Тема урока «Моря России»
Предмет: география
Класс: 8
Цель: сформировать представление о морях, омывающих берега России, о природных ресурсах и экологическом состоянии этих морей.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о морях, относящихся к бассейнам разных океанов, объяснить особенности.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ЭФУ. Развитие памяти, логики и интеллекта, отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.
Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: проектор, компьютер, ЭФУ, физическая карта России (один планшет на двух учеников)
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: находить на карте моря, омывающие берега России. Знать их особенности. Давать характеристику природным ресурсам морей.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, вырабатывать доброжелательное отношение к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из ЭФУ, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Тип урока: объяснение нового материала.
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности | Деятельность учителя с демонстрацией приемов, указанием используемых средств | Планируемая деятельность учащихся |
Орг. момент | Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок | Приветствие учителя, готовность к уроку. Определяют, каких знаний им не хватает (Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) Цель записывается на доске и обсуждается (Р). |
Целеполагание, мотивация | Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя задачи урока: - образовательные (знания, умения). Знать... Уметь... Научиться... - развивающие (развивать логическое мышление и кругозор) - воспитательные (воспитывать разносторонне развитую личность). Мотивирует работу учащихся. | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Выполняют логическую операцию сравнения картин (П) |
Актуализация ранее изученного материала | Учитель - Вспомните из прошедших курсов географии - на какие группы делятся моря по положению относительно океана? (внутренние и окраинные). По карте определите, какие моря России относятся к окраинным, а какие - к внутренним. Предлагает рассказать о море и назвать как можно больше эпитетов, характеризующих море. Посмотреть иллюстрации ЭУ На следующем этапе урока учитель знакомит с природными особенностями морей различных бассейнов. | Анализируют, аргументируют, доказывают точку зрения (П, Л) Работают с рис 81 с 100 параграфа учебника |
Изучение нового материала | Объяснение нового материала с помощью ЭУ Знакомство с картой морей. Для того чтобы сформировать умение характеризовать природные условия и ресурсы морей, учитель, пользуясь картами и планом, организует работу по характеристике одного из морей. Учащиеся в процессе совместной устной работы учатся отмечать основные природные особенности моря и объяснять его хозяйственное значение. Просмотр видео «Ресурсы морей» Просмотрев и проанализировав видеофильм. При этом желательно, чтобы ребята сами назвали основные виды ресурсов. При затруднении в ответе учитель может задавать наводящие вопросы, с помощью которых ребята придут к правильному ответу. Можно также задавать интересные вопросы, требующие развёрнутого ответа. Например: Перечислите морских обитателей, которые любят холодные, прозрачные воды с невысокими температурами. И назовите моря, где они обитают. Перечислите морских обитателей, которые любят прозрачные теплые воды не ниже +20?. И назовите моря, где они обитают “Почему промысловый лов ведётся не во всех морях?” “Какие моря наиболее богаты нефтью и газом?” “На берегах каких морей вы построили бы лечебный санаторий? Почему?” “Как с помощью моря можно получить электроэнергию?” “Почему все государства всегда боролись за выход к морю?” и т.д. | Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К), работают с текстом параграфа ЭУ |
Осознание и осмысление | | Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П, Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К). |
Закрепление нового материала | Далее учащимся предлагается работать в группах. Такая форма работы в группе дает хорошие результаты. В групповой работе у каждого ребенка есть возможность выразить свое мнение, выявить причинно-следственные связи. У учащихся развиваются речь и умение выразить свои мысли, формируются навыки публичных выступлений. Предлагает выполнить интерактивное задание по ЭУ 1.)Работа в парах. Используя ЭУ, определить моря, относящиеся к разным океанам. 2) Установить по интерактивной карте промысловые рыбы разных морей 3) Работа с интерактивной контурной картой. Расставить на карте цифры, соответствующие морям, омывающих Россию При ответах учащихся, работающих в группах, учителю необходимо акцентировать внимание на экологическом загрязнении вод. С помощью этого задания можно будет реализовать ещё одну не только образовательную, но и воспитательную задачу, связанную с экологическим воспитанием школьников. Кроме того, ребята будут мыслить аналитически, высказывать своё мнение, что очень важно для развития речевых способностей и логического мышления. | Практикум: работа в группах – показывают на карте, записывают в тетради, делают схему и формулируют выводы. (П, Р, К.) Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р,К ,П). Объясняют, соотносят анализируют, формулируют.(П, Р, К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) |
Включение нового знания в систему знаний | Организует деятельность по выявлению границ применения нового знания, консультирует, корректирует действия, ищет способы включения в работу каждого В конце урока следует сделать небольшое обобщение по всему материалу: ещё раз озвучить тему урока, назвать и показать моря России, отметить, что наша страна является великой морской державой мира с большим флотом. | Работают в парах, определяют границы собственного знания и незнания (Р, Л) Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами (п). Соотносят физическую карту и контурную (П,Р) |
Информация о домашнем задании | Информирует о домашнем задании - § 2, предлагает выбрать один из вариантов: ответить устно на вопросы учебника после параграфа 2)составить кроссворд о морях, омывающих берега России. Сделать презентацию об одном из морей (по плану) | Записывают домашнее задание |
Рефлексия | Подводит итог урока. Предлагает прочитать задачи урока в своей тетради и сделать вывод о выполнении их. | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П). Оценивают свои знания по пятибалльной системе (Р, П, Л). |
При составлении проекта урока использован интернет:
http://efu.drofa.ru/demo/
http://festival.1september.ru/articles/502072/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-geografii-na-temu-morya-omivayuschie-berega-rossii-427964.html
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/12/24/morya-omyvayushchie-berega-rossii
https://infourok.ru/urok-geografii-klass-morya-rossii-257913.html
УМК «География России. Природа. 8 класс»
1. География России. Природа. 8 класс. Учебник (автор И. И. Баринова).
2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я. Ром).
3. География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь (автор И. И. Баринова).
4. География России. Природа. 8 класс. Электронное приложение
5. Атлас География России. Природа. Издательство Дрофа.
6. Контурная карта. География России. Природа. Издательство Дрофа
Рекомендация: чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.
Задание 2. Соотнесите индивидуальные учебно-профессиональные цели, сформулированные Вами в начале изучения разделов 1 и 2, и достигнутые результаты:
- Что новое, значимое для Вашей профессиональной деятельности случилось в ходе повышения квалификации по данной программе?
Все было интересно
- Что вызвало у Вас наибольший интерес?
Работа с демоверсией учебника
- Какие трудности в ходе работы Вы испытывали?
Слишком ёмкие вопросы первого задания
- Какие из заявленных Вами целей удалось достичь, а какие остались нереализованными и почему?
Нехватка времени привела к тому, что многие вопросы заданий не были полностью раскрыты мной
- Какие результаты повышения квалификации Вы планируете внедрить в практику?
Провести урок в 8 классе с ЭФУ
- Сформулируйте задачи своего профессионального развития в части использования ЭФУ при обучении географии.