Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа
Тема работы: «Строение и функции головного мозга»
Номинация: «Сценарная разработка урока»
Форма: разработка урока биологии
Автор:
Порошина Елена Анатольевна
Должность:
учитель химии и биологии,
1 квалификационная категория
Контактный телефон:
89502055487
АГО, 2018 г.
Содержание:
Пояснительная записка
Конспект урока
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка.
Дата проведения: конец октября
Класс: 8
Тема урока: « Строение и функции головного мозга»
Тип урока и его структура:
по образовательной цели: комбинированный
по признаку основного способа проведения: урок с разнообразными видами деятельности
по виду самостоятельной работы: поисковый
режим работы: ученик-ученик, класс-учитель
Данный урок изучается в теме «Координация и регуляция», является продолжением изучения отделов центральной нервной системы, после изучения строения и функций спинного мозга и тема необходима для дальнейшего изучения материала курса «Человек и его здоровье», а именно вопросов, связанных с нервной регуляции.
В классах обучаются и сильные, и слабоуспевающие учащиеся, поэтому группы формируются мною по принципу «Учусь сам, учу другого».
Цель и задачи урока:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;
Развивающая:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;
способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;
способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.
Планируемый результат:
- учащиеся знают терминологию по теме;
- умеют распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;
- познакомились с функциями основных отделов головного мозга
Формы работы: групповая, фронтальная
Методы: проблемно-поисковый, дедуктивный (от общего к частному)
Средства обучения: тетради, учебники. дополнительные материалы, муляжи, таблицы, схемы.
Главным этапом урока является этап « Изучение нового материала», который реализуется через совместную групповую работу.
Считаю, что время, отведенное на каждом этапе распределено и использовано рационально, «связки» между этапами урока являются логическими.
Отбор ТСО, наглядных пособий исходил из возможностей кабинета биологии, не хватало наглядностей в виде мультимедийных презентаций и т.д.
На уроке создается психологически комфортная обстановка, доброжелательные взаимоотношения между учащимися, и учащимися и учителем, который выступает в роли консультанта.
Информационная карта урока
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
Уметь сравнивать строение и функции отделов головного мозга и делать выводы на основе сравнения Проанализировать определения понятия головной мозг, сопоставить их и выделить основное | Помочь обобщить знания предыдущих разделов курса о строении нервной системы Познакомить учащихся с различными формулировками понятия головной мозг |
Изучить внешнее строение головного мозга | Организовать самостоятельное выявление учащимися материала о внешнем строении головного мозга |
Уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга Познакомить со строением и функциями отделов, образующих головной мозг | Научить различать отделы головного мозга Организовать практическую работу для изучения строения и функций отделов головного мозга Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации |
Этапы и формы проведения урока
Этап урока | Формы проведения |
Изучение этапов развития головного мозга | беседа |
Определение понятия “головной мозг” | Коллективная работа на единую цель |
Изучение внешнего строения головного мозга | Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр материалов с предъявлением задания после просмотра |
Изучение функций отделов головного мозга | Самостоятельная работа с последующим обсуждением |
Конспект урока биологии в 8 классе (45 минут)
Тема: « Строение и функции головного мозга»
«Мозг - самое совершенное и сложное создание земной природы»
И.П.Павлов
Цель и задачи урока:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;
Развивающая:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;
способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;
способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.
Оборудование: таблицы, схемы, модели головного мозга, раздаточный материал.
В ходе урока учащиеся работают группами:
Группа экспертов-физиологов продолговатого мозга
группа экспертов-физиологов мозжечка
группа экспертов-физиологов среднего мозга
группа экспертов-физиологов промежуточного мозга
группа экспертов-физиологов головного мозга
Ход урока.
Организационный момент (1-2 минуты): приветствие класса, отметка отсутствующих, готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания (6-7 минут).
Деятельность учителя | Способ и метод работы | Деятельность учащихся |
– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? | Фронтальная беседа, проверка Д/З | Ответы на вопросы (с места) |
– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете. | Учитель знакомит с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать” | |
Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу работу, выполненную дома, ответ на вопрос в рубрике «Подумайте». | Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод. | Ответы с места |
Изучение нового материала (23-25 минут).
