Активизация знаний | Проверяет домашнее задание. Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова. 1……-позвоночные животные , которые первыми приспособились к наземному образу жизни ( земноводные).2.Второе название ……в переводе с греческого означает как двоякоживущие ( амфибии).3.Класс земноводных объединяется в три отряда: ..., ..., ... ( отряд Безногие, Хвостатые, Бесхвостые).4.Кожа земноводных …….( тонкая, гладкая, влажная).5.Скелет состоит из……отделов ( 4 отделов).6.Личинки земноводных дышат в воде ……( жабрами).7.Взрослые особи дышат…..( легкими и кожей).8.Сердце у земноводных ……, есть ……. Круга кровообращения…….и ………( трехкамерное,2, большой и малый). 9. Глаза у земноводных защищены ..., имеется ... перепонка. ( веками, мигательная перепонка)10.Кроме внутреннего уха у земноводных появилась полость ……..уха. ( среднего)11.Земноводные помимо легочного имеют ... дыхание.( кожное дыхание).12. Конечности земноводных приспособлены к передвижению по ... и ...( суше и воде). 13.Оплодотворение у большинства видов……( наружное).14.Освоив сушу, они порвали связь с ……( водой).15.Амфибии первыми встали на ……( ноги). 2 .Решить задачи: 1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить? 2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу). | Выполняют диктант и взаимопроверяют по ключу на экране. | П: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию. Р - умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. К: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Л.- Личностные: самоопределение, умение оценивать ситуацию, содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам; |
Целеполагание | Разделите предложенных животных по группам: карась, тритон, черепаха, щука, квакша, крокодил, змея, аксолотль, акула. -Почему, так разделили животных? Какую группу животных мы не изучали? Что вы знаете об этой группе животных? Сформулируйте тему и цель урока. - Каковы ваши задачи? Что вам поможет для изучения темы урока? | Разделяют животных по группам. Работают в парах. Объясняют принцип разделения на группы. Формулируют тему урока и его цели и задачи. | Р. - Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). К. - умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других. Л.- воспитание любознательности, активности, воображения. |
Осмысление и открытие новых знаний | Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем «гадов». Карл Линней, характеризуя свой « класс гадов»: « кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении. Как вы думаете, почему их называли «Гадами?» (Необычность поведение (по человеческим меркам), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым). Сегодня это класс пресмыкающиеся. - Как вы думаете, почему так назван класс животных? ( Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле). В помощь учитель рисует схему расположения конечностей у пресмыкающихся на доске. Более 300 млн. лет назад сильно изменились площади водоёмов на планете. Развились пустынные ландшафты. В условиях засушливого климата произошло вымирание сухопутных организмов, у которых отдельные этапы жизни связаны с водой. Почти полностью исчезли папоротники, хвощи, плауны. Вместо них стали преобладать формы, в жизненном цикле которых не было стадий, связанных с водой. Среди растений значительных развитий достигли голосеменные. _ Что интересного вы заметили в этой информации? Какой вопрос возникает у вас? - Как же решили проблемы жизни на суше пресмыкающиеся? Вы должны сегодня выяснить, работая в парах, используя текст п.25. Сравнить земноводных и пресмыкающихся, заполнив таблицу. Признаки сравнения | Земноводные | Пресмыкающиеся | Покровы | | Ороговевшая кожа покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания | Скелет | | состоит из трёх отделов: скелета головы, скелета туловища, скелета конечностей и их поясов. В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. | Органы дыхания | | Лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность | Кровообращение | | Сердце трёхкамерное: состоит из левого и правого предсердий и желудочка. В желудочке появляется неполная перегородка, а у крокодилов четырёхкамерное. | Органы чувств, нервная система | | Лучше развиты большие полушария переднего мозга. На его поверхности появляются зачатки коры, следовательно, поведение пресмыкающихся усложняется | Органы размножения | | Размножение и развитие происходит на суше. Откладывают яйца, которые снаружи покрыты защитными оболочками и содержат большой запас питательных веществ. | Вывод: почему пресмыкающиеся стали хозяевами суши 300 млн. лет назад? Физкультминутка Древние пресмыкающиеся (сообщение учащегося, комментарий). | Высказывают своё мнение по поводу названий класса.
Произошло изменение климата, растительного покрова, среды обитания. Всё это сделало непригодным для существования земноводных. - Как выживать в новой среде обитания? Как защитить себя от высыхания.
Работают в парах с учебником, заполняют таблицу, делают вывод. (Внутреннее оплодотворение. Яйцо, покрытое плотной оболочкой, защищающее зародыш от высыхания. Ороговевшая кожа покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания. Лёгочное дыхание, появление перегородки в желудочки. Увеличение подвижности головы (за счёт удлинения шеи) несущей органы чувств.
Выполняют физкультминутку.
| П.- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций). К.- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, учатся слушать и понимать речь другого человека. Р.-Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Л.- развитие активности, быстродействия, доброжелательного отношения к одноклассникам, положительных эмоций, творческих способностей
|
Первичное закрепление | Выберите правильные утверждения: Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше У пресмыкающихся северных районов чаще встречается яйцеживорождение В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь Дышат при помощи кожи. Подвижная шея. Ответы: 1,2,5,6,8,10
| Выполняет самостоятельную работу, сверяет свои действия с эталоном | К.- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Р.- Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Л.- Формирование нестандартного мышления при решении конкретных задач. |
Рефлексия | - Вспомните, какова была цель урока? Достигли ли вы этой цели? Светофор. Урок не понравился (красный) Урок был интересным, но я не все понял (жёлтый) Урок был интересным и я все понял (зелёный).
| Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы Осуществляют рефлексию учебной деятельности | Р: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке. К: формулируют свое мнение. Л.- Личностное самоопределение.Признание ценности здоровья |