СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии»»


План-конспект урока по биологии 7 класс на тему : Класс земноводные


Тема: Класс Земноводные, или Амфибии

Цели:

Образовательная: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательнаябережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительный, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Опрос домашнее го задания

«Загадочные рыбки» - дифференцированное задание (Вырезаны трафареты рыбок разной окраски. На них с обратной стороны написаны вопросы. На оценку «5» - красные рыбки, на оценку «4» - зелёные; на оценку «3» – жёлтые.

Вопросы на «5»:

  1. Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

  2. Назовите отделы тела и плавники рыб.

  3. Перечислите особенности размножения рыб.

  4. Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?

Вопросы на «4»:

  1. Перечислите известные вам отряды костных рыб.

  2. Перечислите представителей костных рыб.

  3. Перечислите представителей хрящевых рыб.

  4. Почему осетровые рыбы очень ценятся?

Вопросы на «3»:

  1. Каково хозяйственное значение рыб?

  2. Каких рыб своей местности вы знаете?

Актуализация знаний учащихся

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.

Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии»

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

Что вы знаете о земноводных?

Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных? Учащиеся прикрепляют листочки на «Дерево знаний».

III. Изучение нового материала

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

    1. Общая характеристика

Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.

  1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

  2. Отделы тела - голова, туловище, конечности.

  3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

  4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

  5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды

  6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.

  7. Среда обитания - суша, вода

  8. На суше - во взрослом состоянии.

  9. В воде - размножение, рост, развитие.

3) Внутреннее строение

Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

















1 группа:

  • Как происходит процесс дыхания?

  • Перечислите органы пищеварительной системы.

2 группа:

  • Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?

  • Дайте характеристику нервной системыземноводных?

3 группа:

  • Каковы особенности органов чувств земноводных?

Задание 4. Проблемные задачи:

  1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  3. Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?

Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием слайдов и флеш-анимации)

Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов. Презентации учащихся.

IV. Закрепление изученного материала

Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: 

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

 



Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

6.Итог урока: Ребята, а что бы вы ещё сегодня вы узнали о земноводных? Учащиеся прикрепляют цветочки на дерево знаний на «Дерево знаний».

5.Домашнее задание: § 48, Доклад «Значение земноводных в природе и жизни человека

























Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.


  • Амфибии –

  • Среда обитания –

  • Численность -

  • Размеры –

  • Происхождение –

  • Покровы –

  • Температура тела –

  • Отдела скелета -

  • Размножение:



Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.


  • Амфибии –

  • Среда обитания –

  • Численность -

  • Размеры –

  • Происхождение –

  • Покровы –

  • Температура тела –

  • Отдела скелета -

  • Размножение:


Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.


  • Амфибии –

  • Среда обитания –

  • Численность -

  • Размеры –

  • Происхождение –

  • Покровы –

  • Температура тела –

  • Отдела скелета -

  • Размножение:















Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

1 группа:

  • Как происходит процесс дыхания?

  • Перечислите органы пищеварительной системы.



Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

2 группа:

  • Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?

  • Дайте характеристику нервной системыземноводных?




Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

3 группа:

  • Каковы особенности органов чувств земноводных?
































Задание 4. Проблемные задачи:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  • Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  • Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?



Задание 4. Проблемные задачи:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  • Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  • Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?


Задание 4. Проблемные задачи:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  • Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  • Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?






















Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Задание 1. Загадочные рыбки


Задание 2. Опорный конспект


Задание 3. Строение


Задание 4. Проблемные задачи


Задание 5. Таблица признаков


Оценка за урок:



Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Задание 1. Загадочные рыбки


Задание 2. Опорный конспект


Задание 3. Строение


Задание 4. Проблемные задачи


Задание 5. Таблица признаков


Оценка за урок:



Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Задание 1. Загадочные рыбки


Задание 2. Опорный конспект


Задание 3. Строение


Задание 4. Проблемные задачи


Задание 5. Таблица признаков


Оценка за урок:



Тема: Класс Земноводные, или Амфибии

Цели:

Образовательная: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательнаябережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительный, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Опрос домашнее го задания

«Загадочные рыбки» - дифференцированное задание (Вырезаны трафареты рыбок разной окраски. На них с обратной стороны написаны вопросы. На оценку «5» - красные рыбки, на оценку «4» - зелёные; на оценку «3» – жёлтые.

