СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии. Тема "Каменный уголь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о полезном ископаемом - каменный уголь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. Тема "Каменный уголь".»

Конспект урока по биологии в 6 классе Рахматулиной А.И. 01.02.2018г.

Тема: Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля.

Цель урока: формирование знаний о горючем полезном ископаемом - каменный уголь.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с происхождением, свойствами, видами, месторождением, способами добычи и применением каменного угля;

развивающие: развивать и активизировать познавательную деятельность в процессе изучения нового материала; связную речь с помощью полных ответов на вопросы;

коррекционные: коррекция памяти и внимания, логического мышления посредством операции анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, формировать умение работать в паре.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Словарная работа: бурый уголь, антрацит, шахта, шахтер.

Тип урока: изучения нового материла.

Методы и приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, индивидуальная работа по карточкам, демонстрация образцов полезных ископаемых, проведение опытов и наблюдений с образцами каменного угля, работа по карте, рассказ, просмотр презентации, работа с тестами в паре, работа по плану и таблице.

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно –коммуникативные, исследовательские.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент

Психологический настрой

  1. Проверка домашнего задания /индивидуальный и фронтальный опрос/.

Что такое полезные ископаемые?

Люди, какой профессии ведут разведку полезных ископаемых?

Что называют месторождением полезных ископаемых?

- На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения (использования)?

К какой группе по назначению относятся: торф, каменный уголь, горючий газ и нефть?

Почему их относят к горючим ископаемым?

-Найдите в коллекции полезных ископаемых торф. Расскажи о свойствах и применении торфа.

Индивидуальная работа по карточкам (Приложение)

  1. Изучение новой темы

1.Сообщение темы и цели урока

Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых. Если отгадаете загадку, узнаете, какое горючее полезное ископаемое будем изучать.

Загадка

 Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,

Помогает плавить стали, делать краски и эмали. ( каменный уголь)

Героем  нашего урока сегодня будет вот этот невзрачный кусок горной породы

Мы исследуем каменный уголь с самых разных точек зрения и узнаем о каменном угле много нового и интересного.

Запись даты и темы урока в тетрадь.  

 Работать будем по плану/ план на доске/

План

  1. Образование каменного угля

  2. Свойства каменного угля

  3. Виды каменного угля

  4. Месторождения каменного угля

  5. Добыча каменного угля

  6. Значение каменного угля

2.Сообщение новых знаний

1.Образование каменного угля

Как же в природе образовался каменный уголь? Этому кусочку угля много миллионов лет. Тогда на Земле и людей-то не было. Но на кусочках каменного угля люди и сейчас находят отпечатки листьев и коры древнего дерева папоротника. В древние времена, более 300 млн. лет назад климат на Земле был совсем другим, и росли в те времена гигантские деревья папоротники). Климат на Земле менялся, и деревья папоротника умирали, падая на землю, их заметало песком, землёй, они спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, но не сгнивали. Так за миллионы лет в природе из древних папоротников образовался каменный уголь.

До нас дошли сведения, что более 250 лет назад, когда русские войска шли под Азов под руководством царя Петра I, на одном из привалов солдаты развели костёр и бросили в него чёрные камни, найденные в овраге. Камни эти сильно загорелись в костре и стало вдруг очень жарко. Петр I сказал: “Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Его слова оказались пророческими. Во времена Петра Первого начали добывать и использовать каменный уголь.

2.Исследование свойств каменного угля

Сейчас мы с вами определим некоторые свойства каменного угля с помощью опытов.

Опыт 1. Опустим в стакан с водой кусочек каменного угля. Что происходит? Сделайте вывод. (Уголь тяжёлый – он утонул).

Опыт 2. Уголь в воде растворяется? (Не растворяется).

Опыт 3. Попробуйте разломать руками этот кусок каменного угля. Каков вывод? (Уголь очень твёрдый).

Опыт 4. Попробуем молотком расколоть уголь, завёрнутый в бумагу. Какой вывод? (Уголь от удара молотком раскололся как стекло - он хрупкий).

Самое главное свойство каменного угля – посмотрим видео.

Итог: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо  горит и выделяет тепло. ( запись в тетрадь)

3.Виды каменного угля

В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит (рассматривание коллекции каменного угля)

БУРЫЙ  УГОЛЬ. Зрелым называют яблоко и грушу, когда они полны соков. Про рожь говорят,-« рожь созрела», когда её пора убирать. Но, оказывается, и про каменный уголь тоже говорят,- «зрелый».

Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.   

Самым зрелым считают АНТРАЦИТ. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.    

ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ   УГОЛЬ  сероватого цвета,  матовый  (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.   Слайд 16

Вывод: Бурый уголь -  твёрдый , тёмно-бурый , рыхлый , более тусклый, не блестит, хуже горит

 Антрацит – твёрдый, чёрный, плотный, крепкий, блестящий, не пачкает руки,  при горении выделяет много тепла.

