Конспект урока по географии
Учитель Муединова Т.Н.
МБОУ Почтовская СОШ
Дата __________ Класс 7 № урока _______
Тема: Евразия: образ материка
Цели урока:
-
выявить особенности географического положения Евразии, влияющие на её природу;
-
выявить особенности строения земной коры и рельефа материка.
Планируемые результаты обучения: Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Евразии. Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 3) сопоставлять карты различного содержания; 4) создавать таблицы; 5) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», фотографии и слайды по теме урока.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
-
Назовите и покажите на карте материки;
-
Подберите эпитеты с прилагательным «самый» для каждого материка;
-
Что вам известно о материке Евразия?
-
Вспомните типовой план изучения географического положения материка.
3. Целеполагание (мотивация).
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразии. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
Итак, пришло время открыть для себя Евразию. Тем более, что вы уже умеете открывать для себя материки.
Я вам предлагаю игру: «Отгадай о чем я…»
По характеристикам определите о каком материке идет речь:
-
Экватор проходит почти по середине. Занимает второе место по площади. Самый жаркий материк. ( Африка)
-
Самый сухой материк. Самый отдаленный материк. Самый маленький по площади. (Австралия)
-
Самый влажный материк. Здесь расположена самая длинная горная цепь (Анды). На материке протекает много полноводных рек. ( Южная Америка)
-
Материк покрытый слоем льда. Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен. Здесь нет ни одного государства. (Антарктида)
-
Этот материк лежит в Северном и Западном полушарии. Часть этого континента принадлежала России. Здесь самая изрезанная береговая линия. (Северная Америка)
А теперь отправляемся в путешествие по Евразии
4.Изучение нового материала
Евразия – материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. Евразия состоит из двух частей: Европа и Азия. Его омывают воды всех четырех океанов. Условная граница между Европой и Азией проходит вдоль восточных склонов Уральских гор от Северного Ледовитого океана на юг далее по реке Урал (или Эмби), по северному побережью Каспийского моря до Азовского побережья по Кумо- Маницкой впадине, по Черному морю и проливу Босфор и Дарданеллы. Площадь Европы значительно меньше площади Азии, ее можно сравнить приблизительно как 1:4.
Площадь Европы около 10,5 млн.км.кв.
Площадь Азии около 44,5 млн.км.кв.
Задание
-
По картам атласа определить крайние точки материка, показать их на карте.
-
Какие океаны омывают Евразию?
-
Какими проливами Евразия отделена от Африки, Северной Америки, Океании?
-
В каких полушария расположена Евразия?
Наибольшая часть материка расположена в Северном и Восточном полушариях, крайняя западная и восточная его части расположены в Западном полушарии.
Интересные факты:
- Самый большой остров у берегов Евразии – Великобритания;
- Самый большой полуостров – Аравийский;
- Самое большое по площади море – Средиземное;
- Самое мелкое море – Азовское;
- Самый большой залив – Бенгальский;
- « Цветные моря » - Черное, Красное, Белое, Желтое.
Говорить об открытии Евразии можно лишь только условно, ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии, Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришла на Азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Пржевальского и Семенова - Тянь Шанского.
Более подробнее об исследованиях материка нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. (доклады учащихся)
5.Физминутка.
6.Первичное усвоение новых знаний.
Далее учитель обращается к школьникам с вопросами: «Какие закономерности вы отметили при сопоставлении физической карты с картой «Строение земной коры»? (Складчатым поясам соответствуют горы, а платформам — равнины.) А существуют ли закономерности в размещении полезных ископаемых? (На равнинах залегают преимущественно полезные ископаемые осадочного происхождения, а в складчатых областях — магматического и метаморфического.) Основные виды полезных ископаемых материка обучающиеся наносят на контурную карту.
Анализируя рисунок 160 «Стихийные явления на территории Евразии» (с. 186 учебника), школьники отмечают, что сейсмические пояса являются областями распространения землетрясений и современного вулканизма.
7. Закрепление материала
Мы – жители Европы. Самостоятельно охарактеризуйте географическое положение Европы, используя карты атласа по плану.
Положение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полушарий, географических поясов | Крайние точки | Протяженность в километрах и градусах с севера на юг по меридиану 20* в.д. и с запада на восток по параллели 40* с.ш. (1*-85,4км) | Океаны и моря омывающие материк |
Подведение итогов урока
В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия – величайший массив суши»
-
Занимает 1/3 всей суши.
-
Площадь 54 млн.км.кв.
-
Вместе с островами Евразия расположена во всех четырех полушариях.
Рефлексия
Домашнее задание:
-
изучить § 45;
-
ответить на вопрос: Роль внешних и внутренних сил в формировании рельефа.