Вопросы на «5»:

  1. Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

  2. Назовите отделы тела и плавники рыб.

  3. Перечислите особенности размножения рыб.

  4. Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?

Вопросы на «4»:

  1. Перечислите известные вам отряды костных рыб.

  2. Перечислите представителей костных рыб.

  3. Перечислите представителей хрящевых рыб.

  4. Почему осетровые рыбы очень ценятся?

Вопросы на «3»:

  1. Каково хозяйственное значение рыб?

  2. Каких рыб своей местности вы знаете?

Актуализация знаний учащихся

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.

Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии»

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

Что вы знаете о земноводных?

Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных? Учащиеся прикрепляют листочки на «Дерево знаний».

III. Изучение нового материала

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

    1. Общая характеристика

Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.

  1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

  2. Отделы тела - голова, туловище, конечности.

  3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

  4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

  5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды

  6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.

  7. Среда обитания - суша, вода

  8. На суше - во взрослом состоянии.

  9. В воде - размножение, рост, развитие.

3) Внутреннее строение

Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

















1 группа:

  • Как происходит процесс дыхания?

  • Перечислите органы пищеварительной системы.

2 группа:

  • Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?

  • Дайте характеристику нервной системыземноводных?

3 группа:

  • Каковы особенности органов чувств земноводных?

Задание 4. Проблемные задачи:

  1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  3. Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?

Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием слайдов и флеш-анимации)

Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов. Презентации учащихся.

IV. Закрепление изученного материала

Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: 

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

 



Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

6.Итог урока: Ребята, а что бы вы ещё сегодня вы узнали о земноводных? Учащиеся прикрепляют цветочки на дерево знаний на «Дерево знаний».

5.Домашнее задание: § 48, Доклад «Значение земноводных в природе и жизни человека









Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.


  • Амфибии –

  • Среда обитания –

  • Численность -

  • Размеры –

  • Происхождение –

  • Покровы –

  • Температура тела –

  • Отдела скелета -

  • Размножение:



Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.


  • Амфибии –

  • Среда обитания –

  • Численность -

  • Размеры –

  • Происхождение –

  • Покровы –

  • Температура тела –

  • Отдела скелета -

  • Размножение:


Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.


  • Амфибии –

  • Среда обитания –

  • Численность -

  • Размеры –

  • Происхождение –

  • Покровы –

  • Температура тела –

  • Отдела скелета -

  • Размножение:















Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

1 группа:

  • Как происходит процесс дыхания?

  • Перечислите органы пищеварительной системы.



Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

2 группа:

  • Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?

  • Дайте характеристику нервной системыземноводных?




Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

3 группа:

  • Каковы особенности органов чувств земноводных?



Задание 4. Проблемные задачи:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  • Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  • Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?



Задание 4. Проблемные задачи:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  • Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  • Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?


Задание 4. Проблемные задачи:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  • Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)

  • Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?








Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Задание 1. Загадочные рыбки


Задание 2. Опорный конспект


Задание 3. Строение


Задание 4. Проблемные задачи


Задание 5. Таблица признаков


Оценка за урок:



Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Задание 1. Загадочные рыбки


Задание 2. Опорный конспект


Задание 3. Строение


Задание 4. Проблемные задачи


Задание 5. Таблица признаков


Оценка за урок:



Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Задание 1. Загадочные рыбки


Задание 2. Опорный конспект


Задание 3. Строение


Задание 4. Проблемные задачи


Задание 5. Таблица признаков


Оценка за урок:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!