СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по дисциплине "Теория и методика развития речи" на тему "Труды Ф.Фрёбеля"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект одного из занятий по дисциплине "Теория и методика развития речи" для студентов колледжа по специальности "Дошкольное образование" (2 курс).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине "Теория и методика развития речи" на тему "Труды Ф.Фрёбеля"»

Кокшетауский высший колледж «Арна»

Заведующий кафедрой______________

План учебного занятия

Труды Ф.Фребеля

(тема занятия)



Наименование модуля /дисциплины: Теория и методика развития речи

Подготовил педагог: Стрекозина Татьяна Алексеевна

«__» ____________2022года

1. Общие сведения

Курс 2, группа ДО-22

Тип за­нятия: урок изучения нового материала

2. Цели, задачи:

Познакомиться с основными трудами и дидактическими принципами Ф.Фребеля, с его вкладом в развитие педагогики.

3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональ­ных умений, которыми овла­деют обучающиеся в процессе учебного занятия:

Знают содержание основных трудов Ф.Фребеля, о его вкладе в развитие педагогической науки; используют «Дары Фрёбеля» в проведении занятий.

4. Необходимые ресурсы: материал лекции, презентация

5. Ход занятия:

Этап урока/время

Действия преподавателя

Действия студентов

Оценивание

Ресурсы



Начало урока

2 минуты












15 минут




























2 минуты









Середина урока

30 минут


Приветствие, психологический настрой на урок











Доброта – это солнце, которое согревает душу. (Пришвин).

- Призываю вас всех быть всегда добрыми и человечными.


Актуализация прежних знаний

Проверочная работа по теме «Школа М.Монтессори» «Истинное/ложное утверждение».


1

Отец М.Монтессори всячески поддерживал стремление дочери учиться

-

2

М.Монтессори считала, что она легко сможет воспитать гения

-

3

Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики

+

4

Философия М. - Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие

+

5

Девиз М.М. – объясни мне и научи меня.

-

6

М.считала, что её школа уникальна и вполне может справиться с развитием ребёнка без участия семьи

-

7

Методика М. основана на гармоничном применении поощрения и наказания

+

8

Продолжительность уроков определяют сами дети

+

9

Ребенок, по убеждению М., будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых

+

10

Каждый ребёнок может сам выбрать направление своего развития

+

11

Педагог, по мнению М., должен занимать нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

+

12

После занятий в школе М. дежурные ученики убирают материал на место, наводят порядок в классе

-


Сообщение темы и цели урока

Анализ эпиграфа.

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба». Фридрих Фребель,  1806 г.



Изучение нового материала. Лекция преподавателя о жизни и трудах Ф.Фрёбеля, о его уникальной методике.




Задание. Сформулировать в группе не менее 7 вопросов по теме «Труды Фрёбеля», задать их другой группе.


Приветствуют друг друга















Выполняют проверочную работу.

Критерии оценивания


12 верных ответов – 100 б

11 – 92

10 – 83

9 – 75

8 – 67

7 – 58

6 – 50

5 - 42


















Записывают тему урока в тетрадях, обсуждают эпиграф




Слушают лекцию, записывают в виде конспекта основные положения лекции.

Формулируют вопросы по теме 1, отвечают

Отвечают на вопросы преподавателя.

















Взаимооценивание в парах


































Взаимооценивание работы групп










https://stixi-poeti.ru/blogs/stihi-nezhnosti/v-zhizni-cheloveka-est-tri-ochen-vazhnye-veschi








































Запись эпиграфа на доске





https://spravochnick.ru/psihologiya/fridrih_vilgelm_avgust_frebel_nemeckiy_pedagog_teoretik_doshkolnogo_vospitaniya


16 минут




Конец урока

5 минут

Практическая часть урока. Работа в группах.

Дидактические игры с использованием наборов «Дары Фребеля», направленные на развитие речи дошкольников.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание. Знать основные положения лекции. Подготовиться к проведению проверочной работы.

Изучают в группах игры, объясняют суть игр остальным группам


Оценивают свою работу на уроке















Записывают домашнее задание

Оценивание учителем

















https://infourok.ru/dary-frebelya-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov

















Материал лекции. Система воспитания Фридриха Фрёбеля

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Краткие биографические данные

Родился в 1782 году в деревне Обервейсбах в семье пастора. Рано лишившись матери, воспитывался прислугой и старшими братьями, сёстрами, а затем – мачехой. Отец был постоянно занят выполнением пасторских обязанностей, в связи с чем уделял воспитанию сына недостаточно внимания. Элементарное образование Ф. Фребель получил в деревенской школе для девочек. В 1792 году Ф. Фребель переехал жить к дяде в Ильме. Там продолжил обучение в городской школе, где считался малоспособным к обучению. Лучше всего происходило усвоение математики и естественной истории. В свободное время Ф. Фребель занимался чтением книг, сбором и определением растений, геометрией. В 1799 году поступает учиться в Йенский университет, где занимался естественными науками и математикой, в связи с плохим материальным положением, покинул университет, не закончив курс обучения. Начал работать делопроизводителем в лесничестве, через несколько лет переехал во Франкфурт на Майне, где начинает изучать строительное искусство. Знакомство с Грунером (учитель образцовой школы) и беседы с ним способствовали появлению интереса Ф. Фребеля к педагогической деятельности; Фребель становится учителем в школе Грунера. В 1808 году получает должность учителя в школе Песталоцци. Получив наследство от дяди, в 1811 году поступает учиться в университет Гёттингена, где изучает философию, естественные науки и языки. Через год переводится в Берлинский университет, учится и работает в университетской школе. В 1814 году получает должность ассистента у профессора Вейса, но вскоре уезжает из Берлина. В 1816 году в местечке Грисгейм организует собственную школу, в которой обучение и воспитание детей осуществляет по собственной системе. В 1840 году переселяется в Блакенбург, там было открыто первое заведение для дошкольников, названное «детский сад». Только после 1850 года система Фребеля получает признание. Умер в 1852 году.

