СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ФГОС Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ФГОС Кдасс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ФГОС Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые»

Конспект урока биологии.


ФИО учителя: Левшинова Татьяна Владимировна

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию представлений о пресмыкающихся как о первых настоящих как о первых настоящих наземных позвоночных животных.

Задачи:

Образовательные:

-изучить внешнее и внутреннее строение Класса пресмыкающихся

-рассмотреть разнообразие представителей данного класса

- продолжить формирование знаний об амфибиях

Развивающие:

-развитие мышления:

учить анализировать (анализируем сходства и различия во внешнем строении Класса амфибии и Класса рептилии)

выбирать критерии для сравнения (сравниваем лягушку и ящерицу)

строить логическую цепь рассуждений ;

-развитие речи: усложнение смысловой функции (новые знания – новые аспекты понимания);

-развитие концентрации внимания: наблюдение за передвижением лягушки и ящерицы

Воспитательные:

-формировать познавательный интерес к предмету через демонстрацию

-продолжить формирование коммуникативных навыков - умений работать в парах;

-развивать эмоциональную сферу.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся должны называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся, отряда чешуйчатых, определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия, устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Метапредметные: обучающиеся научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (условие – приспособление); выбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Личностные: обучающиеся научатся понимать многообразие живого мира и формировать познавательный интерес к природе. Сформировать понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию

Основные понятия: Характерные признаки класса Пресмыкающиеся. Особенности размножения и развития. Происхождение пресмыкающихся, разнообразие, классификация. Роль пресмыкающихся в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды.

Технология: Технология развития критического мышления (ТРКМ), технология активных методов обучения (АМО).

Ресурсы: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: презентация, учебник: Биология. 7 класс. /В.В. Латюшин, В.А.Шапкин.. - Дрофа.


Формы работы: поисково-познавательная парная работа учащихся (при большой наполняемости класса возможно проведение работы в группах).























Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.


Внутренне организуются, мобилизуются на работу, слушают учителя.

Включаются в учебный ритм.

К: учатся культуре общения

Активизация знаний

Проверяет домашнее задание.

Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

1……-позвоночные животные , которые первыми приспособились к наземному образу жизни ( земноводные).2.Второе название ……в переводе с греческого означает как двоякоживущие ( амфибии).3.Класс земноводных объединяется в три отряда: ..., ..., ... ( отряд Безногие, Хвостатые, Бесхвостые).4.Кожа земноводных …….( тонкая, гладкая, влажная).5.Скелет состоит из……отделов ( 4 отделов).6.Личинки земноводных дышат в воде ……( жабрами).7.Взрослые особи дышат…..( легкими и кожей).8.Сердце у земноводных ……, есть ……. Круга кровообращения…….и ………( трехкамерное,2, большой и малый).

9. Глаза у земноводных защищены ..., имеется ... перепонка. ( веками, мигательная перепонка)10.Кроме внутреннего уха у земноводных появилась полость ……..уха. ( среднего)11.Земноводные помимо легочного имеют ... дыхание.( кожное дыхание).12. Конечности земноводных приспособлены к передвижению по ... и ...( суше и воде). 13.Оплодотворение у большинства видов……( наружное).14.Освоив сушу, они порвали связь с ……( водой).15.Амфибии первыми встали на ……( ноги).

2 .Решить задачи:

1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

Выполняют диктант и взаимопроверяют по ключу на экране.

П: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Р - умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

К: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Л.- Личностные: самоопределение, умение оценивать ситуацию, содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам;

Целеполагание

Разделите предложенных животных по группам: карась, тритон, черепаха, щука, квакша, крокодил, змея, аксолотль, акула.

-Почему, так разделили животных? Какую группу животных мы не изучали? Что вы знаете об этой группе животных? Сформулируйте тему и цель урока.

- Каковы ваши задачи? Что вам поможет для изучения темы урока?

Разделяют животных по группам. Работают в парах. Объясняют принцип разделения на группы. Формулируют тему урока и его цели и задачи.

Р. - Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

К. - умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Л.- воспитание любознательности, активности, воображения.

