СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на тему «Собственность и ее виды»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке рассматриваются понятие «собственность»; формы собственности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на тему «Собственность и ее виды»»

Конспект урока по дисциплине

«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

«СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ»

Цель: рассмотреть понятие «собственность»; формы собственности.

Задачи:

1. получение новых знаний по теме в форме заполнения схем, таблиц, ответов на тестовые задания, вопросы-размышления;

2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;

3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.

Продолжительность занятия: 45 минут


Ход занятия

1. Формирование новых знаний

Понятие собственности и ее значение в экономической системе

Значение отношений собственности в жизни людей трудно переоценить. Г.Гегель называл собственность осью, «вокруг которой вращается все законодательство и с которой, так или иначе, соотносятся большей частью права граждан». И действительно, именно собственность определяет реальную власть в обществе: кто командует производством и как распределяется произведенный продукт. От нее во многом зависят материальное благосостояние, свобода и независимость каждого человека.

Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к набору прав: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

В знаменитом Кодексе Наполеона (Гражданском кодексе Франции) отмечается, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом».

Собственность отражает совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся в обществе. Наличие той или иной формы собственности не является случайным, а обусловливается уровнем развития экономики, производства, экономических отношений  в обществе. В современных условиях возникла объективная необходимость в создании механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого.

Для экономиста важно разделять основные формы собственности: частную, государственную и муниципальную. Часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Под частной собственностью, согласно ст. 213 Гражданского кодекса РФ, понимается право собственности граждан и юридических лиц.

Частная собственность имеет следующие разновидности.

Индивидуальная, или семейная, собственность – право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи (например фермерские хозяйства).

Паевая неакционерная собственность – объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами или пайщиками, каждому из них причитается определенная доля объекта собственности.

Акционерная собственность – вид собственности, при котором акционер,  внесший определенный пай, капитал в предприятие, взамен получает титул собственности – ценную бумагу, акцию.

Собственность общественных организаций – собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации (политические партии, профсоюзы и т. д.).

Государственная собственность подразумевает, что распорядительные и управленческие функции над объектами собственности возлагаются на общегосударственные институты, например федеральные министерства и ведомства.

Государственная собственность включает в себя федеральную собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта Российской Федерации (республики, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

В качестве отдельной формы собственности закон рассматривает муниципальную собственность, т. е. право собственности городских и сельских поселений, а также иных муниципальных образований.


2. Закрепление изученного материала.

Задания из рабочей тетради по дисциплине «Основы экономики» тема «Собственность и ее виды.

1. Найдите соответствующий термин или понятие.

2. Ответить на вопросы теста.

3. Соотнесите предмет собственности с ее видом, соединив стрелкой

4. Заполните пустые клетки схемы «Личная собственность»

5. Ответить на вопросы – размышления

6. Заполните схему «Отношения собственности»

7. Вставьте пропущенные слова в предложения.

3. Домашнее задание. Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Достоинства и недостатки разных видов собственности»

«РЫНОК»

Цель: ввести понятие рынок , экономическую сущность рынка, субъекты и объекты рынка, важнейшие условия возникновения рынка и историю развития денег.

Задачи:

1. получение новых знаний по теме в форме наглядных текстов и ответов на контрольные вопросы, заполнении таблиц; тестовых заданий;

2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;

3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: лекция, беседа.

Продолжительность занятия: 2 часа


Ход занятия

1. Изучение нового материала. Студентам выдается лекционный материал. Преподаватель объясняет новую тему, а студенты конспектируют.

Экономическая сущность рынка

В прошлом рынок (агора в Древней Руси, форум в Древнем Риме, гостиный двор на Руси) сыграл определенную роль в развитии городов, являясь центром, вокруг которого концентрировались поселения торговцев и ремесленников.

Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения.

В словаре В.Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара), в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Есть и определение рынка как действительного пространства, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги) и существуют способы их взаимодействия.

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок – это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

* когда, в каком количестве и какие товары производить;

* как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);

* для какого потребителя производить.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

- свобода предпринимательской деятельности;

- конкуренция (совершенная и несовершенная);

- наличие различных форм собственности;

- свободное ценообразование;

- наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;

- развитие инфраструктуры рынка;

- стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Субъекты рынка – субъекты, вступающие на рынке в отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров; к числу основных субъектов относятся: индивиды; домохозяйства; фирмы; государство.

Объекты рынка (т.е. то, что продается на рынке) – практически любые результаты человеческой деятельности, а также природные блага.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются: общественное разделение труда, специализация и свободный обмен ресурсами.

Общественное разделение труда – никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами.

Специализация – различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности.

Свободный обмен ресурсами позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, т.е то что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т.д.

История развития денег

Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регионах люди находили такой товар, который отличался большей способностью к сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использовались любые товары – скот, зерно, соль, медь, меха, серебро, золото.

Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости. Деньги имеют потребительную и меновую стоимость.

Потребительная стоимость заключается в возможности покупки товаров, услуг.

Меновая стоимость – это способность денег обмениваться в определенной пропорции.

Ликвидность денег – способность денег обмениваться на товары без потери их номинальной стоимости.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

В экономике современной России цены постоянно растут, отражая в определенном отношении конъюнктуру рынка.

Их рост обусловлен:

-превышением спроса над предложением,

-опережением темпов роста заработной платы труда по сравнению с повышением производительности труда,

-ажиотажным спросом на товары, поглощающим запасы товаров из-за неуверенности потребителя в стабильности рынка,

-ростом монопольных цен без учета качества товаров и их потребительских свойств,

-ростом дефицита федерального бюджета.

Для того чтобы цены эффективно выполняли свои функции, необходим четкий механизм ценообразования.

Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры.

В рыночной экономике процесс ценообразования направлен:

  1. на приближение цен к общественно необходимым затратам труда на производство продукции.

  2. на экономическое стимулирование научно-технического прогресса и улучшение качества продукции, создание и внедрение новой техники и технологий, экономное использование факторов производства, повышение производительности труда.

  3. на достижение сбалансированности в условиях рынка между спросом и предложением товаров.

  4. на создание эквивалентного обмена между городом и деревней, подъем сельского хозяйства и перевод его на индустриальные методы производства.

  5. на повышение жизненного уровня народа, решение многочисленных социальных проблем общества.

  6. на повышение эффективности внешнеэкономических связей, стимулирование развития международных интеграционных связей, взаимовыгодного международного разделения труда.

2. Закрепление изученного материала. Студенты отвечают на контрольные вопросы:

1. Дать определение «рынок».

2. На сколько групп принято подразделять основных субъектов рыночного хозяйства?

3. Что является важнейшими условиями возникновения рынка?

4. Дать определения терминам: деньги, цена, потребительная и меновая стоимость, ликвидность денег, ценообразование.


3. Задания из рабочей тетради по дисциплине «Основы экономики» тема «Рынок»

1 . Найдите соответствующий термин или понятие

2. Заполните таблицу «Типы рынков»

3. Ответить на вопросы теста

4. Заполните таблицу «Позитивные и негативные стороны рыночного механизма»


4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание. Самостоятельная работа.

1.Анализ деятельности субъектов рынка – домашнего хозяйства, бизнеса и правительства. Структура и инфраструктура рынка. Роль и значение государства в регулировании рынка.

2. Сообщения по вопросу «Развитие рынка в России».

3. Заполнить таблицу «Позитивные и негативные стороны рыночного механизма»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!