Фундаментальными трудами Ф. Фребеля являются: «Педагогика детского сада» (в России издана под названием «Детский сад»); «О воспитании человека».

Первоначально «детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников.

Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга. Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

Инстинкт деятельности, или активности,— проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания—заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке божественного начала.

Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Система дидактических игр Фридриха Фребеля

Фребель первым оценил всю важность игры для маленького ребенка. Он уделил внимание разработке игр и собственно игрушек, отдавая предпочтение более простым и примитивным игрушкам (кубики, глина, мячи, кусочки дерева и пр.) – в целях тренировки творчества и фантазии у ребенка. Каждая игра должна, по мысли автора педагогической теории, сопровождаться песенкой или стишком (иногда в них диктовались правила поведения). Взрослый воспитатель непременно должен принимать участие в играх детей (руководство и поддержание игры).

Фребель первым разработал последователь развивающих игр для ребенка и указал, какой навык они тренируют, таким образом, он следил за гармоничностью и целостностью развития ребенка. Взрослый воспитатель брал игрушку, пел песенку и показывал, как с ней можно играть, а окружающие дети повторяли его действия.

Минус данной системы: в результате слишком четкой и хорошо прописанной автором схемы игр и их последовательности игры становятся слишком формальными. Многие педагоги просто демонстрируют детям действия с игрушкой, не проявляя при этом собственного нестандартного подхода к игре и не обучая этому детей, – а без такого важного фактора будет искажена теория Ф. Фребеля. Дети смотрят и слушают песни воспитателя, при этом выступая только пассивными наблюдателями. Чтобы данный метод работал так, как задумал его автор, воспитатель должен проявить немалую фантазию. Также нарекания вызывали песенки воспитателя, точнее их содержание, которое часто являлось излишне морализаторским.

В настоящее время число чисто «фребелевских» садиков очень мало, хотя на фундаменте его теории работают все детские сады. Иногда его теорию, адаптировав к современности, интегрируют в одну из одобренных Департаментом образования общепринятых программ.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”.

Первым даром является мяч.

Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является “единством в единстве”, шар - символ движения, шар— символ бесконечности.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части)

. Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях (“сложное единство”, “единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар—тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.

Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Рассмотрим эти изменения.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Игрушки Фребеля — это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным действиям. Более простые и менее определенные игрушки не диктуют характера игры с ними и допускают широкий спектр возможных игровых действий. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка.

Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше — игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.


На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы охватывают все образовательные области. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми, нужно учитывать не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а также их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Было отмечено, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.



Материал для практической части урока

Дидактические игры с использованием наборов «Дары Фребеля», которые можно применять для развития речи. В зависимости от поставленных целей для удобства можно  разделить игры на блоки.

 

  • 1 БЛОК 
    Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.

Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.

Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море

Игра «Подарки». Дети делятся на 2 подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются детям одной из подгрупп, 2-ая подгруппа — получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,...желтое солнечное настроение...»

Игра «А сколько у тебя?»  в начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8), а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.

Игра «Радуга» (модуль 10) Описание игры: дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д.

Игра «Волшебные превращения» На столе лежат фигуры (модуль 7), детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д.

Применяя метод моделирования с использованием модуля № 7, можно пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, сказка «Колобок» (Колобок — желтый круг, заяц — белый круг, волк — черный, лиса — оранжевый круг).

 

  • 2 БЛОК 
    Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.

«Подбери слово-действие» (модуль № 10)

Сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.

Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

«Подбери признаки к словам» (модуль № 10)

День весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

 

  • 3 БЛОК 
    Игры на формирование звуковой культуры речи.

В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

«Пчелы и змеи» (модуль 2)

Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.

Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»).

«Гусеница» (модуль 11) — назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.

«Выложи звуковую схему слова» (модуль 7, 10) — звуковой анализ слова. Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.

«Бусы для мамы» (модуль 11) — проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово — нанизывай бусину на шнурок. Цель: автоматизация звука «С».

 

  • 4 БЛОК 
    Игры на формирование фонематического восприятия.

«Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8). 

Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д.

«Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.

«Музыкальная дорожка» (модуль № 8) — взрослый простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия.

 

  • 5 БЛОК 
    Игры на формирование навыков чтения и письма.

Игра «Выложи букву» (модули 8, 12Цельразвивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

 

  • 6 БЛОК 
    Игры на развитие мелкой моторики.

«Танец кубиков» (модуль 3) Перед детьми располагается лист — схема, по которой нужно выложить узор.

 

  • 7 БЛОК 
    Игры на развитие пространственных отношений.

У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. 3,4,5,6 Дары помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления

Игры на пространственную ориентацию: Дети выполняют задание по инструкции, например,

В правую руку свой мячик возьми,

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись!

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!