Тема урока: Законы Ньютона
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок- соревнование.
Образовательные ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, аудио колонки, доступ к сети Internet, презентация к уроку, выполненная в Power Point.
Оформление: на доске записан эпиграф урока: “Ньютон... показал себя блестящим мастером гипотез, несомненно, превосходящим и в этом искусстве большинство своих современников” С.И.Вавилов
Цель урока: Повторить, обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме “Законы Ньютона”; показать практическое и мировоззренческое значение законов Ньютона; создать условия для закрепления у учащихся навыков решения стандартных и нестандартных задач для закрепления ранее изученного; способствовать формированию навыков применения полученных знаний в новой ситуации, самостоятельного поиска необходимого материала, умения объяснять окружающие физические явления; развивать у учащихся эмоции посредством создания ситуации удивления, занимательности, парадоксальности.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
применять формулы законов Ньютона при решении количественных и качественных задач;
определять понятия, связанные с законами Ньютона;
работать с таблицами физических величин;
давать ответы на качественные вопросы о проявлении изученных закономерностей в окружающей жизни;
строить и читать графики.
Получат возможность научиться:
проявлять аккуратность при решении задач, проведении эксперимента;
доброжелательно общаться и оказывать помощь одногруппникам.
Повышают грамотность, получают новые знания по физике при изучении дополнительной литературы;
Формируют нравственные и эстетические ценности через познание физических явлений.
Регулятивные: оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей;
Познавательные:
Познавательные: самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения дополнительной литературы;
Коммуникативные:
Строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
выслушивать товарищей, уважать мнение других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме “Законы Ньютона”. (Слайд №1)
Эпиграфом к нашему уроку стали слова С.И.Вавилова: “Ньютон... показал себя блестящим мастером гипотез, несомненно, превосходящим и в этом искусстве большинство своих современников”
На уроке мы обобщим и систематизируем знания по данной теме, повторим формулы. Знания, которые вы получили при изучении этой темы, сегодня будем применять при решении задач. Урок пройдет в виде соревнования, а наш девиз сегодня: «Хочешь понять лучше - попробуй решить!»
Работать будем в командах: две команды за столами. В каждой команде есть капитан, который принимает основные решения и распределяет работу, которая будет оцениваться в баллах. Участники команды, которая набирает максимальное количество баллов, получают за урок оценку «5».
Учитель: Сегодня мы подводим итог нашей работы по теме «Законы Ньютона».
Человек не только стремится к знаниям и получает их, но и систематизирует их. Ньютон создавал механику, как попытку создать систему, объясняющую мир, и это ему удалось.
Целью нашего урока будет систематизация знаний и их закрепление .А эпиграфом урока возьмём слова: "Истина - это то, что выдерживает проверку опытом"
Учитель: Механика включает в себя разделы - кинематика и динамика. Кинематика изучает виды движений и их законы. А что изучает динамика?
Учащиеся: Динамика изучает причины изменения скорости тела, т.е. причины ускорения.
Учитель: Кто стоял у истоков динамики?
Учащиеся: Исаак Ньютон.
2. Актуализация опорных знаний. Вопросы: Учитель: На какие законы опирается динамика?
Учащиеся: I закон Ньютона, II закон Ньютона и III закон Ньютона.
Учитель: Сформулируйте первый закон Ньютона. Как этот закон записать?
Учащиеся: Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.
= 0, если ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf9761f37bd1/1007733_2.png)
Учитель: Сформулируйте второй закон Ньютона. Запишите его.
Учащиеся: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к нему, и обратно пропорционально его массе. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf9761f37bd1/1007733_3.png)
Учитель: Сформулируйте третий закон Ньютона. Как этот закон записать?
Учащиеся: Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf9761f37bd1/1007733_4.png)
- Какие виды механиеского движения мы знаем?
(прямолинейное и криволинейное)
Какова причина движения?
(сила)
Что такое система отсчета (СО)?
(Система отсчёта — это совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат и системы отсчёта времени, по отношению к которым рассматривается движение (или равновесие) каких-либо материальных точек или тел)
Что мы можем сказать о массе тела?
