СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме"Роль птиц и млекопитающих в жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Роль птиц и млекопитающих в жизни человека"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе по теме"Роль птиц и млекопитающих в жизни человека"»

Урок биологии в 7 классе.

Тема урока: Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.

Цель и задачи:

Образовательная: формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, использовать полученные теоретические знания на практике в личной жизни.

Развивающая. Развивать творческую активность, познавательные интересы, память, логическое мышление, интуицию, умение наблюдать.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к птицам живущим в дикой природе и птиц, которых приручил человек; воспитывать экологическому воспитанию.

Оборудование: таблица, фотографии, компьютер, проектор.

Термины и понятия: оседлые, кочевые перелетные птицы, птицеводство.

Тип урока: урок- обобщение знаний

Планируемые результаты:

Предметные - Оценивать значение птиц и млекопитающих в жизни и хозяйственной деятельности человека. Называть предков домашних птиц и млекопитающих, их основные породы. Уметь приводить примеры из собственного опыта

Метапредметные -

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется .

Методы и приемы:

1.Информационно-рецептивный:

а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа, сообщения обучающихся, работа с учебником.

б) наглядный: иллюстрация, демонстрация.

Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний.

2.Репродуктивный.

Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний в форме биологического диктанта.

3. Проблемно-поисковый: постановка проблемного вопроса.

Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.

4.Визуальный: составление схемы.

Ход урока

I.Организация класса.

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Задание № 1. Вспомним главные отличительные особенности класса Млекопитающие…

Шерсть, конечности под туловищем, матка, диафрагма, зубы дифференцированы, наружное ухо, млечные железы, внутреннее развитие потомства, 7 шейных позвонков

Задание №2 Б/Д

  1. Имеют млечные железы, но не имеют матки, размножаются откладыванием яиц.

  2. Дети рождаются недоразвитыми, окончательное развитие происходит в особом кармане матери

  3. Имеют кожистую перепонку м/у пальцами, ведут ночной подвижный образ жизни, способны к эхолокации

  4. Тело покрыто волосом или иглами, впадают зимой в спячку, питаются насекомыми

  5. Имеют 3-4 пальца, покрытых копытом, ключиц нет, сложный желудок, состоящий из 4 отделов.

  6. Имеют длинный кишечник, резцы растут всю жизнь и самозатачиваются

  7. Питаются животной пищей, развит зубной аппарат. Когти втяжные и невтяжные.

  8. Укороченные конечности видоизменены в ласты, развита ПЖК, рождение детей происходит на берегу

  9. Пальцы с плоскими ногтями. Используют соломинки в качестве зубочистки.

  10. О представителях этого отряда поётся в песне так: а они добрые, а они мокрые, смотрят на тебя умными глазами


Название отрядов:

1 – насекомоядные; 2 – Рукокрылые; 3 – Грызуны; 4– Хищные; 5– Ластоногие; 6 – Китообразные; 7 – Парнокопытные; 8 – Сумчатые; 9 – Приматы. 10-Яйцекладущие

Ответы:

  1. 10 Критерии: 10б. - 5

  2. 8 7-9б. - 4

  3. 2 4 – 6б.- 3

  4. 1

  5. 7

  6. 3

  7. 4

  8. 5

  9. 9

  10. 6

Физкультминутка



III.Мотивация учебной деятельности.



Учитель начинает урок с чтения стихотворения, после которого учащиеся определяют цель урока – обобщить знания по теме «Млекопитающие»


Хоть летом, хоть зимою детей растить легко,

Искать не надо пищу - с собой есть молоко.

В лесу как санитары, а могут быть как дичь,

В колхозе быть в отаре, и можно их постричь.

Кто бегает от волка, кто тащит груз легко.

Кто в цирке на арене взмывает высоко.


Учитель: Я думаю, вы знаете тему нашего урока?

Добивается цели урока от учащихся самостоятельно

Учитель: - задачи:

- Вспомнить изученные отряды класса Млекопитающие, их представителей и характерные особенности.

- Выяснить значение Млекопитающих в природе и жизни человека.

Слово учителя.

Сегодня у нас последний урок из данной темы. Вы уже знаете место птиц и млекопитающих среди других живых организмов, основные признаки классов, особенности внешнего и внутреннего строения. Имеете определенный объём знаний о размножении, развитию, поведения и сезонных явлений в жизни млекопитающих .

Значение птиц на нашей планете трудно оценить. Трудно оценить в тоннах, метрах то счастье которое наполняет нас, когда мы слушаем песни птиц, то желание оторваться я от земли и покорить небо, которое появилось еще у древних людей, которые наблюдали за полетами птиц.

Сегодня мы с вами должны познакомиться со значением птиц и млекопитающих.

Учитель вместе с учащимися формирует цель урока

Ознакомление с планом урока.

IV. Изучение новой темы.

Работа обучающихся с текстом и составление основных пунктов значения птиц.

Значение птиц: (составление схемы)

-составная часть природных группировок;

-звено в цепях питания;

-способствуют распространению семян растений;

-источник мяса, яиц, пуха, пера;

-птичий помет-необходимое удобрение;

-опылители цветов;

-декоративное;

-регулируют численность вредных насекомых и грызунов;

-санитары природы.

Рассказ учителя о птицеводстве .