Обыкновенный каменный уголь – твёрдый, чёрный, менее плотный, хрупкий, матовый, пачкает руки.

Итак, мы с вами узнали о некоторых свойствах каменного угля. У вас на столе лежит по три образца каменного угля. Как называются ваши образцы каменного угля.

Представим, что вы геологи. На месте залегания каменного угля вы обнаружили три вида каменного угля. Первым отложите на стол под № 1 антрацит, под № 2 обыкновенный уголь, под № 3 – бурый уголь. 

Чем отличается антрацит от других видов угля?  Какой номер вы ему дали?  Почему уголь называю бурым?  Какой номер вы ему дали?  Тот, который плохо блестит – это какой уголь? Какой номер вы ему дали? 

Физкультминутка

4.Месторождения каменного угля

Залежи каменного угля, как и другие полезные ископаемые, находят геологи. Это трудная, но очень интересная профессия. Большие скопления угля в земле называют месторождениями. Месторождения на карте обозначают чёрными квадратиками. Посмотрите на физическую карту России. Смотрите, сколько чёрных квадратиков на территории нашей Родины. В этих местах добывают каменный уголь. Крупнейшие месторождения угля: Печёрское, Донецкое, Кузбасское.

Итак: крупнейшие месторождения угля: Печёрское, Донецкое, Кузбасское.

5.Добыча каменного угля.

Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Разработка ведется открытым (карьера) способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Верхний слой  -  почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят

 Если уголь залегает глубоко, строят шахту, в которой ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до  глубины 1200 м. Каменный уголь залегает также в земле большими пластами. Во многих местах глубоко в земле встречаются пласты толщиной 20-30 метров, а в некоторых местах они достигают 100 метров толщины. Добычу его ведут закрытым способом. Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты.  

Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Работает в шахте - шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.

Рассказ ученика: Когда-то в шахтах было темно-темно. Где-то в темноте мелькал тусклый свет шахтёрской лампочки. Уголь возила ослепшая от вечной темноты лошадь, а в узком коридоре, где лошади не пройти, уголь тащит на себе рабочий-

« саночник», запряжённый в сани. Шахтёр рубил уголь молотком. Такие условия труда были в царской России.   

Сейчас в шахтах горит электрический свет. Вместо молотка ловко и быстро работает отбойный молоток, врубовая машина, горный комбайн. Уголь грузится на вагонетки, подвозится на них к выводу из шахты. Здесь его поднимают на поверхность. На поверхности уголь загружают в специальные железнодорожные вагоны и развозят к местам назначения.  

Итак. Добыча каменного угля: карьера (открытый способ), шахта (закрытый способ).

6.Значение каменного угля.

Какое значение имеет уголь сейчас?

Каменный уголь - ценное ископаемое топливо. Им отапливают помещения, его используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций.

В особых печах уголь сильно нагревают без доступа воздуха. Из угля выделяется светильный газ и каменноугольная смола. Уголь становится намного легче и перестаёт блестеть. Это-кокс.

Кокс употребляют при выплавке чугуна из железной руды в доменных печах

Светильный газ раньше использовали для освещения улиц и домов. Сейчас он применяется как топливо на заводах.

Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства и много других полезных веществ.

Каменный уголь стал первым топливом, на котором ездили первые паровозы.

Итог. Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов. Из каменных углей получают искусственный графит.

Уголь с точки зрения экологии

И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией. Какие экологические проблемы вы заметили?

Уничтожение плодородного слоя, отвалы,  загрязнение воздуха при сгорании угля. 

Гимнастика для глаз

IV. Закрепление изученного материала

  1. Выполнение теста /работа в паре/

Тест /выберите правильный ответ/

1. Каменный уголь образовался

  • из остатков болотных растений (торфяного мха и других трав)

  • из остатков древних папоротников

2. Каменный уголь –

  • жидкий, черного цвета, хорошо горит

  • твердый, красновато – черного цвета, плохо горит

  • твердый, черного цвета, хорошо горит.

3. Виды угля:

  • антрацит, известняк, бурый уголь

  • обыкновенный каменный уголь, антрацит, бурый уголь

  • бурый уголь, обыкновенный каменный уголь, гранит

4. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • шахта

  • месторождение

  • карьер

5. Каменный уголь добывают:

  • только открытым способом - в карьере

  • только закрытым способом - в шахте

  • открытым способом - в карьере и закрытым способом – в шахте

6. Каменный уголь используют:

  • для получения удобрений

  • в качестве строительных материалов

  • как горючее, для отопления

  1. Индивидуальная работа по карточкам /приложение/

V. Итог урока.

Какую тему мы изучали на уроке? Что вы узнали про каменный уголь?

VI.Домашнее задание: страницы 108-110 (133-137).

VII. Оценки

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!