СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры".»

Предмет: география Класс: 6

Тема: Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Цель: способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; развивать память, воображение, логическое мышление, продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями, развивать навыки самостоятельной работы; воспитывать любовь и уважение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Давайте вспомним, с какими основными понятиями мы познакомились на последнем уроке.

  1. Земля состоит из (трех) слоев.

  2. Внутри Земли находится (ядро).

  3. Верхняя оболочка Земли это (литосфера).

  4. Самая верхняя часть литосферы это (земная кора.)

  5. Земная кора делится на материковую и (океаническую).

  6. Какая земная кора имеет больше мощность? (материковая)

  7. Какой слой горных пород отсутствует в океанической земной коре? (Гранитный.)

III. Изучение нового материала

Землетрясениеподземные толчки и колебания поверхности Земли, к которым приводит разрыв в толще земной коры. Это очень опасное природное явление, в результате которого может в очень короткое время измениться рельеф местности, образоваться резкие обрывы в земной коре и разрушаться целые города.

Очаг землетрясения - место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород. От очага колебания земной коры распространяются во все стороны как волны: чем дальше от очага, тем слабее толчки.

Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Наука, которая изучает землетрясения, называют сейсмологией, а специальный измерительный прибор, который используется для обнаружения и регистрации колебаний земной коры, называют сейсмографом.

Чтобы оценить, насколько разрушительным будет землетрясение, ученые разработали 12-балльную шкалу оценки силы землетрясения:

Сила землетрясений:

1-2-3-4 балла – слабые (внутри здания чувствуется сотрясение);

5-6 баллов – сильные (колебания осуществляются в доме и на улице);

7-8 баллов – очень сильные (рушатся кирпичные здания);

9-10 баллов – разрушительные (на почве образуются трещины);

11-12 баллов – катастрофические (дома почти все разрушены, меняется земная поверхность).

Землетрясения наблюдаются и в океанах. Тогда волны, образовавшиеся от землетрясения, доходят до побережья материков, достигая высоты десятки метров. Обрушиваясь на сушу, они разрушают всё на своём пути. Такие волны называют цунами (Тихоокеанское побережье).

Вулканизм.

Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана.

Температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.

Строение вулкана:

  • Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.

  • На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

  • Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

  • Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

Классификация вулканов:

Действующие – извергавшиеся на памяти человечества (Мауна – Лоа).

Потухшие – не извергавшиеся на памяти человечества (Килиманджаро, гора Эльбрус, гора Казбек).

Вулканологи занимаются изучением вулканов.

Горячие источники и гейзеры. В областях распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников. Горячие источники уже давно используются для отваливания помещений и теплиц. Например, в теплицах, на острове Исландия, вблизи полярного круга выращивают цитрусовые, бананы, разные овощи. Так же, горячие источники используются для получения электроэнергии.

Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Такие периодически фонтанирующие источники называются гейзерами. В известной Долине гейзеров на Камчатке - 22 действующих гейзера.

IV. Закрепление изученного материала

Работа на контурной карте.

Обозначить на контурной карте действующие и потухшие вулканы мира, используя географические координаты вулканов.

  1. 41° с.ш.; 14° в.д.

  2. 65° с.ш.; 16° з.д.

  3. 4° с.ш.; 9° в.д.

  4. 4° ю.ш.; 38° в.д.

  5. 8° ю.ш.; 104° в.д.

  6. 1° ю.ш.; 79° з.д.

  7. 56° с.ш.; 161° в.д.

  8. 20° с.ш.; 156° з.д.

  9. 19° с.ш.; 98° з.д.

  10. 20° с.ш.; 156° з.д.

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщение «Интересные факты о вулканах».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!