Деятельность учителя | Способ и метод работы | Деятельность учащихся |
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? - Зачем нам эти знания? | Обращение к ученикам, актуализация работы | – Головной мозг (формулировка целей, ответы с места ) |
– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы | Обращение к листку на карте Инструктаж заполнения I и II графы | Заполняют, кроме III части “что узнал(а)” |
Актуализация опорных знаний: данные об особенностях мозга известных людей (учащиеся). Интересные факты о головном мозге:
Головной мозг располагается в мозговой части черепа. Он покрыт тремя оболочками: снаружи – твердой мозговой, которая сращена с надкостницей черепа. Непосредственно к ткани мозга прилегает мягкая мозговая оболочка. Между ними находится паутинная оболочка. Головной мозг активно снабжается кровью: ежеминутно через сосуды мозга протекает 3\4 литра крови, общая длина сосудов мозга составляет 560 км.
Непосредственной связи между умственного развития и массой головного мозга не существует: Тургенев И.С. – имел массу 2012 г, Бехтерев В.М. – 1720г, Павлов И.П. – 1653г, Менделеев Д.И. – 1571г, (больше средней нормы), В.И. Ленин- 1340 г., а у А.Франса – 1017г. (меньше средней нормы). У Луи Пастера не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней. Самый тяжелый мозг – 2850г оказался у идиота. Однако есть и предел массы головного мозга, ниже которого умственные способности резко падают. У взрослого мужчины она равна 1000г, а для взрослой женщины -900г. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
Число нейронов в мозге – 14 млрд.
Число нейронов в коре больших полушарий – 12 млрд.
Длина нервных волокон в переднем мозге – 500 тыс.км.
Поверхность коры – 2000-2500 кв.см.
- Давайте вспомним из курса «Многообразие живых организмов» из каких отделов состоит головной мозг (ствол: продолговатый мозг, промежуточный и средний мозг, мозжечок и передний мозг)
Головной мозг состоит из 5 главных отделов:
1,2,3,4 группы работают по учебнику и заполняют таблицу по своему отделу головного мозга (10 минут):
Отдел головного мозга | строение | функции |
| | |
5группа отвечает на вопросы:
Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (в головном - черепно-мозговая жидкость)
головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
Продолжение таблицы
Деятельность учителя | Способ и метод работы | Деятельность учащихся |
Начнем мы свое знакомство с результатами работы группы № 5, которые представят общую информацию о строении головного мозга | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради |
Итак, давайте работать и изучать отделы головного мозга по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива? | | – Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП. |
Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Средний мозг- образован белым веществом, внутри ядра серого вещества. Он участвует в регуляции мышечного тонуса и позы тела, в нем проходят дуги ориентировочных рефлексов. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?” | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
4 отдел головного мозга: Промежуточный мозг- состоит из таламуса и гипоталамуса и располагается на границе с большими полушариями головного мозга. Сверху к промежуточному мозгу прилегает эпифиз, а снизу- гипофиз – железы внутренней секреции. Таламус- регулирует и координирует проявление эмоций, а также является центром всех видов чувствительности кроме обонятельного и центр, регулирующий температуру тела, обмен жиров и давление крови. Гипоталамус- главный центр регуляции вегетативной нервной системы. Обеспечивающий согласованную работу внутренних органов, постоянство внутренней среды и регулирующий обмен веществ в организме. | Представление результатов работы группы | Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица) |
– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области гигиены нервной системы, который познакомит вас с памяткой. | | Выступление ученицы 8 а класса, по вопросу гигиены нервной системы |
Гигиена нервной системы. Памятка для тех, кто заботиться о своем здоровье (см. приложение)
Первичное закрепление материала (5 минут)
– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока? | Учитель помогает, “корректирует” мысли учеников | Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. |
– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? – Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе. Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии. | | – Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми |
Рефлексия (2-3 минуты)
– Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – а сейчас я предлагаю заполнить на листочке графу “что я узнал (а) на уроке” | | Ученики заполняют в листочке графу “что я узнал (а) на уроке” |
Домашнее задание (1-2 минуты)
– Комментарий по домашнему заданию | | Записывают Д/з с доски: |