Птицеводство - важная отрасль сельского хозяйства. Разведение птиц в современных условиях- это высокотехнологическое производство. На птицефермах и птицефабриках разводят курей, уток, гусей, индюшек, перепелок. Основные продукты ,которые получают от птицеводства,-это мясо и яйца, которые являются основным и доступным источником белка для человека. Курей разводят для обеспечения населения мясом (бройлеры) и яйцами (курицы-несушки ).Большое значение для человека имеют перепелиные яйца ,польза от которых очень велика, особенно для людей склонных к аллергии ,поскольку это ценный диетический продукт. Использование перепелиных яиц в комплексе с диетическим питанием способствует укреплению иммунитета и обновлению обмену веществ в организме человека ,что очень важно как при разных заболеваниях, так и облегчения общего состояния здоровья, в общем. Кроме того, человек получает от домашних птиц удобрение, пух, перо.

Физкультминутка

Вспомним:  Значение млекопитающих в природе. 

1.Роль млекопитающих в природе

Значение млекопитающих в природе:

– Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности;
– Участвует в рыхлении почвы, в обогащении ее О2, органическом и минеральном веществами; 
– Служат кормом для многих животных;
– Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений; 
– Хищные звери регулируют численность других животных, поедая трупы, выполняя санитарную роль.

Задание2: составить схему  Роль млекопитающих в жизни, хозяйственной деятельности человека.

Положительная роль

Отрицательная роль

  1. Получают ценный мех, кожу, мясо, морские звери – жир.

  2. Промысловые звери.

  3. Спортивная охота.

  4. Служат объектами исследований.

  5. Техническое сырье.

  1. Вред, наносимый грызунами культурным растениям и уничтожающим запасы продовольствия.

  2. Являются распространителями опасных инфекционных заболеваний.

  3. Уничтожают домашний скот.

Задание 3 Работа с текстом учебника п. 48

ПО плану: 1.Отрасль животноводства

2. Каких животных разводит?

3. Предок дом. Жив.

4. значение для человека

3. Промысел млекопитающих, основные промысловые звери (наша страна занимает первое место по добыче пушнины).

Из 350 видов млекопитающих фауны нашей страны примерно 150 видом могут служить объектами промысла и спортивной охоты. В России основные промысловые звери – белка, соболь, ондатра, лисица, крот, песец. В последние годы значительное место в добыче пушнины зверей занимает различные виды сусликов, промысел которых поощряется, т.к. многие из них считаются вредителями сельскохозяйственных растений.

Дикие копытные: лось, сайгак, кабан, косуля.

Ежегодно отстреливается 500– 600 тысяч видов

Морские млекопитающие (организована добыча тюленя, запрещение китобойного промысла). Китобойный промысел резко сокращен на основе Международных соглашений.

4. Пушное звероводство.

Соболь, серебристо-черная лисица, песец, норка другие млекопитающие разводили в зверосовхозах. Особенностью их содержания является необходимость знания биологии этих животных для усиленного их разведения. Успехи российских ученых и практиков в разведении ценных пушных зверей, участие России в международных пушных аукционах.

6. Организация заповедников и заказников, другие мероприятия по охране млекопитающих.

Заповедники – территории, где не допускается влияние человека на течение природных процессов. Здесь разрабатываются научные основы охраны и восстановления почти исчезнувших в природе видов.

Национальные парки – парки, в которых для научных исследований выделяют зоны полного покоя животных.

Заказники – зоны, которые создаются для сохранения численности существующих животных.

Для сохранения животных существуют Красные книги: Международные Красные книги, Красная книга России

С 1981 года в России действует Закон об охране и использовании животных мира. В соответствии с этим законом животный мир нашей страны считается государственной собственностью, то есть достоянием всего народа. Закон требует разумного и гуманного отношения к животным.

Виды занесенный в красную книгу России: белый медведь, амурский тигр, туркестанская рысь, северный синий кит, барс, гепард, зубр, красный волк.

V. Закрепление новой темы.

Составление синквейнов.

Например:

-птицы

-теплокровные, мелодичные, раздельнополые

-летают, плавают, строят

-птицы-входят в цепи питания, регулируют численность других животных

-певцы

VI.Рефлексия

Домашнее задание









Б/Д

1.Имеют млечные железы, но не имеют матки, размножаются откладыванием яиц.

2.Дети рождаются недоразвитыми, окончательное развитие происходит в особом кармане матери

3.Имеют кожистую перепонку м/у пальцами, ведут ночной подвижный образ жизни, способны к эхолокации

4.Тело покрыто волосом или иглами, впадают зимой в спячку, питаются насекомыми

5.Имеют 3-4 пальца, покрытых копытом, ключиц нет, сложный желудок, состоящий из 4 отделов.

6.Имеют длинный кишечник, резцы растут всю жизнь и самозатачиваются

7.Питаются животной пищей, развит зубной аппарат. Когти втяжные и невтяжные.

8.Укороченные конечности видоизменены в ласты, развита ПЖК, рождение детей происходит на берегу

9. Пальцы с плоскими ногтями. Используют соломинки в качестве зубочистки.

10.О представителях этого отряда поётся в песне так: а они добрые, а они мокрые, смотрят на тебя умными глазами


Название отрядов: (на доске)

1 – насекомоядные; 2 – Рукокрылые; 3 – Грызуны; 4– Хищные; 5– Ластоногие; 6 – Китообразные; 7 – Парнокопытные; 8 – Сумчатые; 9 – Приматы. 10-Яйцекладущие

Ответы:

    1. Критерии: 10б. - 5

    1. 7-9б. - 4

    1. 4 – 6б.- 3

4-1

5-7

6-3

7-4

8-5

9-9

10-6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!