Конспект урока по географии
Учитель Муединова Тамила Нуриевна
МБОУ Почтовская СОШ
Дата __________ Класс 5 № урока ____2___
Тема: Как люди открывали Землю (1)
Великие географические открытия
Цели урока:
выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Планируемые результаты:
Предметные: - называть имена путешественников и землепроходцев, уметь определять пути следования.
Метапредметные: - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, - умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, - умение высказывать суждения, подтверждая их фактами, - умение овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Личностные: - осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
Беседа по вопросам
1.Как возникла и развивалась географическая наука?
2.Что изучает физическая и экономическая география?
3. Какие задачи стоят перед современными географами? Почему?
4.Какую форму имеет планета Земля?
5.Вспомните имена путешественников, о которых вы узнали в начальных классах?
3.Целеполагание (мотивация)
Любознательность. С нее все началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и вопросы о свойствах окружающей его природы. Любознательность порождала стремление узнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, за быстрой рекой или за лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека, и знания об окружающей среде, столь необходимые для выживания, передавались из поколения в поколение – от родителей к детям. Затем появилась письменность. Люди стали записывать и зарисовывать то, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались географические знания о Земле. Только изучив их историю можно представить всю опасность и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели. Их пример вдохновляет и нас на новые исследования еще не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.
4. Изучение нового материала
Сегодня любой знает, что Земля имеет шарообразную форму, слегка сплющенную у полюсов. Но понадобились тысячелетия, чтобы люди получили эти знания. Древнеримский ученый Лактанций с иронией писал: «Неужели найдется какой-нибудь взбалмошный мечтатель, который вообразит, что есть люди, ходящие вниз головой и вверх ногами? Что все, что у нас на этой земле лежит, там внизу висит? Что травы и деревья там растут, опускаясь вниз, и что дождь и град там падают снизу вверх?»
Вопрос:
1.Почему люди долгое время считали, что Земля имеет плоскую форму?
2.Как люди узнали о шарообразности земли?
Древние индусы считали, что Земля – это полушарие, которое держит четыре слона, стоящие на громадной черепахе. А древние китайцы были убеждены в том, что Земля имеет форму лепешки.
Задание. Используя рисунки, докажите шарообразность Земли. (Постепенное исчезновение удаляющихся кораблей за горизонтом, расширение горизонта при подъеме вверх, круглая тень Земли на Луне при лунных затмениях.)
Все эти наблюдения были систематизированы древнегреческими учеными Пифагором (6в. До н.э.) и Аристотелем (4в. До н.э.), которые в результате высказали предположение о шарообразности Земли.
Трудно назвать хотя бы один народ планеты, который бы совсем не интересовался новыми землями. Наверное, любой пример из истории человечества будет связан с географическими открытиями.
Древний Египет заслуженно носит гордое название «колыбель науки»: ведь здесь еще в глубокой древности были разработаны методы не только измерения, но и математических вычислений размеров и отдаленности различных объектов. Египтяне научились определять линию меридиан (направление север-юг). Египетские мореплаватели открыли и освоили морской путь вдоль берегов Африки в страну, которую они называли Пуин ( восточное побережье Африки и, возможно, южное побережье аравийского полуострова). Оттуда доставлялись различные товары, среди которых были и излюбленные египтянами благовония – ароматические смолы (ладан, мирра).
Однако величайшими мореплавателями древнего мира были, безусловно финикийцы. Их государство было завоевано еще в 6 в. До н.э., но до этого финикийцы совершили множество выдающихся географических открытий. К примеру, финикийцы открыли морской путь из Красного моря в Средиземное вокруг Африки – маршрут, повторенный только через две тысячи лет.
Корабли норманнов бороздили просторы северных морей Атлантического океана, проникали даже в Каспийское и Средиземное моря. Именно норманны открыли Исландию, Гренландию и основали поселения в Северной Америке за пять веков до Колумба.
Невероятные путешествия арабских купцов были почти неизвестны европейцам. Марокканца Ибн Баттуту (1304-1377) часто называли «величайшим путешественником всех времен до Магелана». Его книга – описание посещенных им стран – сохраняет свою ценность и в наше время. Карты арабских географов Индриси (примерно 1150г.) и Ибн аль-Варди (13в.) были шагом вперед в изучении поверхности Земли и свидетельством более глубоких географических познаний арабов по сравнению с европейцами.
Громадный объем географических знаний был накоплен в Китае. Так, наблюдения за погодой здесь велись а 13в. До н.э., а первая перепись населения была проведена во 2в. Китайцы открыли круговорот воды в природе, применили в мореходстве компас, составляли искусно географические карты, две из которых (1137г.) были вырезаны на камне. Китайцы «открыли» Европу не меньше, чем европейцы, прокладывавшие путь на Дальний Восток, открыли Азию.
Огромный вклад в развитие географической науки внесли древнегреческие ученые. Уже упоминавшийся ученый Эратосфен вычислил окружность Земли, составил карту мира, использовал сетку из линий север-юг и запад-восток. Греки к середине 13в. До н.э. исследовали средиземноморское побережье Африки, в 6в. До н.э. основали колонии на черноморском побережье, в 3в. до.н.э. составил первую карту Понта Эвксинского (Черного моря), а также исследовали приморскую часть Большого Кавказа.
К концу 15в. Европейцы достаточно подробно исследовали территории Северной Африки, Азии и, естественно, Европы. Многие правители стремились расширить границы своих государств и обогатится при захвате чужих земель. Испания и Португалия в это время были крупными морскими державами. Именно между ними развернулось соперничество за новые земли и прежде всего за поиск морских путей в Индию.
