СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике. 7кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике.7кл.Тема: Вес тела. Сила тяжести.Невесомость. Динамометр

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике. 7кл»



Физика 7 класс

Урок № Дата:

Тема урока : Взаимодействие тел. Вес тела. Динамометр.

Общая дидактическая цель: способствовать пониманию взаимодействий в физике.

Образовательная цель:

сформировать понятие о весе тела , создать условия для формирования у обучающихся понятия веса тела и возможности его изменения; практическое применение теоретического материала.

В целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента в физике.

Познакомить учащихся с практическими применениями знаний о весе.

Развивающая цель:

развитие самостоятельности в суждениях;

развитие логического мышления и внимание; формировать умение решать качественные задачи; развивать самостоятельность в работе

  • находить необходимые сведения в тексте, выделять главную мысль;

  • способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст;

  • на примере понятия веса тела продолжить развивать кругозор учащихся, учить отличать бытовое значение некоторых терминов от их научного значения; формирование умений интегрировать добытую в самостоятельном поиске информацию;

  • развитие интереса к исследованию и поиску зависимостей; продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память;

  • развитие алгоритмического мышление учащихся, мировоззрения, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации.

Коррекционная:

развивать слуховое восприятие (услышать и оценить высказывание),




  • воспитание культуры умственного труда и общения, чувство ответственности за свою работу.

Словарь: вес тела, динамометр, состояние невесомости, коэффициенты силы тяжести, явление гравитации, земное тяготение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Вид урока: эвристический

Формы работы учащихся: индивидуальные работы (тестирование с самопроверкой), диалоговое общение, фронтальный эксперимент.

Необходимое техническое оборудование: сырое яйцо, кирпич, динамометр с грузами, резиновый шар, наполненный водой, презентация по теме, учебники.



Ход урока:

1. Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся к усвоению новых знаний в диалоговом общении.

2. Актуализация знаний.

Повторить ранее пройденный материал, необходимый для изучения новой темы.

Метод: тестирование с взаимопроверкой и последующим выставлением предварительных оценок

3. Мотивация: вызвать интерес учащихся к теме через демонстрацию эксперимента.

Между деревянной доской и кирпичом, наклонённым под углом, фиксируется сырое яйцо:




При подъёме доски яйцо разбивается:

- Почему так произошло? Ответ на поставленный вопрос вы сами дадите в конце урока.

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

4. Изложение и закрепление нового материала.

Цель:

- сформировать понятие веса как силы упругости, возникающей при деформации тела и приложенной к опоре или подвесу;

- рассмотреть возможности изменения веса и потери телом веса (состояния невесомости).

Методы: словесный, демонстрационный, фронтальный эксперимент, наглядный.


Над столом удерживается резиновый шар, наполненный водой:


Шар медленно опускается на стол:



- Что происходит с шаром при его взаимодействии с опорой?

- Шар деформируется.

- Под действием какой силы заставляет шар взаимодействовать с опорой?

- Сила тяжести.

- Какая сила возникает при деформации шара?

- Сила упругости.

- К какому телу приложена сила упругости, возникающая при деформации шара?

- Сила, приложенная к поверхности стола (опоры).

F упр = (Р)

Опыт с шаром повторяется в другом варианте. Резиновый шар, наполненный водой, крепится к подвесу,

который медленно поднимается:


Задаются аналогичные вопросы:

Что происходит с шаром при взаимодействии с подвесом?

Под действием какой силы шар деформировался?

Какая сила возникает при деформации шара?

К какому телу приложена сила упругости, возникающая при деформации шара?

F упр. = Р

Даётся определение веса тела, которое учащиеся записывают в тетрадь: сила упругости, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется весом тела.

Проведение следующего фронтального эксперимента показывает, что вес тела может изменяться.

У каждого ученика в руках динамометр с подвешенным грузом. Уточняем, что динамометр показывает силу, с которой на него действует тело, то есть вес груза. Просим учеников медленно перемещать динамометр влево-вправо по горизонтали. Показания динамометров не изменяются.

Вопрос: - Изменяется ли вес тела, если изменяется его скорость, направленная горизонтально?

Ответ учащихся: - Нет, не изменяется.

Теперь просим учеников медленно перемещать динамометр вверх-вниз. Показания динамометров изменяются.

Учитель подводит учащихся к выводу, что вес тела изменяется, если изменяется его скорость, направленная по вертикали.

Вопрос: - Может ли тело потерять вес?


Вопрос: - Если шар и нить не деформированы, то чему равен их вес?

- Вес отсутствует, то есть равен нулю.

- Находились ли вы в состоянии невесомости? Если да, то в каких случаях?

- Да. При беге, прыжках, то есть в тех случаях, когда тело человека лишено опоры. мы начали знакомство с явлением гравитации вообще и земным тяготением в частности. Теперь настало время более подробного изучения силы тяжести на Земле и других планетах.

