СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 5 классе на тему "Природные зоны России"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 5 классе на тему "Природные зоны России"»


Тема: Природные зоны России

Ход урока.

  1. Организационное начало урока:

Приветствие учащихся:

Прозвенел звонок веселый, начинается урок.

Любознательные дети знать хотят про все на свете.

Эти слова о вас?

Ответы учащихся: Да

Сегодня урок биологии проведу у вас я, а зовут меня Наталья Ивановна. У нас на уроке присутствуют гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними кивком головы. Посмотрите друг на друга и подарите улыбку, присаживайтесь.

2. Актуализация знаний:

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах, для того, чтобы организовать совместную работу. У каждого из вас на парте лежит карточка с изображением определённого вида животного. Поднимите карточку те, у кого изображён медведь – пройдите и присядьте за первую парту, у кого изображён волк – пройдите за вторую парту, у кого изображён степной орёл – за третью парту. По правилам работы в группах выберите командира, поставленные задачи решайте вместе, слушая и не перебивая друг друга. О готовности группы сообщает командир поднятой рукой.

Ребята, давайте вспомним, каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

Перемещение химических веществ из неживой природы в живую осуществляется по пищевым цепям.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, возьмите его, подпишите и давайте вместе поставим заработанные баллы.

(РАССКАЗЫВАЕТ О ЛИСТЕ)


2б –активно работал, отвечал;

1б –работал менее активно.

0 баллов - не принимал участия в работе;


Напротив слов задание № 1 _________ ставит __ балл.


Откладываем оценочные листы на край стола и продолжаем работать дальше.

  1. - Определите, какая из этих цепей питания верна?

Сова – мышь – пшеница

Пшеница – мышь – сова

Мышь – пшеница – сова

Птица пчелоед – клевер - пчела

Клевер – пчела – птица пчелоед

Пчела - птица пчелоед – клевер


Червь – дрозд – опавшие листья - ястреб

Опавшие листья – червь – дрозд – ястреб

Ястреб – дрозд – червь – опавшие листья

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ КАЖДЫЙ


3. - Что называют природным сообществом?

Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.


ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

Молодцы, ребята!


3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А теперь представьте, если бы сотне художников, живущих в разных уголках России, предложили бы нарисовать картины природы нашей страны, то получились бы одинаковые пейзажи?

Нет.

Учитель: почему же эти пейзажи будут разными?

т.к условия жизни (климат) разные.

А вы знаете, как называются эти разные картины уголков нашей страны?

Об этом мы узнаем, выполнив следующее задание: у вас на столах лежат карточки разных цветов, составьте из них слово.

Прочитаем слова, которые у вас получились. (ВСЕ ВМЕСТЕ)

Природные зоны России.

Молодцы!

Так какая тема нашего урока? (Природные зоны России). Слайд1

Как вы думаете, почему карточки разных цветов?

(СМОТРЕТЬ ПО СИТУАЦИИ)

Как вы думаете, какова цель нашего урока. (Изучить природные зоны России).

Хорошо, молодцы! Сегодня на уроке мы изучим природные зоны, сравним растительный и животный мир в различных природных зонах. Слайд 2

Работа с оценочным листом


4. Первичное усвоение новых знаний

- А что такое природная зона вы узнаете, прочитав первый абзац параграфа 21, стр. 87-88

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Так что такое природные зоны? Найдите и прочитайте в учебнике.

Природная зона –это территория со сходной растительностью, почвой, животным миром.

Какие вы знаете природные зоны?

Посмотрите на карту в учебнике, рис. 73, стр. 88 и назовите все природные зоны России.


Сегодня мы остановимся на 4 природных зонах: тайга, тундра, широколиственные леса, степи. (показываю на карте)


Проблема

А как вы думаете, меняется ли растительный и животный мир при переходе из одной зоны в другую или он везде одинаков?

Сегодня мы с вами ответим на этот вопрос, совершив путешествие по разным природным зонам нашей могучей страны.

- Представьте, что мы летим с вами на самолёте. А путешествовать мы будем из Воркуты в Сочи, пересекая территорию России с севера на юг.

Прикрепляет на доску картинку самолёта.

- Сядьте поудобнее. Начинаем наше путешествие!

Сразу после взлёта внизу будет видна тундра.

О ней мы узнаем из видеоролика. Обратите внимание на растительный и животный мир этой зоны, для того, чтобы заполнить таблицу, лежащую у вас на партах. (Слайд 3)

(ВИДЕО)

Возьмите таблицу. Запишите название зоны. (Слайд 4)

Что напишем в колонку растительный мир (Ягель, лишайники, карликовая берёза)

Что внесём в колонку животный мир (Северный олень, песец, полярная сова)

Молодцы!

Наш самолёт летит дальше, пролетая тайгу (переместить самолёт), зону широколиственных лесов, степей.

А теперь каждая группа заполнит таблицу по аналогии, изучив текст учебника.

1 гр. – тайга последний обзац стр. 89-90

2 гр. – зона широколиственных лесов стр. 91

3 гр. – степь стр. 92 ( до слов самолёт подлетает к конечному пункту)

Учащиеся работают с текстом учебника самостоятельно. Заполняют.

Физкультминутка

По природным зонам я иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места)

Выполнив задание, поднимите руку.