Вопрос:
Почему европейцев привлекали Индия и Китай? ( Эти страны были основными поставщиками драгоценных камней, редких тканей, пряностей.)
Рассказ учителя с использованием карты и глобуса.
Сухопутный маршрут в Индию и Китай были известны давно. Этим маршрутом в 13в. Воспользовались венецианские купцы братья Поло и сын одного из них – Марко. Дорога только в одну сторону длилась целых четыре года, к тому же путь пролегал через жаркие безводные пустыни, высокие горы, глубокие и широкие реки. Серьезной угрозой были разбойники, да и народы, через территорию которых следовали путешественники, не всегда относились к ним дружелюбно. Однако и этот пусть был закрыт для европейцев: могущественный арабский халифат получал от посредничества при торговле между Европой и Азией баснословную прибыль, и не собирался ею делиться.
Но нашелся человек, который предложил добраться до богатой Индии морским путем. Его звали Христофор Колумб, и именно он предложил использовать шарообразную форму Земли практически: плыть на запад, чтобы достичь Индии на востоке. Путешественник хотел добраться до берегов Индии через Атлантический океан, предполагая, что предстоит преодолеть расстояние в 2400 миль.( 3863км). На самом деле расстояние оказалось почти в пять раз больше -10600 миль (17060км).
Вопрос:
Как считаете, мог ли Колумб достичь Индии, руководствуясь современными ему географическими знаниями? (Нет, поскольку не было сведений о существовании Северной и Южной Америки, а также об истинных размерах Земли).
Колумб много лет пытался получить средства на свое, как многим казалось, безумное предприятие, обращаясь к правителям Англии, Португалии, Испании. Его настойчивость убедила правителей Испании, и через долгих 16 лет были снаряжены три каравеллы. 3 августа 1492г. «Пинта», «Нинья» и «Санта-Мария» вышли из порта Палос и взяли курс на Канарские острова, а оттуда, как рассчитывали мореплаватели, в Индию.
Задание: в ходе рассказа учителя ученики отмечают стрелками на контурной карте маршрут экспедиции Колумба.
33 дня продолжалось путешествие через Атлантический океан. Матросы, не рассчитывавшие на такое долгое путешествие, роптали, на кораблях назревал бунт. Только фантастическая убежденность Колумба позволила не повернуть путь назад. И вот 12 октября 1492г. вахтенный матрос с «Пинты» увидел землю. Это был маленький островок из группы Багамских островов. Колумб назвал его Сан-Сальвадор (святой спаситель). Но где же золото, пряности, шелка? Жители предложили поискать их на других островах. Открыв Кубу, Колумб решил, что это восточная окраина Азии. На острове Гаити был заложен город Рождества. Путешественники были уверенны, что достигли Индии, поэтому коренных жителей Америки назвали индейцами, а острова – Вест-Индией. Вы знаете, что эти названия сохранились до сих пор.
Возвращение домой было триумфальным. Сквозь ликующую толпу шла удивительная прецессия. Матросы несли в руках длинные шесты – на каждой хлопал разноцветными крыльями попугай. Следом несли невиданные растения, а уж затем – золотые украшения.
Колумб возглавил еще три экспедиции. Все усилия путешественников были направлены на поиски богатых золотом или пряностями земель. Удачно воспользовавшись попутными ветрами, экспедиции открыли более 700 островов, которые продолжали считать лежащими у берегов Индии.
Как появилось название «Америка»? флорентиец Америго Веспуччи исследовал открытые Колумбом земли и назвал их «Новым Светом». В отличие от Колумба, Веспуччи понял, что открытые земли – неизвестный материк, а не Индия, и доказал это. Поэтому на изданной в 1507г. картографом Мартином Вальдземюллером карте новый южный материк был назван Америкой, а затем это название стали применять и к соседнему материку. Так появилась новая часть света – Америка.
Вопрос: Кто же из европейцев первым достиг настоящей Индии морским путем?
Выступление учащегося, получившего соответствующее опережающее задание.
Португальский принц Генрих снарядил несколько морских экспедиций на юг вдоль африканских берегов, за что получил от современников прозвище «Мореплаватель», хотя сам в море и не выходил. Уже после его смерти, в 1488г. Бартоломеу Диаш обогнул южную оконечность Африки, а через 10 лет Васко да Гама (1497-1499гг.) обогнул южную оконечность Африки – мыс Игольный, проследовал на север вдоль восточного побережья Африки до Мозамбика, пересек Индийский океан за 23 дня и достиг Индии.
5.Физминутка.
6.Первичное усвоение новых знаний.
Значение Великих географических открытий |
Научное | Практическое | Социально-политическое | Общечеловеческое (гуманистическое) |
Утверждение идеи о шарообразности Земли, единстве Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей | Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения полезных ископаемых | Мир был поделён на Старый и Новый Свет | Мир населён разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами |
7. Закрепление изученного материала.
1. Какую форму имеет Земля?
2. Кто на практике применил представления о шарообразности Земли?
3. Какую цель ставил перед собой Колумб?
4. Какое значение имеет экспедиция Колумба?
5. Кто из европейцев действительно достиг морским путем Индии?
Рефлексия
Домашнее задание
1. Изучить § 2.
2. Ответить на вопросы 1—4.
3. По желанию двое-трое учащихся выполняют задание 5.