СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению С.Есенин "Собаке Качалова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить сведения из биографии С. Есенина, познакомить с содержанием произведения,  подготовить детей к выразительному чтению стихотворения.

Коррекционная цель: развивать речь, память  учащихся, развивать умение выразительно читать стихи.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к живым существам, воспитывать интерес к процессу обучения, нравственные качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению С.Есенин "Собаке Качалова"»

Тема: С.Есенин «Собаке Качалова».

Цели: повторить сведения из биографии С. Есенина, познакомить с содержанием произведения, подготовить детей к выразительному чтению стихотворения.

Коррекционная цель: развивать речь, память учащихся, развивать умение выразительно читать стихи.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к живым существам, воспитывать интерес к процессу обучения, нравственные качества личности.

Ход урока:

1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Разминка:

  1. Чтение слогов.

  2. Чтение скороговорки:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост обвалится,

То собака свалится.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Тест по биографии С.Есенина.

Мотивация.

Найдите слово, которое определяет главную тему творчества С.А.Есенина.

Для этого решите примеры. Если в ответе получилось «30», то в квадрате с буквами надо подчеркнуть соответствующую букву.

5 х 6

10 + 20

7 + 8

12 : 4


П

Р

З

У

11+ 4

9 х 9

60 : 2

40 - 10


К

Б

И

Р

17 + 6

28 + 2

35 - 5

64 : 8


Ю

О

Д

В

3 х 10

14 - 7

36 + 4

19 - 1


А

Т

Е

Ж

- Назовите основную тему творчества поэта. (Природа)

3. Сообщение темы и цели урока.

Человек и природа - это одно неразрывное целое. Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Еще одной, не менее важной в творчестве Есенина является тема любви к животным. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Собаке Качалова» и подготовимся к выразительному чтению этого произведения.

4. Работа со стихотворением.

1) Вступление

В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит:

… И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове…

Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах

о «братьях меньших».

2) История создания стихотворения

Чтение воспоминаний В.И.Качалова (настоящая фамилия Шверубович):

( Русский и советский актер театра и кино) (вывешивается портрет)

«Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима. Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнимал Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал «Что это за лапа, я сроду не видал такой …». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Через несколько дней стихи были готовы. Прихожу как-то домой вскоре после моего первого знакомства с Есениным, а мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое : Есенин, Пильняк и Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он пояснил, что надел его для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами. Но так как акт вручения Джиму стихов требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли». Написано стихотворение в 1925 году.

3) Чтение стихотворения учителем.

4) Словарная работа

  • Норовит – настойчиво стремиться сделать что-нибудь..

  • Дьвольски красив – очень красивый.

5) Беседа по стихотворению

Когда читаешь это стихотворение, поражаешься, насколько удивительно поэт умел разговаривать со зверьем.

- Как именно он разговаривает? (по- дружески, на равных, как с человеком)
- О чем, по мнению поэта, можно говорить с Джимом? (о своей любви, о радости и грусти, даже об отношении к жизни)
- Как поэт описывает собаку? Прочитайте.

- Как вы думаете, как он относится к Джиму?

- Как вы думаете, почему Есенин просит Джима лизнуть руку женщине?

- Какой же сделаем вывод. О чем это стихотворение?


Да, посвящено собаке, но о любви между мужчиной и женщиной. О любви неразделенной. Оно пронизано грустью и сожалением о прошлом. В каких строчках находится подтверждение того, что именно женщина является виновницей его грустного состояния, прочитаем их еще раз вместе (хором)

-Хотите узнать, кто же та, которая «всех безмолвней и грустней»?

Такая женщина, как и Джим, существовала. Это Галина Бениславская. (ПОРТРЕТ)

Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством.

«Галя –мой друг! Больше, чем друг! Галя – мой хранитель!»-говорил о ней Есенин.

Из переписки:

«Галя, милая! Повторяю вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…»

«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину»

-Теперь вы понимаете, какую вину испытывал перед ней Есенин?

4) Чтение стихотворения учащимися.

5. Физминутка для глаз.

6 Закрепление знаний.

Перед вами стихотворение. Вставьте по памяти или с учебником прилаг. и глаголы (слабые учащиеся – сущ.)

Дай, Джим, на счастье (лапу) мне,
Такую лапу (не видал) я сроду.
Давай с тобой (полаем) при луне
На тихую, (бесшумную) погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне. (Слайд 5)

Пожалуйста, голубчик, (не лижись).
(Пойми) со мной хоть самое простое.
Ведь ты (не знаешь), что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит. (Слайд 6)

(Хозяин) твой и мил и знаменит,
И у него (гостей) бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти (бархатной) потрогать. (Слайд 7)

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою (доверчивой) приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты (лезешь целоваться). (Слайд 8)

Мой (милый) Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех (безмолвней) и грустней,
Сюда случайно вдруг (не заходила)? (Слайд 9)

Она (придет), даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня (лизни) ей нежно (руку)
За всё, в чем был и не был виноват. (Слайд 10)

V. Итог урока.

1.Прочитать стихотворение с соблюдением требований к технике чтения: правильно, бегло, выразительно, осмысленно.

2.Назовите главных героев произведения и дайте им характеристику, убрав лишние слова из группы.

(На доске) главные герои произведения – автор и Джим. Автор радостный, грустный, искренний, лживый, любит животных, издевается над ними, осуждает любимую женщину, просит у неё прощения. Джим злой, добрый, ласковый, красивый, безобразный, шерсть бархатная, шерсть грубая свалявшаяся, доверяет людям, боится людей.

3.Выделим главную мысль стихотворения (на экране), о чём хотел сказать автор. Выразите главную мысль одним предложением. (Слайд 11) Главная мысль стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»: страдание по любимой женщине.

Среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

4.Сейчас мы с вами начнём учить наизусть это стихотворение. По нескольким словам восстановите строчку. (Слайд 12, 13, 14)

7. Домашнее задание. Д/з: с. 194-195, выразительное чтение (Слайд 15)



8. Итог урока и оценки.

Назовите еще одну тему творчества С.А.Есенина.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!