом), плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции ее представители расселились по всему земному шару.
Австрало-негроидная раса
Негроиды (см. рис. 117) темнокожи, для них характерны курчавые темные волосы, широкий и плоский нос, карие или черные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.
Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны темные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто австралоидов выделяют в отдельную расу.
Для описания расы выделяются признаки, наиболее характерные для большинства входящих в нее индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеются громадные вариации наследственных характеристик, то практически невозможно найти индивидуумов со всеми признаками, присущими расе.
Гипотезы расогенеза.
Процесс возникновения и становления человеческих рас называется расогенезом. Существуют различные гипотезы, объясняющие происхождение рас. Одни ученые (полицентристы) считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах.
Другие (моноцентристы) признают общность происхождения, социально-психического развития, а также одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка. Гипотеза моноцентризма является более обоснованной и доказательной.
Доказательствами данной гипотезы можно считать следующие факты:
— различия между расами касаются второстепенных признаков, так как основные признаки были приобретены человеком задолго до расхождения рас;
— генетическая изоляция между расами отсутствует, так как браки между представителями разных рас дают плодовитое потомство;
— наблюдаемые в настоящее время изменения, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета и ускорении развития всего организма, характерны для представителей всех рас.
В пользу гипотезы моноцентризма свидетельствуют и данные молекулярной биологии. Результаты, полученные при изучении ДНК представителей различных человеческих рас, позволяют утверждать, что первое разделение единой африканской ветви на негроидную и европеоидно-монголоидную произошло около 40—100 тыс. лет назад. Вторым было разделение европеоидно-монголоидной ветви на западную — европеоиды и восточную — монголоиды (рис. 118).
Факторы расогенеза.
Факторами расогенеза являются естественный отбор, мутации, изоляция, смешение популяций и др. Наибольшее значение, особенно на ранних стадиях формирования рас, играл естественный отбор. Он способствовал сохранению и распространению в популяциях адаптивных признаков, повышавших жизнеспособность особей в определенных условиях.
Например, такой расовый признак, как цвет кожи, является приспособительным к условиям обитания. Действие естественного отбора в данном случае объясняется связью между солнечным освещением и синтезом противорахитного витамина D, который необходим для поддержания в организме баланса кальция. Избыток этого витамина способствует накапливанию кальция в костях, делая их более хрупкими, недостаток ведет к рахиту.
Чем больше меланина в коже, тем меньше солнечной радиации проникает в организм. Светлая кожа способствует более глубокому прохождению солнечного света в ткани человека, стимулируя синтез витамина В в условиях недостатка солнечной радиации.
Другой пример выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие. Наоборот, очень широкий и плоский нос у негроидов способствует большей теплоотдаче.
Критика расизма. Рассматривая проблему расогенеза, необходимо остановиться на расизме — антинаучной идеологии о неравенстве человеческих рас.
Преподаватель: Кто знает, что такое расизм?
Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии расизма.
Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в XIX в. В них обосновывались преимущества одних рас над другими, белых над черными, выделялись «высшие» и «низшие» расы.
В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупированных территориях.
В США вплоть до середины XX в. расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков.
Интересно, что если в XIX в. и в первой половине XX в. расисты утверждали превосходство белой расы, то во второй половине XX в. появились идеологи, пропагандирующие превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.
Любой человек, независимо от расовой принадлежности, является «продуктом» собственной генетической наследственности и социальной среды. В настоящее время общественно-экономические отношения, развивающиеся в современном человеческом обществе, могут оказать влияние на будущее рас. Предполагают, что в результате подвижности популяций человека и межрасовых браков в будущем может сформироваться единая человеческая раса. В то же время в результате межрасовых браков могут сформироваться новые популяции с собственными специфическими сочетаниями генов. Так, например, в настоящее время на Гавайских островах на основе метисации европеоидов, монголоидов и полинезийцев происходит формирование новой расовой группы.
Итак, расовые различия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.
Преподаватель: Скажите ребята, актуальна ли на сегодняшний день проблемы расизма или эта проблема надуманна?
Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии.
Вывод учащихся с помощью преподавателя: сегодня действительно важно говорить и знать о проблемах расизма. Внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представлений разных рас, и не являются ведущими для определения способностей человека.
Вывод учащихся с помощью преподавателя: внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представит
Ответьте на вопросы
1.Что такое раса? (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)
2.Сколько и какие расы выделяют современные ученые? (В настоящее время большинство ученых выделяют три расы: Европеоидная (евразийская), Австрало-негроидная (экваториальная), Монголоидная (азиатско-американская).
3.Под влиянием чего сформировались расы? (Расы сформировались под условием среды обитания).
РЕФЛЕКСИЯ:
- Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?
- Понравился ли вам урок?
- Кто был наиболее активен и убедителен?
- Какие трудности вы испытали? На каком этапе урока их было больше всего?
- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на конец урока.
IV. Оценивание.
Вот и к концу подошел урок,
Нам подводить пора итог.
Спасибо за работу, детки,
А я поставлю вам отметки.
(Учащиеся, сдают листы оценивания работы на уроке. Преподаватель выставляет оценки с учётом устных ответов, работы в группе и листов оценивания работы на уроке).
V. Домашнее задание
1.§ 5 учебника;
2.Письменно подтвердите фактами изречения Ч. Дарвина: «Каменные наконечники стрел, привезенные с самых отдаленных концов Земли и принадлежащие самой отдаленной древности, почти тождественны между собой. Этот факт может быть объяснен только сходством изобретательных и умственных способностей у различных рас».
Приложение 1
Лист оценивания работы на уроке
ФИО учащегося | Попутное повторение | Усвоение новых знаний | Работа в группе | Закрепление | Самооценка | Оценка преподавателя |
| | | | | | |
| | | | | | |