Послушаем, что у вас получилось? Обратите внимание на растительный и животный мир разных зон, эта информация нам понадобится для выполнения следующей работы.

(ПООЧЕРЕДИ РАССКАЗЫВАЮТ)

А сейчас, посмотрим сводную таблицу и сравним с вашими. (Слайд4)

(СРАВНИВАЮТ)

Название зоны

Растительный мир

Животный мир


1


Тундра

Мхи, лишайники, травы (осоки, пушица), кустарники (карликовая берёза, ива)

Весной – гуси, утки, гагары, полярная сова, белая куропатка. Песцы


2


Тайга


На западе – ель, на востоке – лиственница, лиственные: берёза, осина, ольха

Лось, белка, заяц-беляк, глухарь,рябчик, различные насекомые, встречается – бурый медведь, рысь. В Сибири – соболь, бурундук, кабарга

3

Широколиственные леса

Дуб, клён, липа, орешник

Кабан, волк, лесная куница


4


Степь


Ковыль, белая полынь, тюльпаны

Суслики, хомяки, мыши, хорьки, лисици, змеи, орлы. В заповедных местах - Антилопа сайгак, журавль-красавка, изредка стрепет

Ребята в начале урока мы с вами обозначили проблемму - меняется ли растительный и животный мир при переходе из одной зоны в другую или он остаётся одинаков? Решили ли мы её в ходе урока?

Да.

Так как же меняется? От чего это зависит? (от климатических условий)

(на севере скудный растительный и животный мир, т.к. суровые условия, длинная зима и короткое лето, лишь некоторые живые организмы смогли приспособиться к таким условиям, при передвижении на с севера на юг климат становится мягче – увеличивается видовой состав растений и животных)

Молодцы! Правильно.

Заполняют оценочный лист

- Наш самолёт подлетел к конечному пункту - г. Сочи. В иллюминатор видны горы Кавказа. У подножия раскинулись обширные луга, на горных склонах растут леса – внизу широколиственные, преимущественно дубовые и буковые, а повыше, где прохладнее, находятся хвойные леса – пихтовые и еловые. Ещё выше, у снежных вершин, видны альпийские луга.

- Ребята, у вас на парте лежит конверт, в котором находятся рисунки с изображением некоторых видов животных, на столах находятся цветные карандаши, ножницы, клей. Вам необходимо составить коллаж по вашей природной зоне. Но прежде чем вы будете выполнять эту работу попробуйте составить цепь питания природной зоны, которая у вас указана на листочках.

Тайга кора – деревьев – суслик – орёл

Шир. леса дуб – кабан – волк

Степь трава – суслик – орёл (лисица)

О готовности группы докладываем поднятием руки. Отвечают.

Делают коллаж



Что у вас получилось.



(ПРОВЕРЯЕТЕ)



Заполняют оценочный лист





Сдайте свои листочки. (УЧИТЕЛЬ СКРЕПЛЯЕТ)

У нас получилась книжечка «Природные зоны России» продукт нашего урока. Она останется вам на память.



- Ребята, о чём шла речь сегодня на уроке? (О природных зонах России)

Более подробно с ними вы будуте знакомиться на уроках географии в 8 классе.

- А в какой зоне живём мы с вами? Почему она так называется? Из каких двух частей она состоит?

На территории этой зоны находится растительный и животный мир леса и степи, а нераспаханные первозданные земли объединены в заповедники.

- Что такое заповедник (это территория, находящаяся под охраной государства, где запрещены любые виды человеческой деятельности, т.к на ней обитают редкие или вымирающие виды животных и растений.

А вы знаете, какой заповедник распологается на территории Курской области?

Центрально-чернозёмный заповедник им. Алёхина.

Сейчас мы посмотрим видеоролик (Слайд 5)

Чем он знаменит?

Сохранились фрагменты нераспаханных луговых степей на черназёмах в сочетании с дубравой, разнообразный растительный и животный мир, а какой именно, вы узнаете подготовив дома сообщение.

А сейчас ребята, давайте ответим на вопросы учебника на стр. 93

(УЧИТЕЛЬ ОБЪЯСНЯЕТ) РАБОТА ПО ГРУППАМ

1.Какая природная зона занимает самую большую территорию в России?

2.Чем отличается тундра от степи?

3.Какие животные обитают в тайге?

Заполняют оценочный лист



Разнообразие природных зон и природных сообществ в них – это богатство природы нашей страны. Очень важно сохранить его для будущих поколений.

Рефлексия:

-Ребята, я приготовила для вас изображения солнышка и тучки. Как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы вы смогли дать оценку уроку и своему эмоциональному состоянию. Солнышко возьмут те, кому на уроке было интересно и он получил удовольствие; тучку – кому на уроке было скучно и он не получил ни какого удовольствия.

Учитель: Я рада, что всем на уроке было интересно.

А сейчас подведём итоги своей работы на уроке. Возьмите свои оценочные листы и посчитайте баллы. Сравните количество своих баллов с критериями оценивания. (НА СЛАЙДЕ)

Поднимите руки кто заработал сегодня 5, 4.

Ребята, вы все сегодня молодцы!

(Слайд 6)

Домашнее задание: 1. изучить п. 21, ответить на вопросы

2.Подготовить сообщение о растительном и животном мире Центрально – Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника им. Проф. Алёхина. (по желанию)

Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя