СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Расы человека. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Расы человека. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма".»

Тема урока: Расы человека. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Цели урока: сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично поисковый, проблемного изложения материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира», фотографии, рисунки с изображением людей разных рас, карточки - задания.

Предметные результаты обучения:

перечислять характерные признаки человеческих рас;

доказывать несостоятельность расистских взглядов.

Метапредметные результаты обучения:

познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью установления причинно-следственных связей для объяснения происхождения человеческих рас;

регулятивные — ставить цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

проявлять познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение человека как биологического вида.

осознавать ценность общепринятых этических и моральных норм

Ход урока

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент.

Приветствие: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг другу, мы такие разные, но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением». (Здоровьесберегающие технологии. Снять психологическое напряжение, создание благоприятной психологической атмосферы, настроить на совместную работу.).

Нарисуйте в тетради смайлик, отражающий ваше настроение на начало урока. (Самооценка своего состояния.).

У вас на столах лист оценивания работы на уроке, по ходу урока его заполняйте, оценки получайте. (Самооценка своей деятельности на уроке)

Внимание на доску. (На интерактивной доске картинки с представителями рас, преподаватель зачитывает стих)

Прошли столетия, промчались годы,

И человек, стихиям вопреки,

Стал властелином девственной природы,

Освоил разные планеты уголки.

Темноволосый, чернокожий и курчавый

Предпочитает Африканский континент,

С желтым оттенком кожи, узкими глазами,

Лучами солнца Азии согрет.

Голубоглазый, светлый волос

И темной кожей он не наделен.

За тысячи веков освоивший Европу,

Еще в Канаде поселился он.

 

Преподаватель: О чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока.

Предполагаемая деятельность студентов: формулируют тему урока.

Преподаватель: Вы правы, тема урока: «Расы человека».

Выход на цель урока. Исходя из темы урока, назовите цель урока?

Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся с помощью преподавателя формулируют цель урока.

Цель нашего урока сформировать знания о человеческих расах, раскрыть биологические особенности человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный.

II. Организационно-деятельностный этап.

Преподаватель: Кто помнит, что такое раса?

Предполагаемая деятельность учащихся: Дают определение понятию Раса

Человеческие расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens sapiens. Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями — цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

Существуют различные классификации человеческих рас. В практическом плане популярна классификация, по которой выделяют три большие расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная). В пределах этих рас насчитывается около 30 малых рас. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы (рис. 116).

В ходе обсуждения формулируется проблема:

Человеческие расы – это популяции одного вида Homo sapiens или отдельные виды рода Человек?

Класс делиться на 3 группы, получают карточки с заданием и дополнительный материал.

1 группа – Европеоидная (евразийская)

2 группа – Австрало-негроидная (экваториальная)

3 группа – Монголоидная (азиатско-американская)

Задания:

1. Используя текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу.

Раса

Биологические особенности рас

Морфологические особенности рас

Где живут

Приспособленность к условиям обитания

Европеоидная (евразийская)

 

 

 

 

Австрало-негроидная (экваториальная)

 

 

 

 

Монголоидная (азиатско-американская)

 

 

 

 


 

2.Сделать вывод: Какие условия среды повлияли на формирование рас?

3.Ответить на вопросы:

А) Расы – это разные виды одного рода Человек?

Б) Расы – это популяции одного вида Человек разумный?

Предполагаемая деятельность студентов: На основании анализа учебника, дополнительной информации, обучающиеся пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока. Выдвигают и доказывают гипотезы. Заслушиваются представители каждой группы, дополняются данные в таблице.

Перед выступлением учащихся проводится ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

Выводы учащихся:

1.Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей, зависящих от условий обитания.

2.Современное человечество представляет собой единый биологический вид – Человек разумный, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития. Это равноценные представители одного вида.

3. Раса представляет собой совокупность людей обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Вид человека разумного самый многочисленный на нашей планет насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций. Это популяции одного вида Человек разумный.







Европеоидная раса

Для людей этой расы (рис. 117) характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или темно-русые волосы, серые, серо-зеленые, каре-зеленые и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.


Монголоидная раса

Монголоиды (см. рис. 117) обладают желтой или желто-коричневой кожей. Для них характерны темные жесткие прямые волосы, широкое уплощенное скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикантусом), плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции ее представители расселились по всему земному шару.


Австрало-негроидная раса

Негроиды (см. рис. 117) темнокожи, для них характерны курчавые темные волосы, широкий и плоский нос, карие или черные глаза, редкая растительность на лице и теле. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.


Австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны темные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто австралоидов выделяют в отдельную расу.

Для описания расы выделяются признаки, наиболее характерные для большинства входящих в нее индивидуумов. Но поскольку в пределах каждой расы имеются громадные вариации наследственных характеристик, то практически невозможно найти индивидуумов со всеми признаками, присущими расе.

Гипотезы расогенеза.

Процесс возникновения и становления человеческих рас называется расогенезом. Существуют различные гипотезы, объясняющие происхождение рас. Одни ученые (полицентристы) считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах.

