СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по черчению "Порядок чтения сборочных чертежей" в 9 классе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по черчению "Порядок чтения сборочных чертежей" в 9 классе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1

Имени Героя Советского Союза Н. Т. Антошкина

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан














Порядок чтения сборочных чертежей







Абукаева Гульфия Минисламовна

учитель изобразительного искусства

























2019г.

Порядок чтения сборочных чертежей


«Мозговой штурм». Ответить на вопросы: - Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые нас окружают? - Эти предметы сделаны из одного цельного материала? геометрические фигуры

- Например, обратите внимание на парту? Из каких деталей она собрана? - Если бы вам дали разобранный шкаф по деталям, которую вы должны собрать. Что вам нужно в помощь? На что вы будете опираться?


- Мы подошли к необходимости изучения сборочных чертежей. Постарайтесь воспринять и усвоить новый материал, и тогда вы сумеете самостоятельно читать и выполнять чертежи бытовых приборов, игрушек и самых разнообразных изделий, окружающих вас…


- Тема урока: «Порядок чтения сборочных чертежей» (записываем в тетрадь тему урока)

- Попробуйте назвать цели урока?

(Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, а учитель координирует) –

- Мы должны выяснить отличие и сходство сборочных чертежей с рабочими чертежами, назначение и оформление чертежей.

Цель – научиться читать сборочные чертежи

Сборочный чертеж  конструкторский документ, содержащий изображение сборочной единицы, состоящей из двух и более деталей и другие данные, необходимые для её сборки (изготовления) и контроля. Сборочный чертёж должен давать полное представление о назначении данной сборочной единицы: о том, какие детали и в каком количестве в неё входят, о взаимном расположении всех деталей и способе их соединения между собой; об относительном движении или взаимодействии отдельных деталей; о последовательности сборки.

На сборочном чертеже изделие изображают в собранном виде со всеми входящими в него деталями.

На производстве сначала изготовляют по чертежу каждую деталь. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие.

На рисунке 231 дано наглядное изображение модели кулачкового механизма. Он предназначен для того, чтобы сообщать возвратно-поступательное движение толкателю (дет. 6). Осуществляется это таким образом. Вращение рукоятки (дет. 3) передается через валик (дет. 4) кулачку (дет. 5), который, имея овальную форму, двигает толкатель.

Задает траекторию движения есть во многих станках, в газораспределительном механизме, топливных насосах высокого давления дизелей, в топливных насосах автомобильных карбюраторных двигателей, в механизмах переключения коробок передач мотоциклов, в швейных машинках, в шарманках и музыкальных шкатулках, в механических (часах) таймерах и реле времени, в металлорежущих станках и т. д.

На рисунке 232 приведен сборочный чертеж кулачкового механизма. Внимательно рассмотрите его.

Изображения на сборочном чертеже

Сборочные чертежи (рис. 232) содержат те же изображения, что и чертежи деталей: виды, разрезы, сечения – это помогает выявить устройство изделия. Кроме основных, применяют и местные виды (рис. 232, вид по стрелке А). Он поясняет форму рукоятки. Местные разрезы выявляют способы соединения толкателя (дет. 6) со стойкой (дет. 1), рукоятки (дет. 3) с ручкой (дет. 2) и валиком (дет. 4), а также валика с кулачком. Вынесенное сечение поясняет форму стойки, имеющей ребро жесткости.

Обратите внимание, что детали 2, 4, 6 и 7 кулачкового механизма (см. рис. 232) даны на чертеже нерассеченными, хотя они попали в плоскость разреза – болты, винты, шпильки, заклепки, шпонки, оси, валы и другие детали, не имеющие пустот, показывают нерассеченными в том случае, когда секущая плоскость направлена вдоль их оси. Шарики всегда показывают нерассеченными.

Если в непустотелых деталях имеется небольшое углубление, то применяют местный разрез (рис. 232, дет. 4). Здесь местный разрез служит для выявления формы отверстия с резьбой под винт. Если сплошные детали 2, 4, 6 и 7 рассечь и заштриховать, то форму их будет труднее определить. Сборочный чертеж станет менее ясен.

Правила оформления сборочных чертежей

Правила установлены ГОСТ 2.109-73 и имеют много общего с правилами изображения деталей. Основные виды располагают в проекционной связи, а остальные – на свободном месте. Надо помнить: одна и та же деталь на всех изображениях в разрезе или сечении штрихуется в одном направлении. Смежные (соприкасающиеся) детали штрихуются в разные стороны.

Рис. 236 а. Штриховка соприкасающихся  деталей

Если в разрез попадают три и более соприкасающихся деталей (рис. 236г), следует изменить расстояние между линиями штриховки или сдвинуть их. Большее расстояние оставляют для более крупных деталей. Но для всех разрезов и сечений данной детали штриховка имеет наклон в одну сторону с равными расстояниями между штрихами (см. дет. 1 на рис. 232).

Узкие площади сечения, ширина которых на чертеже равна 2 мм или менее, показывают зачерченными (см. рис. 232г). .

Спецификация

Как и на чертежах деталей, в правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия и другие данные, относящиеся к нему. Обычно её выполняют на отдельных листах формата А4. На учебных чертежах и на чертежах формата А4 ее располагают над основной надписью.