Динамометр

Проведём опыт с двумя гирями и динамометрами. Вы видите, что при массе гири 200 г (то есть 0,2 кг) на неё действует сила тяжести 2 Н, а при массе 500 г (то есть 0,5 кг) – сила тяжести 5 Н. Обратим внимание на закономерность:

= 10 Н/кг

    и    

= 10 Н/кг


     

Проделав опыты с многими телами, мы обнаружим ту же самую закономерность: отношение силы тяжести, действующей на тело, к массе этого тела является постоянной величиной, не зависящей ни от силы тяжести, ни от массы тела. Эту величину называют коэффициентом силы тяжести:

Формулу для вычисления коэффициента «g» можно преобразовать, поместив слева силу тяжести:

      

Fтяж – сила тяжести, Н
m – масса тела, кг
g – коэффициент, Н/кг

В опыте с двумя гирями мы выяснили, что вблизи поверхности Земли коэффициент «g» имеет значение 10 Н/кг (более точные значения 9,78 Н/кг и 9,83 Н/кг – см. далее в таблице).

Опыты показывают, что по мере удаления от Земли сила тяжести ослабевает. Например, на высоте 300 км значение коэффициента «g» уменьшается приблизительно до 9 Н/кг.

опыт с гирями и динамометрами в различных местах Земли, а также на поверхности Луны, Марса и так далее, можно выяснить, что коэффициент «g» зависит от места наблюдения:

Коэффициенты силы тяжести, Н/кг

Луна

1,7

 

Земля:

» 10

Марс

3,8

а) полюс

9,83

Юпитер

24

б) экватор

9,78

В обыденной жизни под словом «вес» мы зачастую подразумеваем массу тела, не делая различия между этими терминами. Однако это неверно.

     

Весом тела называют силу, с которой тело давит на опору или тянет подвес. 

Например, на рисунке медведь действует на опору – прогнувшуюся доску. Согласно определению, сила давления медведя на доску – вес медведя. На рисунке правее медведь действует на подвес – канат. Эта сила тоже является весом, но уже медведя вместе с доской.

Часто вес тела равен действующей на него силе тяжести. В виде формулы это записывается так:

      

W – вес тела, Н 
Fтяж – сила тяжести, Н

Однако эта формула верна не всегда. 

Например, если тело погружено в жидкость или газ. В этом случае возникает выталкивающая сила, обычно приводящая к уменьшению веса. Многочисленные опыты показывают, что вес тела равен действующей на него силе тяжести, когда тело и его опора (подвес) покоятся или движутся вместе равномерно и прямолинейно, и не действуют другие силы, кроме силы тяжести. Это – границы применимости формулы W = Fтяж

     

Забегая вперед, скажем, что когда тело или его опора (подвес) движутся непрямолинейно или неравномерно, вес тела никогда не равен силе тяжести. Он может быть как больше, так и меньше неё, а также направлен в другую сторону.

- Почему космонавты, летящие на орбите, постоянно находятся в состоянии невесомости?



- Космонавты вместе со своим кораблём непрерывно «падают» на Землю, но Земля в следствие своей кривизны не даёт им этого сделать.

- Теперь мы должны научиться рассчитывать вес тела. Казалось бы, что вес тела, как сила упругости, должен рассчитываться по закону Гука. Однако, это очень сложно и нерационально. Запомним: если опора или подвес неподвижны или движутся равномерно, то модуль веса равен модулю силы тяжести!

P = F = mg

Но ещё раз подчеркнём: вес и сила тяжести – силы разные! Сила тяжести объясняется законом Всемирного тяготения. Вес тела – это сила упругости. Сила тяжести приложена к самому телу, а вес – к опоре или подвесу.

Закрепление: решение и разбор задачи упр.9, №3 в учебнике.

Подведение итогов урока. (2 минуты)

Учитель: - Таким образом, в результате проведённых экспериментов и наблюдений можно сделать вывод, что… (продолжают учащиеся)

Учащиеся: - 1) Вес тела – это сила упругости, возникающая в следствие деформации тела под действием силы притяжения Земли;

2) Вес тела может изменяться, сила тяжести при этом не меняется;

3) Любое тело, на которое действует только сила тяжести, находится в состоянии невесомости.

: - А теперь вернёмся к вопросу, поставленному нами в начале нашего урока: почему кирпич разбил яйцо?

- При движении кирпича и опоры вверх его скорость увеличивалась, вес кирпича возрос и он раздавил яйцо.

- Может ли свеча гореть в невесомости? Если да, то почему? Ведь в космосе нагретый воздух не становится легче. (Ключевое слово – диффузия)

Подведение итогов урока

Анализ работы в классе.

Домашнее задание. Учитель пишет на доске.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!