Осмысление и открытие новых знаний

Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем «гадов». Карл Линней, характеризуя свой « класс гадов»: « кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении.

Как вы думаете, почему их называли «Гадами?» (Необычность поведение (по человеческим меркам), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым).

Сегодня это класс пресмыкающиеся.

- Как вы думаете, почему так назван класс животных? ( Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле). В помощь учитель рисует схему расположения конечностей у пресмыкающихся на доске.

Более 300 млн. лет назад сильно изменились площади водоёмов на планете. Развились пустынные ландшафты. В условиях засушливого климата произошло вымирание сухопутных организмов, у которых отдельные этапы жизни связаны с водой. Почти полностью исчезли папоротники, хвощи, плауны. Вместо них стали преобладать формы, в жизненном цикле которых не было стадий, связанных с водой. Среди растений значительных развитий достигли голосеменные.

_ Что интересного вы заметили в этой информации? Какой вопрос возникает у вас?

- Как же решили проблемы жизни на суше пресмыкающиеся? Вы должны сегодня выяснить, работая в парах, используя текст п.25.

Сравнить земноводных и пресмыкающихся, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

Земноводные

Пресмыкающиеся

Покровы


Ороговевшая кожа покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания

Скелет


состоит из трёх отделов: скелета головы, скелета туловища, скелета конечностей и их поясов. В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Органы дыхания


Лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность

Кровообращение


Сердце трёхкамерное: состоит из левого и правого предсердий и желудочка. В желудочке появляется неполная перегородка, а у крокодилов четырёхкамерное.

Органы чувств, нервная система


Лучше развиты большие полушария переднего мозга. На его поверхности появляются зачатки коры, следовательно, поведение пресмыкающихся усложняется

Органы размножения


Размножение и развитие происходит на суше. Откладывают яйца, которые снаружи покрыты защитными оболочками и содержат большой запас питательных веществ.

Вывод: почему пресмыкающиеся стали хозяевами суши 300 млн. лет назад?

Физкультминутка

Древние пресмыкающиеся (сообщение учащегося, комментарий).

Высказывают своё мнение по поводу названий класса.

















































Произошло изменение климата, растительного покрова, среды обитания. Всё это сделало непригодным для существования земноводных.

- Как выживать в новой среде обитания? Как защитить себя от высыхания.



Работают в парах с учебником, заполняют таблицу, делают вывод. (Внутреннее оплодотворение. Яйцо, покрытое плотной оболочкой, защищающее зародыш от высыхания. Ороговевшая кожа покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания. Лёгочное дыхание, появление перегородки в желудочки. Увеличение подвижности головы (за счёт удлинения шеи) несущей органы чувств.

































Выполняют физкультминутку.



П.- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций).

К.- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, учатся слушать и понимать речь другого человека.

Р.-Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Л.- развитие активности, быстродействия, доброжелательного отношения к одноклассникам, положительных эмоций, творческих способностей







Первичное закрепление

Выберите правильные утверждения:

  1. Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания

  2. Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона

  3. У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце

  4. Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды

  5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше

  6. У пресмыкающихся северных районов чаще встречается яйцеживорождение

  7. В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг

  8. В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь

  9. Дышат при помощи кожи.

  10. Подвижная шея.

Ответы: 1,2,5,6,8,10



Выполняет самостоятельную работу, сверяет свои действия с эталоном

К.- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Р.- Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Л.- Формирование нестандартного мышления при решении конкретных задач.

Рефлексия

- Вспомните, какова была цель урока? Достигли ли вы этой цели?

Светофор.

Урок не понравился (красный)

Урок был интересным, но я не все понял (жёлтый)

Урок был интересным и я все понял (зелёный).



Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)

Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы

Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Р: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

К: формулируют свое мнение.

Л.- Личностное самоопределение.Признание ценности здоровья

Домашнее задание

§ 25 (должны уметь рассказывать о рептилиях, перечислять существенные признаки). Составить синквейн «Пресмыкающиеся». Индивидуально подготовить сообщения (презентации –, «Самые-самые», «Пресмыкающиеся Смоленской области».

Записывают домашнее задание

Р: принимают и сохраняют материал на длительный срок.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!