Подведение итогов урока (1 минута)
«Мозг человека-самый сложный объект Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем» слова академика Владимира Михайловича Бехтерева (русский психиатр, невропатолог, физиолог»
Информационная карта урока
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
Уметь сравнивать строение и функции отделов головного мозга и делать выводы на основе сравнения Проанализировать определения понятия головной мозг, сопоставить их и выделить основное | Помочь обобщить знания предыдущих разделов курса о строении нервной системы Познакомить учащихся с различными формулировками понятия головной мозг |
Изучить внешнее строение головного мозга | Организовать самостоятельное выявление учащимися материала о внешнем строении головного мозга |
Уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга Познакомить со строением и функциями отделов, образующих головной мозг | Научить различать отделы головного мозга Организовать практическую работу для изучения строения и функций отделов головного мозга Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации |
Опорные понятия | Новые понятия |
Нервная система Нейрон Аксон, дендриты Рефлекс Мозжечок, продолговатый мозг, большие полушария Белое вещество, серое вещество | Ствол мозга, средний мозг, передний мозг, промежуточный мозг, задний мозг Гипоталамус, таламус Кора, извилины, борозди, доли |
Этапы и формы проведения урока
Этап урока | Формы проведения |
Изучение этапов развития головного мозга | беседа |
Определение понятия “головной мозг” | Коллективная работа на единую цель |
Изучение внешнего строения головного мозга | Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр материалов с предъявлением задания после просмотра |
Изучение функций отделов головного мозга | Самостоятельная работа с последующим обсуждением |
Список литературы
1. Используемые источники информации: 1. Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятие: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 92с
2. Самусев Р.П. Селин Ю.М. Анатомия человека. - М.: Медицина, 1995.
3. Физиология человека /под ред. Г. И Косицкого. - М.: Медицина, 1985. - 365 с.
4. Интернет: http://distant-lessons.ru/ (таблицы и схемы к уроку)
Приложение 1
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Головной мозг расположен в полости мозговой части черепа. Он образован клетками нервной ткани – нейронами, образующие серое и белое вещество. Белое вещество образовано аксонами, в головном мозге образует проводящие пути, связывающие отделы головного мозга меду собой и спинной мозг с головным. Серое вещество расположено внутри белого вещества в виде отдельных скоплений – ядер, оно образует кору головного мозга. Он состоит из нескольких отделов:
Продолговатый мозг – самый задний отдел мозга соединен со спинным мозгом. Ядра-скопления нейронов отвечают за рефлекторную и проводниковую функции. Там находятся центры: 1.Дыхательный, 2.Сердечно-сосудистый, 3. П и средний мозг пищевые рефлексы, 4. Регуляция тонуса скелетных мышц, 5. Защитные рефлексы (чихание, кашель…)
Мост- продолжение переднего мозга. Он выполняет проводниковую функцию, проводит импульсы из одного полушария мозжечка в другое, а также кору больших полушарий и рефлекторную функцию, тонус мимических мышц, шейные и вестибулярные рефлексы.
Мозжечок- располагается над продолговатым мозгом состоит из двух полушарий и средней части. Он координирует движения. Сохраняя положение тела в пространстве, обеспечивает равновесие тела.
Средний мозг- образован белым веществом, внутри ядра серого вещества. Он участвует в регуляции мышечного тонуса и позы тела, в нем проходят дуги ориентировочных рефлексов.
Продолговатый мозг, мост и средний мозг образуют ствол мозга. От ствола отходит 10 пар черепно- мозговых нервов. Она пара связывает мозг с внутренними органами – это блуждающий нерв. Другие нервы связывают мозг с органами чувств, железами и мышцами головы.
Промежуточный мозг- состоит из таламуса и гипоталамуса и располагается на границе с большими полушариями головного мозга. Сверху к промежуточному мозгу прилегает эпифиз, а снизу- гипофиз – железы внутренней секреции.
Таламус- регулирует и координирует проявление эмоций, а также является центром всех видов чувствительности кроме обонятельного и центр, регулирующий температуру тела, обмен жиров и давление крови.
Гипоталамус- главный центр регуляции вегетативной нервной системы. Обеспечивающий согласованную работу внутренних органов, постоянство внутренней среды и регулирующий обмен веществ в организме.
Большие полушария образуют передний мозг, они располагаются над средним и промежуточным мозгом. Кора больших полушарий анализирует и синтезирует всю
Поступающую в мозг информацию от органов чувств, отвечает за управление всеми мышечными движениями, является основой процессов высшей нервной деятельности- психических процессов памяти, мышления, эмоций, речи.