На рисунке 233  приведены основная надпись и спецификация для учебных чертежей.

В первой графе спецификации (Поз.) указывают порядковые номера (позиции) деталей, входящих в изделие. Номера записывают сверху вниз.

Во второй графе (Наименование) записывают наименование детали. Для стандартизованных деталей здесь же указывают их обозначение. Например (рис. 232), в поз. 7 записано: "Винт М4х10".

В третьей графе (Кол.) указывают количество деталей, входящих в изделие.

В четвертой графе (Материал) записывают марку материала, из которого изготовлена деталь (на производственных чертежах эта графа отсутствует).

Последняя графа  (Примечания) предназначена для дополнительных данных, не предусмотренных спецификацией.

Номера позиций

Номера позиций, присвоенные детали в спецификации, наносят около соответствующих изображений на чертеже. Их наносят на полках, от которых проводят наклонную линию-выноску, заканчивающуюся точкой на изображении детали. Полки и линии-выноски проводят сплошными тонкими линиями.

Чтобы найти изображение детали, определяют по спецификации ее номер, отыскивают его на чертеже и по концу линии-выноски находят нужное изображение.

Чтобы легче было находить номера позиций на сборочном чертеже, полки группируют в строчку (по горизонтали) или в колонку (по вертикали).

Один из вариантов расположения линий-выносок и цифр приведен на рисунке 9: позиций располагают в колонку или в строчку. Позиции указывают на том виде или разрезе, где деталь изображена как видимая.

Рис.234. Расположение линий выносок с номерами позиций, общее правило

Для группы крепежных деталей, относящихся к одному и тому же месту крепления (например, болт, гайка и шайба), допускается общая линия-выноска (рис. 10). В этом случае полки соединяют тонкой вертикальной линией. 

Цифры, обозначающие позиции, пишут крупнее цифр размерных чисел.

Размеры на сборочных чертежах

На сборочном чертеже наносят лишь размеры, необходимые для правильного размещения деталей относительно друг друга в изделии и для установки сборочной единицы:

а)  габаритные размеры (рис. 5, размеры 203...217, 116 и 50);

б) установочные – размеры, определяющие расстояния между центрами отверстий под болты, которыми соединяют две сборочные единицы (рис. 5, размеры 38 и 56);

в)  присоединительные размеры.

Размеры отдельных деталей, в том числе крепежных, на сборочных чертежах не наносят. Необходимые данные для крепежных деталей записывают в спецификации, например, для болтов указывают диаметр и тип резьбы, длину стержня и номер стандарта.

Чтение сборочного чертежа

Прочитать сборочный чертеж – это значит понять назначение сборочной единицы, ее устройство, принцип работы, способы соединения и взаимодействия составных частей, а также форму каждой детали.

Чтением сборочного чертежа называют процесс определения конструкции, размеров и принципа работы изделия по его чертежу.

Читать сборочные чертежи нужно в определённой последовательности:

  1. Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертёж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий.

  2. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создаётся общее представление об изделии.

  3. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали по обозначению её позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все её изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.

По названию детали можно быстрее выделить её изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже.

  1. Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.

  2. Найти другие данные, приведённые на чертеже (размеры, технические требования и т. д.).

Для примера прочитаем сборочный чертёж (рис. 238). Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно.


Вопросы к сборочному чертежу:

  1. Как называется изделие?

  2. Какие изображения приведены на чертеже?

  3. Из скольких деталей состоит изделие? Как называются детали 1, 2, 6? Какова их форма?

  4. Какие детали и как соединены между собой? Укажите особенности соединения деталей 3, 4, 5 и 6, а также 1 и 2. Как соединены каретка и стержень?

  5. Какая резьба нарезана на детали 7?

Теперь проверьте свои ответы.


Ответы на вопросы к сборочному чертежу:

  1. Изделие называется «рейсмус».

  2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А-А.

  3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь 1 называется «основание». Её форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усечённого конуса. Вдоль оси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней части большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 239 даны наглядные изображения деталей).

Деталь 2 называется «стержень». В целом она представляет собой цилиндрический стержень со сферическими торцами.

В нижней части детали нарезана резьба. Она доходит до большего по диаметру цилиндра с плоскими срезами (лысками), расположенными с двух сторон.

Деталь 6 называется «винт зажимной». Она составлена из двух цилиндров разных диаметров. На меньшем из них нарезана резьба, и на конце снята фаска в виде усечённого конуса. В большем цилиндре перпендикулярно оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие.

  1. Детали рейсмуса соединены двумя способами:

    1. при помощи резьбы (детали 1 и 2, 4 и 7, 5 и 6);

    2. свободно сопряжены (детали 2 и 4, 3 и 6).

Особенность соединения деталей 3, 4, 5 и 6 состоит в том, что закрепление их осуществляется перемещением детали 6 в отверстии детали 4 при завинчивании детали 5. При этом деталь 3 может быть установлена под любым углом на разной высоте. Каретка (дет. 4) надевается на стержень (дет. 2) и крепится винтом (дет. 7).

  1. На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации.


  1. Итог урока.


  1. Оценивание работ, ответов учащихся и выставление оценок.

  2. Домашнее задание: читать §35 учебника (сс. 185-188).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!