Другие (моноцентристы) признают общность происхождения, социально-психического развития, а также одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка. Гипотеза моноцентризма является более обоснованной и доказательной.

Доказательствами данной гипотезы можно считать следующие факты:

—    различия между расами касаются второстепенных признаков, так как основные признаки были приобретены человеком задолго до расхождения рас;
—    генетическая изоляция между расами отсутствует, так как браки между представителями разных рас дают плодовитое потомство;
—    наблюдаемые в настоящее время изменения, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета и ускорении развития всего организма, характерны для представителей всех рас.

В пользу гипотезы моноцентризма свидетельствуют и данные молекулярной биологии. Результаты, полученные при изучении ДНК представителей различных человеческих рас, позволяют утверждать, что первое разделение единой африканской ветви на негроидную и европеоидно-монголоидную произошло около 40—100 тыс. лет назад. Вторым было разделение европеоидно-монголоидной ветви на западную — европеоиды и восточную — монголоиды (рис. 118).



Факторы расогенеза.

Факторами расогенеза являются естественный отбор, мутации, изоляция, смешение популяций и др. Наибольшее значение, особенно на ранних стадиях формирования рас, играл естественный отбор. Он способствовал сохранению и распространению в популяциях адаптивных признаков, повышавших жизнеспособность особей в определенных условиях.

Например, такой расовый признак, как цвет кожи, является приспособительным к условиям обитания. Действие естественного отбора в данном случае объясняется связью между солнечным освещением и синтезом противорахитного витамина D, который необходим для поддержания в организме баланса кальция. Избыток этого витамина способствует накапливанию кальция в костях, делая их более хрупкими, недостаток ведет к рахиту.



Чем больше меланина в коже, тем меньше солнечной радиации проникает в организм. Светлая кожа способствует более глубокому прохождению солнечного света в ткани человека, стимулируя синтез витамина В в условиях недостатка солнечной радиации.

Другой пример выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие. Наоборот, очень широкий и плоский нос у негроидов способствует большей теплоотдаче.

Критика расизма. Рассматривая проблему расогенеза, необходимо остановиться на расизме — антинаучной идеологии о неравенстве человеческих рас.

Преподаватель: Кто знает, что такое расизм?

Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии расизма.

Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в XIX в. В них обосновывались преимущества одних рас над другими, белых над черными, выделялись «высшие» и «низшие» расы.

В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупированных территориях.

 В США вплоть до середины XX в. расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков.

Интересно, что если в XIX в. и в первой половине XX в. расисты утверждали превосходство белой расы, то во второй половине XX в. появились идеологи, пропагандирующие превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.

Любой человек, независимо от расовой принадлежности, является «продуктом» собственной генетической наследственности и социальной среды. В настоящее время общественно-экономические отношения, развивающиеся в современном человеческом обществе, могут оказать влияние на будущее рас. Предполагают, что в результате подвижности популяций человека и межрасовых браков в будущем может сформироваться единая человеческая раса. В то же время в результате межрасовых браков могут сформироваться новые популяции с собственными специфическими сочетаниями генов. Так, например, в настоящее время на Гавайских островах на основе метисации европеоидов, монголоидов и полинезийцев происходит формирование новой расовой группы.

Итак, расовые различия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

Преподаватель: Скажите ребята, актуальна ли на сегодняшний день проблемы расизма или эта проблема надуманна?

Предполагаемая деятельность учащихся: Выдвигают свои версии.

Вывод учащихся с помощью преподавателя: сегодня действительно важно говорить и знать о проблемах расизма. Внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представлений разных рас, и не являются ведущими для определения способностей человека.

Вывод учащихся с помощью преподавателя: внешние расовые признаки не дают возможность определить качество представит


Ответьте на вопросы

1.Что такое раса? (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)

2.Сколько и какие расы выделяют современные ученые? (В настоящее время большинство ученых выделяют три расы: Европеоидная (евразийская), Австрало-негроидная (экваториальная), Монголоидная (азиатско-американская).

3.Под влиянием чего сформировались расы? (Расы сформировались под условием среды обитания).

РЕФЛЕКСИЯ:

- Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?

- Понравился ли вам урок?

- Кто был наиболее активен и убедителен?

- Какие трудности вы испытали? На каком этапе урока их было больше всего?

- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на конец урока.

IV. Оценивание.

Вот и к концу подошел урок,

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.

(Учащиеся, сдают листы оценивания работы на уроке. Преподаватель выставляет оценки с учётом устных ответов, работы в группе и листов оценивания работы на уроке).

V. Домашнее задание

1.§ 5 учебника;

2.Письменно подтвердите фактами изречения Ч. Дарвина: «Каменные наконечники стрел, привезенные с самых отдаленных концов Земли и принадлежащие самой отдаленной древности, почти тождественны между собой. Этот факт может быть объяснен только сходством изобретательных и умственных способностей у различных рас».

Приложение 1

Лист оценивания работы на уроке

ФИО учащегося

Попутное

повторение

Усвоение новых знаний

Работа в группе

Закрепление

Самооценка


Оценка

преподавателя






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!