Аксурская СОШ филиал МАОУ Дубровинская СОШ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
Биология + география
в 7 классе
на тему:
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР АВСТРАЛИИ»
Учитель биологии: Ишмухеметова Э.М.
Учитель географии: Курманалиев Г.К.
Аксурка-2021
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (География-биология) в 7 классе.
Тема урока: «Удивительный мир Австралии» Слайд №1
Цели:
сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Австралии, опираясь на изученный материал по географии и биологии;
установить причинно-следственные связи в природе;
сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; развить творческое мышление.
Оборудование:
физическая карта мира;
карта Австралии с природными зонами;
картины с изображением растительности по природным зонам Австралии;
иллюстрации животных Австралии;
тесты и экспериментальный дневник.
Учащиеся класса разбиваются на 4 группы, каждая из которых получает опережающее задание.
Ход урока:
Ученый (учитель географии) сидит за столом, на котором книги, глобус.
I. Организация учащихся
Учитель биологии. – Здравствуйте, тихо сели! Сегодня мы проведем интегрированный урок география-биология на тему: «Удивительный мир Австралии» Слайд №2
- Мы поглубже познакомимся с природными зонами Австралии, с ее удивительным растительным и животным миром. Постараемся понять, как так получилось, что большинство представителей растений и животных встречаются только здесь. Как им удалось приспособиться к условиям обитания и сохранить себя до наших дней?
- Я хочу предложить вам отправиться в путешествие по Австралии. Но вот только одни мы туда отправиться не можем, нам нужна помощь ученого, который очень хорошо знает природу Австралии.
Учитель географии. – Но прежде чем отправиться в дорогу, давайте проверим, на сколько вы хорошо подготовлены и, что вы знаете об Австралии.
- Смотрим на карту мира. Красным кружком я обозначил г. Тобольск. Мы полетим в Австралию воздушным транспортом. Скажите, в каком направлении мы полетим?
Дети: -в юго-восточном направлении. Слайд №3
II. Повторение ранее изученного материала
Учитель географии. –Пока мы летим, повторим о географическом положении Австралии. Кто желает рассказать о географическом положении? Слайд №4,5
Дети отвечают.
Учитель географии. – Находясь в Южном полушарии, на 110 южнее экватора, имея небольшую площадь, Австралия, как и другие материки представляет на своей территории разнообразные ландшафты. Вот они на этих картах (показываю) Слайд №6-12
Учитель биологии. От чего зависит разнообразие растительного и животного мира?
Дети: -от климата, от рельефа.
- В чем нуждаются растения?
-А животные? Слайд №13-17
- Мы с вами перечислили все условия необходимые ля нормального обитания живых существ. Учитель географии.Теперь давайте выясним, каких климатических поясах расположена Австралия?
(Работа с атласами) Слайд №18.
Дети:- субэкваториальный, тропический, субтропический.
Учитель биологии. –Правильно, значит , в каждом поясе своя природная зона. Перечислите их.
Дети:- пустыни, вечнозеленые леса, переменно-влажные леса, саванны и редколесье.
Слайд №19
Учитель биологии. Хорошо. Во мы летим над Австралией. Просим посадку.
Учитель географии. – Итак, мы на австралийской земле, каждая группа получает задание по изучению растительности и животных в своей природной группе:
1 группа – отправится изучать саванну и редколесье;
2 группа – изучает пустыню;
3 группа – переменно-влажные леса;
4 группа – жестколиственные леса и кустарники. Слайд №20-28
- Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник. Положите их перед собой (дневники розданы заранее), поставьте дату путешествия – 14.04.2021.
III. Работа в группах
Учитель географии. –Подготовьте рассказ о своей природной зоне (2 минуты) по плану:
в какой части Австралии находится природная зона;
какой там климат;
какие растут растения и водятся животные (доклады о растениях и животных, приготовленные заранее)
IV. Выступление по зонам (группам) –
остальные заполняют таблицу, заранее зачерченную в тетрадях.
Таблица. Растительный и животный мир Австралии
Природная зона | Растения | Приспособления к среде обитания | Животные | Приспособления к среде обитания |
1.Пустыни 2.Саванны 3. Переменно-влажные леса 4. Вечнозеленые леса | | | | |
V. Диалог с классом
Учитель биологии.- Да, ребята, действительно растительный и животный мир Австралии удивительно разнообразен и необычен. Благодаря изоляции Австралии от других материков, многие представители древней флоры и фауны сохранились именно здесь и ни в одном уголке земного шара больше не встречаются.
В целом особенность Австралии состоит в том, что очень много эндемичных видов растений и животных. Среди растений эндемики составляют 75 % - это?
Дети:- эвкалипты, бутылочное дерево, казуарины и др.
Учитель биологии.- Среди животных – эндемики составляют 90% - это?
Дети:- Сумчатые (кенгуру, коала, сумчатый волк и др.) и яйцекладущие (ехидна и утконос).
Учитель биологии.- Достаточно ребята, я вижу, вы встретили много животных и растений во время путешествия. А теперь проверим, на сколько вы были внимательны, путешествуя по Австралии.
VI. Закрепление (5 минут)
Тест включает 5 вопросов, вам необходимо выбрать один правильный ответ и обвести его в кружочек. (Подготовить бумажный тест)
Учитель географии. – Наше путешествие подошло к концу. Чем вам запомнилось наше путешествие? Что нового узнали о растениях и о животных?
Учитель биологии. Итог урока. Выставление оценок по группам и индивидуально.
VII. Домашнее задание.
Оформить дневники.
Слайд №29
Подготовьте рассказ о своей природной зоне (2 минуты) по плану:
в какой части Австралии находится природная зона;
какой там климат;
какие растут растения и водятся животные (доклады о растениях и животных, приготовленные заранее)
Выступление по зонам (группам) –
заполняют таблицу
Таблица. Растительный и животный мир Австралии
Природная зона | Растения | Приспособления к среде обитания | Животные | Приспособления к среде обитания |
1.Пустыни 2.Саванны 3. Переменно-влажные леса 4. Вечнозеленые леса | | | | |
Подготовьте рассказ о своей природной зоне (2 минуты) по плану:
в какой части Австралии находится природная зона;
какой там климат;
какие растут растения и водятся животные (доклады о растениях и животных, приготовленные заранее)
Выступление по зонам (группам) –
заполняют таблицу
Таблица. Растительный и животный мир Австралии
Природная зона | Растения | Приспособления к среде обитания | Животные | Приспособления к среде обитания |
1.Пустыни 2.Саванны 3. Переменно-влажные леса 4. Вечнозеленые леса | | | | |
Подготовьте рассказ о своей природной зоне (2 минуты) по плану:
в какой части Австралии находится природная зона;
какой там климат;
какие растут растения и водятся животные (доклады о растениях и животных, приготовленные заранее)
Выступление по зонам (группам) –
заполняют таблицу
Таблица. Растительный и животный мир Австралии
Природная зона | Растения | Приспособления к среде обитания | Животные | Приспособления к среде обитания |
1.Пустыни 2.Саванны 3. Переменно-влажные леса 4. Вечнозеленые леса | | | | |
Подготовьте рассказ о своей природной зоне (2 минуты) по плану:
в какой части Австралии находится природная зона;
какой там климат;
какие растут растения и водятся животные (доклады о растениях и животных, приготовленные заранее)
Выступление по зонам (группам) –
заполняют таблицу
Таблица. Растительный и животный мир Австралии
Природная зона | Растения | Приспособления к среде обитания | Животные | Приспособления к среде обитания |
1.Пустыни 2.Саванны 3. Переменно-влажные леса 4. Вечнозеленые леса | | | | |