СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике 8 класс. Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике 8 класс. Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.»

Конспект урока по физике 8 класс. Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Цели урока:


Образовательные:

Сформировать понятие о процессе кипения, как парообразования; выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения, зависимость температуры кипения от внешнего давления; ввести новую физическую величину – удельную теплоту парообразования (конденсации).

Развивающие:

Формировать представление о процессе научного познания, формировать интеллектуальные умения: анализировать, выделять главное, делать выводы, логического мышления.  

Воспитательные:

Развивать интерес к предмету, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся внимательное, доброжелательное отношения к ответам одноклассников, проявлять самостоятельность в учебной работе и стремление к сотрудничеству.

Необходимое оборудование: учебник для 8класса Перышкин А.В., тетрадь, компьютер, медиа проектор, экран, ресурсы ЭОР, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие).

II. Актуализация знаний. Физический диктант «+/-»

1.        Парообразованием называют переход молекул из жидкости в пар (+)

2.        Испарение происходит при определенной температуре (-)

3.        Если нет притока энергии к жидкости извне, то температура при испарении понижается (+)

4.        Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (-)

5.        Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (-)

6.        Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (+)



А теперь мы перейдем к теме нашего урока. Обратите внимание на экран. (Слайд 1 кипение жидкости).

Давайте назовем тему сегодняшнего урока: кипение.

Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

Объяснение нового материала.

Мы поставили чайник на газовую плиту. Что будет происходить? (Слайд 2)

Ученики высказывают свои мысли. Вода нагревается, появляются пузырьки, слышен шум).

Учитель: где появляются пузырьки?

Ученики: у дна сосуда.

Учитель: это пузырьки воздуха, которые растворены в воде. Пузырьки поднимаются в непрогретые слои (холодные), уменьшаются в размерах, т.к. содержащиеся в них пары конденсируются, давление падает, пузырек схлопывается. Множество этих схлопываний и создает характерный шум.

Что происходит дальше?

Ученики: вода прогревается, пузырьки уже не уменьшаются в размерах.

Учитель: какая сила действует на пузырьки в жидкости?

Ученики: Архимедова.

Учитель: под действием архимедовой силы они всплывают на поверхность и лопаются. Шум прекращается и слышим бульканье. Вода закипела.

Просмотр видеофрагмента «Кипение».

Учитель:

Кипение- это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре. (Слайд 3)

Как мы будем называть такую температуру?

Ученики: температура кипения.

Учитель: кипение происходит при определенной температуре, вы правильно дали ей название.

Разная или одинаковая температура кипения у различных жидкостей?

Ученики: разная.

Учитель: где мы можем это посмотреть?

Ученики: таблица.( Слайд 4)

Учитель: обращаю ваше внимание: во время кипения температура жидкости не меняется. Во время кипения при приготовлении еды нужно уменьшить газ для экономии. (Слайд 5)

Температура кипения зависит от давления. (Слайд 6)

Давление меньше, температура кипения меньше. Высоко в горах низкое давление, поэтому вода закипит при более низкой температуре.

И наоборот. Чем больше давление, тем выше температура кипения. На этой особенности основан принцип работы автоклавов, скороварок. Давление высокое, температура кипения повышается. Стерилизуются медицинские инструменты. Еда варится быстрее. (Слайд 7)

Удельная теплота парообразования и конденсации.

Учитель: чайник стоит на газовой плите, мы подводим к нему определенное количество теплоты. На что идет это количество теплоты?

Ученики: нагревание воды, образование пара.

Учитель: совершенно верно. И мы знакомимся с вами с новой физической величиной. Удельной теплотой парообразования.(Слайд 8)

Одинаковое ли количество теплоты нам надо, чтобы превратить в пар разную жидкость одинаковой массы?

Ученики: нет.

Учитель: совершенно верно. Опытами установили, что для превращения в пар воды при температуре 1000 , массой 1 кг необходимо 2,3* 106 Дж энергии.

Введем понятие удельной теплоты парообразования. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования.

L. Ее единица измерения Дж/кг. (Слайд 8)

Q= L*m

Таблица №6

Физкультминутка

При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ...  (увеличивается, руки вверх)

При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз)

При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх)

Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости  (понижением , руки вниз)

При конденсации жидкости энергия ...  (выделяется, руки вниз).

Температура жидкости во время кипения … (не изменяется,  руки в стороны)

Упражнения на вращения головой:

Учитель: Учиться будем хорошо?

Учащиеся кивают головой «Да, да, да».

 – Нарушать дисциплину не будем?

Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет».

 – А что будем делать, если не получиться?

Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю».



- Работаем в парах: по таблице выберите удельную теплоту парообразования любой жидкости и объясните друг другу, что обозначает эта величина.

Ученики отвечают.

- Удельная теплота парообразования спирта 0,9*10Дж/кг

- Что означает это число?

- Это значит, что для обращения в пар 1 кг спирта при температуре кипения нужно затратить 0,9*106 Дж энергии.

- Следовательно, при температуре кипения внутренняя энергия вещества в парообразном состоянии больше внутренней энергии такой же массы вещества в жидком   состоянии. Вот почему ожег паром при температуре 100oС опаснее, чем ожег кипятком

Учитель: если водяной пар соприкоснется с холодной поверхностью, что произойдет?

Ученики: конденсация.

Учитель: что будет происходить с энергией?

Ученики: выделяться.

Учитель: опыты показали, что конденсируясь, пар выделяет то количество энергии, которая пошла на его образование.

Эту энергию люди используют, к примеру, на теплоэлектростанциях таким паром нагревают воду. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

IV.Закрепление изученного материала.

Л.1112.1114

Решение задачи. Какое количество энергии требуется для обращения воды массой 450 грамм в пар при температуре 100оС?

Л.1118.

Учитель: теперь вы знаете два способа парообразования: испарение и кипение. Кто скажет, чем отличаются эти процессы?

Ученики: Испарение происходит с поверхности жидкости, а кипение по всему объему жидкости.

Испарение происходит при любой температуре, а кипение – при определенной температуре. У каждой жидкости своя температура кипения.

При испарении температура жидкости уменьшается, а при кипении не изменяется.

V. Подведение итогов урока.

– Сегодня на уроке я узнал…

 – Сегодня на уроке я познакомился…

 – На уроке мне понравилось…


Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 18, 20 упр.10 № 1-4.


VI. Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось знать, с каким настроением вы уходите. У вас на партах есть три цветных кружочка, которые отражают следующие настроения: зеленый – мне очень понравился урок, синий – мне было интересно, красный – мне было скучно. Поднимите, пожалуйста один из кружочков, отражающий ваше отношение к уроку.

Урок окончен. Спасибо за внимание!

Литература.

  1. А.В. Перышкин. Физика. 8 класс. - Дрофа. – 2017.

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caaae1ae-746b-43b0-84f6-9fff5739e3f3/8_55.avi
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!