Тема: Введение. География как наука. ГИС. Географическая карта.
Цель: формирование знаний обучающихся по теме занятия
Задачи:
Обучающая: дать обучающимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе, познакомить со структурой курса, геоинформационной системой, географической картой.
Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, навыки самоконтроля, интеллектуальные способности.
Воспитательная: воспитывать компетентную личность с практической направленностью.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование занятия: учебники, атласы, политическая карта мира
Методы: словесно-наглядные, эвристическая беседа
Межпредметные связи: история, обществознание, социология, экономика
Ход занятия (90 мин.):
1) Организационный этап (2 мин.).
2) Подготовка к активному усвоению нового материала (8 мин.).
3) Усвоение новых знаний (60 мин.).
4) Закрепление знаний (15 мин.).
5) Итоги занятия (5 мин.).
Организационный момент: (проверка посещаемости; взаимное приветствие преподавателя и студентов; проверка готовности студентов к занятиям; проверка состояния учебной аудитории)
2.Подготовка к активному усвоению нового материала.
Сообщение темы занятия, формулировка цели занятия и плана занятия.
Тема: Введение. География как наука. ГИС. Географическая карта.
План занятия:
1.География как наука, ее место в системе естественнонаучных и общественно-научных дисциплин.
2.Экономическая и социальная география мир
3. Геоинформационные системы (ГИС)
4. Географическая карта.
Ход занятия
1.География как наука, ее место в системе естественнонаучных и общественно-научных дисциплин
Повторение изученного материала. Эвристическая беседа с обучающимися:
Вспомните определение География. Что изучает география? Значение географических знаний в современном мире?
(обобщение ответов обучающихся преподавателем)
1. География – наука о природных условиях земной поверхности (физическая география), населении Земли и его хозяйственной деятельности (экономическая география).Объект изучения географии — земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением.
Связи с другими науками.
Насколько тесно связана география с другими науками? Какое место она занимает в системе научных дисциплин? География имеет самые тесные связи с такими науками, как математика, история, физика и химия, экономика, биология и психология. Как и любая другая дисциплина, она также генетически связана с философией и логикой. Стоит отметить, что некоторые из этих межнаучных связей были настолько сильными, что породили совершенно новые так называемые сквозные дисциплины. К таковым можно отнести следующие: картография (география + геометрия); топонимика (география + лингвистика); историческая география (география + история); почвоведение (география + химия)
Именно география, объединяющая в себе естественнонаучные и общественно-научные дисциплины, формирует комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей.
Географическая наука призвана показать взаимодействие социума и природы; изучение географии позволит лучше ориентироваться во многих глобальных и региональных процессах, понимать и раскрывать сущность окружающей нас действительности.
В новой Концепции географического образования, принятой на втором Всероссийском съезде учителей географии, проведенном 2–3 ноября 2016 г., утверждается, что качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры и экономики, а также заметному влиянию на мировой арене.
География является одним из базовых предметов, служащих для формирования национальной идентичности человека и науки в целом. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что связано с историей формирования Российского государства, размерами его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также особенностями ресурсной экономики, сложившейся в нашей стране.
Достоверная информация, получаемая методами географических исследований, служит надежной базой для поиска ответов на вызовы, связанные с существованием человечества и его взаимодействием с окружающей средой (здоровье населения, обеспеченность продуктами питания и водой, изменение климата, ограниченность природных ресурсов и многое другое).
3. Усвоение новых знаний
2. Экономическая и социальная география
В этом учебном году мы ознакомимся с особенностью развития и размещения населения и хозяйства в мире и отдельных странах.
И так, что вы понимаете под терминами Экономическая и социальная география? (ответы обучающихся)
Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии.
Социология - наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы.
Экономическая и социальная география – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.
Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира это рациональное использование и преобразование природной среды. (запись в тетрадь).
Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, она помогает лучше понять современный этапы мирового развития. (запись в тетрадь).
Географы участвуют в решении многих таких вопросов:
Угрожает ли миру перенаселение?
Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования?
Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»?
Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде?
Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения?
Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?
В нашей стране становление этой науки связано с именами таких учёных как Николай Николаевича Баранского (1881-1963) и Ивана Александровича Витвера (1891-1966), которые были не только крупными учеными, но и авторами школьных учебников.
Наш учебник состоит из двух разделов. Первый посвящен общей экономической и социальной географии мира. Здесь представляется возможность расширить свои познания в вопросах политической географии, географии населения, мирового хозяйства и международных экономических отношений, географии мировых природных ресурсов и глобальных цивилизационных проблем.
Второй раздел — это экономико-географическая характеристика населения и хозяйства регионов и крупнейших стран мира.
В процессе освоения этой дисциплины привлекаются знания смежных и традиционно взаимосвязанных с географией предметов: обществознания, истории, экономики, биологии, физической географии, экологии, мировой художественной культуры, основ религиозных культур и светской этики.
3. Источники географической информации .
Источники географической информации чрезвычайно разнообразны. С этой информацией мы встречаемся повсюду. Без преувеличения можно сказать, что значительная часть информации, которую мы получаем из средств массовых коммуникаций, является географической, поскольку она обязательно относится к какой-то территории, т.е. локализована в пространстве. Ни одна другая наука не может сравниться с географией по частоте упоминания объектов своего изучения.
Основными источниками географической информации являются визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.
Источники могут содержать достоверную и недостоверную информацию.
Географическая информация — это информация об объектах и явлениях, содержащая в явном или неявном виде указание на их местоположение относительно Земли1. Такое определение отражает суть географической информации: локализацию тех или иных географических объектов относительно Земли. (запись в тетрадь).
Последние годы значимым источником географической информации, а также важным методом ее исследования, стали географические информационные системы (ГИС). ГИС — автоматизированная аппаратно-программная система, созданная для осуществления сбора, обработки, хранения, отображения и распространения пространственно-координированной информации.
ГИС представляет собой компьютерный «архив» разнообразных и множественных географических знаний о территории (запись в тетрадь).
Создание и использование ГИС предполагает последовательное проведение следующих действий:
• сбор и автоматизированную обработку географической информации с возможностью ее оперативного обновления;
• пространственную привязку географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
• перевод электронной карты в случае необходимости в бумажную форму (например, подготовка к изданию карт и атласов).
Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС) — российская спутниковая система навигации.
Основой системы являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой орбит 19400 км.
Официально начало работ по созданию ГЛОНАСС было положено в декабре 1976. Стартом запуска системы стал 1982 год, но и по сегодняшний день она активно развивается и доводится до совершенства.
С его помощью удается отслеживать местоположение объектов на территории страны и вне ее.
Географическая информация, проанализированная с использованием различных методов исследований, позволяет представить региональные особенности и выявить пространственные закономерности развития множества явлений и процессов, происходящих в мире.
4.Закрепление изученного материала
Ответьте на вопросы:
Каково значение географических знаний в современном мире
Каково главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
Что такое ГИС?
5.Итоги занятия
Выставление оценок за работу на уроке, запись домашнего задания.
4