Тело с БОЛЬШЕЙ массой получило МЕНЬШЕЕ ускорение и наооборот - тело с МЕНЬШЕЙ массой получило БОЛШЕЕ ускорение.
С чем связана инертность тела? Это масса тела
Чем она больше, тем инертнее тело, тем большую силу нужно приложить, чтобы оно начало двигаться
Что такое сила? Каковы ее характеристики? Сила - векторная величина, показатель воздействия на тело других тел . Сила, приложенная к телу изменяет его скорость, либо деформирует его. Сила характеризуется направлением вектора, величиной модуля, точкой приложения.
Приведите примеры выполнения I закона Ньютона
В качестве примера выполнения 1 закона Ньютона можно рассмотреть движение парашютиста. Он равномерно приближается к земле, когда действие силы тяжести компенсируется силой натяжения строп парашюта, которая в свою очередь обусловлена сопротивлением воздуха.
Каковы особенности II Закона Ньютона?
Особенности второго закона Ньютона:
- закон справедлив для любых сил;
- сила является причиной и определяет ускорение;
- вектор ускорения сонаправлен с вектором скорости;
- если на тело действует несколько сил, то берется равнодействующая;
- если результирующая сила равна нулю, то ускорение равно нулю, т. е. получаем первый закон Ньютона.
Каковы особенности III Закона Ньютона?
Особенности третьего закона Ньютона:
- силы появляются только парами;
- всегда применяется при взаимодействии тел;
- обе силы – одной природы;
- силы не уравновешиваются, т.к. приложены к разным телам;
- закон верен для любых сил.
3. Закрепление знаний
Для 1,2 группы: Экспериментальное задание 1:
На столе штатив с муфтой и лапкой, два связанных цилиндра. Пронаблюдайте взаимодействие данных цилиндров. Проследите, на какой угол будет отклоняться каждый цилиндр после взаимодействия, сравните эти углы и сравните массы цилиндров, взвешивая их на весах. (У 1 группы цилиндры равной массы, а у 2 группы цилиндры разной массы)
Учитель: Итак, какие результаты вы получили?
Учащиеся: цилиндры в результате взаимодействия приобрели разные по модулю скорости, а, следовательно, и разные по модулю ускорения: у цилиндра с меньшей массой ускорение больше. В случае равных масс ускорения одинаковы. Мы действительно убедились в том, что, чем больше масса, тем меньше ускорение (время взаимодействия одинаково).
Экспериментальное задание 2:
Три коробка со спичками положите один на другой. Быстрым движением линейки попробуйте выбить нижний коробок. Он должен выскочить, а остальные коробки должны остаться лежать один на другом. Объясните это явление. Учащиеся: действует закон инерции.
Самостоятельная работа с последующей проверкой:
Задача № 1. На покоящееся тело массой 2 тонны ,действует в течении 5 секунд сила 10 кН. Какую скорость приобретает тело и какой путь пройдет оно за указанное время?
Дано: Решение:
V0=0 Тело движется равноускоренно. Сила сообщает этому телу ускорение,
F = 10кН = направленное так же как и сама сила. По второму закону Ньютона
= 10000 Н можно определить ускорение ах = Fх/ m.
m= 2 т = 2000 кг Если направить координатную ось Ох вдоль направления силы, то
t= 5 с проекции векторов силы и ускорения будут положительны.
Тогда в скалярной форме уравнение имеет вид:
V = ? а = F/ m ; а= 10000Н/2000 кг= 5 м/с2
S = ? Скорость тела можно определить по формуле:
Vx = V0x + axt , но V0=0, поэтому V = at= 5 м/с2*5 с=25 м/с
Путь, пройденный этим телом:
Sх= V0xt + axt2/2, так как V0=0, S= at2/2= (5 м/с2*(5 с)2)/ 2=62,5 м.
Ответ: V=25 м/с, S = 62,5 м/с
Задача №2.Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с ускорением 0,4 м/с2. C каким ускорением будет двигаться точка под действием силы 50Н?
