Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по предмету « Астрономия » для 11 класса средней школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Примерной программы среднего общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с использованием рекомендаций авторской программы А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. При реализации рабочей программы используется учебник «Астрономия 11 класс» авторов А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Предмет “Астрономия " в 11 классе изучается в объеме 35 часов.
Согласно календарному графику и расписанию МКОУ «СОШ а. Малый Зеленчук имени Героя Советского Союза Умара Хабекова» на 2020-2021 год, рабочая программа рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю в 11 классе соответственно (базовый уровень обучения).
1.Планируемы результаты освоения учебного предмета «Астрономия »
в 11 классе
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.);
сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причин и их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
По окончанию обучения курса астрономии в 11 классе ученик научится:
• философским и методологическим основаниям научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• понятиям: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• отличать исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• освоению новейших разработок в области науки и технологий;
• правилам и законам, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
Получит возможность научится:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | дата | дата |
| | | | план | факт |
| Введение | 2 | | | |
1 | Предмет астрономии | | §1 | 7.09 | |
2 | Наблюдения- основа астрономии | 1 | §2 | 14.09 | |
| Практические основы астрономии | 5 | | | |
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. | 1 | §3,4 | 21.09 | |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | §5 | 28.09 | |
5 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | 1 | §6 | 5.10 | |
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | §7,8 | 12.10 | |
7 | Время и календарь | 1 | §9 | 19.10 | |
| Строение Солнечной системы | 2 | | | |
8 | Развитие представлений о строении мира | 1 | §10 | 26.10 | |
9 | Конфигурация планет. Синодический период. | 1 | §11 | 2.11 | |
| Законы движения небесных тел. | 5 | | | |
10 | Законы движения планет Солнечной системы. | 1 | §12 | 16.11 | |
11 | Законы движения планет Солнечной системы. Решение задач | 1 | §12 | 23.11 | |
12 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | §13 | 30.11 | |
13 | Движение небесных тел под действием сил тяготения | 1 | §14 | 7.12 | |
14 | Движение небесных тел под действием сил тяготения. Решение задач | 1 | §14 | 14.12 | |
| Природа тел солнечной системы | 8 | | | |
15 | Общие характеристики планет | 1 | §15 | 21.12 | |
16 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | §16 | 28.12 | |
17 | Система Земля-Луна | 1 | §17 | 11.01 | |
18 | Планеты земной группы | 1 | §18 | 18.01 | |
19 | Далекие планеты | 1 | §19 | 25.01 | |
20 | Планеты – карлики и малые тела | 1 | §20 | 1.02 | |
21 | Решение задач. | 1 | §15-20 | 8.02 | |
22 | Контрольная работа №1 | 1 | | 15.02 | |
| Солнце и звезды | 6 | | | |
23 | Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. | 1 | §21 | 22.02 | |
24 | Солнце – ближайшая звезда. Атмосфера Солнца. | 1 | §21 | 1.03 | |
25 | Расстояния до звезд | | §22 | 15.03 | |
26 | Массы и размеры звезд | 1 | §23 | 22.03 | |
27 | Решение задач. | 1 | §23 | 5.04 | |
28 | Переменные и нестационарные звезды | 1 | §24 | 12.04 | |
| Наша Галактика – Млечный Путь. Строение и эволюция Вселенной | 4 | | | |
29 | Наша Галактика | 1 | §25 | 19.04 | |
30 | Другие звездные системы- галактики | 1 | §26 | 26.04 | |
31 | Основы современной космологии | 1 | §27 | 17.05 | |
32 | Контрольная работа №2 | 1 | | 24.05 | |