2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин. | Предлагает учащимся прослушать отрывок из литературного произведения и выдвинуть гипотезу: о каком природном явлении идёт речь? (Приложение 1) Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока(Слайд 1). Предлагает ответить на вопросы и сформулировать цель и задачи урока: Что вам известно о землетрясении? Почему изучают землетрясения? Что нужно о них знать людям, которые живут в районах, где происходят землетрясения? - Какие карты нам могут понадобиться в ходе работы? (физическая карта полушарий, карта литосферных плит) | Слушают отрывок и выдвигают гипотезы, обосновывают их. Формулируют тему урока. Отвечают на вопросы и формулируют: цель урока: ознакомление с видами движения земной коры и грозным природным явлением – землетрясением задачи урока: - изучить причины возникновения землетрясений; - рассмотреть правила поведения во время землетрясения | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: - целеполагание. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции. ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные УУД: - актуализация знаний о движениях земной коры. |
3 | Актуализация знаний. 5 мин. | Предлагает ответить на вопросы: - Мы изучаем тему «Литосфера». - Что такое литосфера? - Что означают понятия «земная кора» и «литосфера»? -откройте учебник на стр.70, взгляните на рисунок и ответьте на вопрос: «Что представляет собой твёрдая оболочка Земли? Является ли она цельной, сплошной, крепкой? ( нет, похожа на пазлы и может быть подвижна ). | Отвечают на вопросы. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - подведение под понятие. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные УУД: - актуализация знаний о движениях земной коры. |
4 | Первичное усвоение новых знаний. 20 мин. ФИЗМИНУТКА. 1 мин. | – В тетрадях запишите число и тему урока. 1. – Составьте схему Виды движения земной коры. 1) по направлению (Слайды 2-4) ИТОГ. -Сделайте вывод: какие же бывают виды движения земной коры? 2.- Предлагаю для решения следующей задачи поменяться ролями: я – ученица, а вы – учителя. -На странице 74 рис. 48. В течение минуты рассмотрите его и объясните мне, что там изображено? Какие процессы земной коры проиллюстрированы? Работайте парами. Обучающиеся объясняют схемы залегания горных пород. - ИТОГ. Сделайте вывод, в результате каких движений земной коры горные породы будут залегать как складчато-глыбовые? (горизонтальных и вертикальных одновременно). - Ребята, а как будет называться этот процесс, если движения будут происходить быстро? -(ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ) Учитель предлагает ознакомиться с быстрыми движениями земной коры – землетрясениями с помощью видеофрагмента «Землетрясения» и ответить на вопросы: - Проверьте себя по учебнику. - Рассмотрите рисунок 49, стр.75. Объясните, что такое очаг и эпицентр землетрясения? - КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА, изучающая землетрясения? (Слайд 6) - ПОЧЕМУ возникают землетрясения? - ГДЕ могут происходить землетрясения? Для того, чтобы ответить на вопрос, воспользуйтесь картами «Землетрясения и вулканизм» стр.50 и картой литосферных плит на странице учебника 70. Попробуйте установить закономерность. Работайте в парах. ИТОГ. -Какова закономерность в размещении сейсмических зон на Земле? Знаете ли вы, как измеряют силу землетрясений? (Слайд 8.) - Могут ли просходить землетрясения в Крыму? Мы живём в сейсмоопасной зоне. Поэтому следует знать, как себя вести во время землетрясений. Действия населения при землетрясении. Практика - Работа в группах. – Разработайте по 2 правила поведения во время землетрясения. Организует взаимопроверку заданий на маршрутных листах. | Записывают число и тему урока в тетради. Составляют схему, предварительно обсудив её содержание. Делают вывод о видах движения земной коры. Работа в парах. Анализируют содержание схем в учебнике. Затем объясняют, как могут залегать слои горных пород и какие виды движений в земной коре при этом происходят. Слушают и дополняют ответы друг-друга. Добиваются полного, логично выстроенного ответа. Самостоятельно формулируют определение процесса землетрясения. Дополняют ответы товарищей, добиваясь правильной фомулировки. Выдвигают гипотезы о причинах землетрясений. На основе сравнения карт на рисунках 50 и 70 каждая пара составляет свой вывод о районах возможных землетрясений и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные в парах. Действия населения при землетрясении. Практика. Работа в группах. Обсуждают и записывают правила поведения во время землетрясения на листах. Прикрепляют их на доске и зачитывают. Обсуждают. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - выдвигать версии; - выбирать средства достижения цели в группе, в паре и индивидуально; - оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях; - оценка; - коррекция. Познавательные УУД: - находить достоверную информацию - соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; - анализировать и обобщать; - делать выводы; - представлять информацию в виде текста. Коммуникативные УУД: - уметь слушать, слышать и понимать партнёра; - различать в речи другого доказательства, факты; - организовывать и согласовывать работу в паре, группе; - уметь правильно выражать свои мысли в речи; - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; - осознавать свои эмоции: - осознавать новые социальные роли и правила. Предметные результаты: - углубить знания о движениях земной коры;; - объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог»; - знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения; - описывать последствия землетрясений разной силы; - сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений; - получить представление о профессии сейсмолога; - знать правила безопасного поведения при землетрясении. |
5 | Первичная проверка понимания. 3 мин. | Учитель предлагает в группах обсудить проблемный вопрос: «Где на территории Южной Америки возможны землетрясения?» Объясните почему. «Возможны ли землетрясения в Австралии? Объясните почему?» | Обсуждают вопрос в группах. При этом анализируют содержание карты в учебнике. Отвечают на вопросы. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - устанавливать причинно – следственные связи; - анализировать, делать выводы Регулятивные УУД: - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе. - выбирать средства достижения цели в группе; - уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации; - оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях. Коммуникативные УУД: - уметь слушать, слышать и понимать партнёра; - различать в речи другого доказательства; - организовывать и согласовывать работу в паре, группе; - уметь правильно выражать свои мысли в речи; - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; - осознавать новые социальные роли и правила; - адекватно выражать и контролировать свои эмоции. |
6 | Первичное закрепление. 5 мин. | Установить соответствие. 1. Эпицентр землетрясения 2. Очаг землетрясения 3.Гипоцентр землетрясения 4. Сейсмограф 5. Сейсмическая зона 6. Сейсмология А. Наука о распространении сейсмических волн, землетрясений. Б. Прибор для регистрации сейсмических волн. В. Точка на поверхности Земли над очагом землетрясения. Г. Район, в котором из-за движения литосферных плит возможны землетрясения. Д. Область разрыва в земной коре, являющаяся причиной землетрясения. Е. Центральная точка очага землетрясения. Выясняет, как справились. Кто ответил на все вопросы. | Выполняют тест, проводят самоанализ результатов. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - подведение под понятие Регулятивные УУД: - волеваясаморегуляция в ситуации затруднения; - оценка; - коррекция. Коммуникативные УУД: - уметь слушать, слышать и понимать учителя; ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; - осознавать новые социальные роли и правила; - адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Предметные результаты: - закрепить знания о землетрясениях. |
7 | Рефлексия. 3 мин. | Предлагает ответить устно на вопросы: Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока? Что на уроке показалось вам интересным? - Какие полезные знания приобрели? Что вызвало затруднения? Оценивание работы наиболее активных обучающихся. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу на уроке. Дают оценку работы одноклассников. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий; Регулятивные УУД: - оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях. Коммуникативные УУД: - уметь устно выражать свои мысли, идеи; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: - самооценка на основе критерия успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: - обобщить знания о землетрясениях. |