Дано: Решение:
F1 = 20Н Движение материальной точки является равноускоренным.
а1 = 0,4 м/с2 Из 2 закона Ньютона Fх =max
![]()
F2 = 50Н можно определить массу материальной точки. Проекции векторов
силы и ускорения положительны, если ось Ох направить по
а2 - ? движению материальной точки, поэтому m = F1/а1.
После действия на эту же материальную точку силы F2
она приобретает ускорение а2 , поэтому масса m = F2/а2
следовательно m = F1/а1= F2/а2 или F1/а1= F2/а2
в пропорции произведение членов по диагонали равны
F1а2= F2а1 из этого следует а2= (а1 F2) / F1
а2= (0,4 м/с2*50Н) /20Н = 1 м/с2
Ответ: 1 м/с2
Задача №1.Под действием силы в 50 Н тело движется так, что его координата в направлении действия силы изменяется по закону х=100-5t+0,5 t2. Какова масса тела?
Дано: Решение:
F1 = 50Н Сравнивая данное уравнение движения материальной точки х=100-5t+0,5 t2 с уравнением движения в общем виде, имеем X = X0 + V0t+ at2/2
х=100-5t+0,5 t2 ; X0=100, V0=-5, а=1м/с2(так как а/2=0,5м/с2). Это
m - ? движение равноускоренное. Из 2 закона Ньютона Fх =max
можно определить массу материальной точки. Проекции векторов
силы и ускорения положительны, если ось Ох направить по
движению материальной точки, поэтому m = F/а=50Н/1м/с2=50кг
Ответ: 50 кг.
Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с ускорением 0,4 м/с2. С каким ускорением будет двигаться точка под действием силы в 50 Н?
Дано: Решение.
F1 = 20 H Движение материальной точки является равноускоренным.
a1 = 0, 4 м/с2 По второму закону Ньютона можно определить массу
F2 = 50 H материальной точки.
- ? m=
m=![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf9761f37bd1/1007733_14.png)
= ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf9761f37bd1/1007733_14.png)
=![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf9761f37bd1/1007733_18.png)
Ответ: а2 = 1 м/с2
Четвертый конкурс «Нестандартные вопросы»
1.Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?
О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
2. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение, настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
3. История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем:
«... Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.…» (Слайд №19)
Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.
Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
5.Конкурс «Задачи из литературных произведений».
«В поисках говорящей горы прекрасный юноша Хатем долго шел по пустыне. Усталый и истомленный жаждой, присел он отдохнуть.
По прошествии некоторого времени прилетел орел и опустился на землю неподалеку от Хатема. Походил, походил орел и скрылся в какой-то яме, но вскоре появился снова, и, когда встряхнул крыльями, с перьев его полетели водяные брызги. Хатем тотчас направился к яме и увидел, что она полна чистой прозрачной воды».
«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено». (Слайд № 23)
Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, «где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился». (Слайд №23)
«Стоило Коню остановиться… как Рыцарь тут же летел вперед. А когда конь снова трогался с места… Рыцарь тотчас падал назад». (Слайд №23)
Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись семена,
И полетел, отброшенный толчком… (Слайд №21)
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Ее уж тянет, тянет сила
Восходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени-
Луна глядит - и, в блеске, в пене,
Спешит волна на тайный зов. (Слайд №21)
- Я ведь слышу-то силушку в себе великую;
Кабы было кольцо в матушке в сырой земле,
Я бы взял- то я сам бы единую рукой,
Поворотил бы всю матушку сыру землю» (Слайд №21)
7. Домашнее задание: Записать в дневники: №130, № 141, №151 из «Сборника задач по физике» А. П. Рымкевич
Итоги урока. IV. Рефлексия.
Наш урок подошел к завершению. В атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному.
Заключительное слово: Большой и сложный путь прошла наука от первых попыток изучения движения до наших дней. Не следует, однако, думать, что ученые остановились в своем процессе познания законов природы. Процесс познания бесконечен.
В заключении хочется закончить урок современной трактовкой законов Ньютона
Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний.
Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца.