Урок №1 10кл. в теме «Многогранники»
Название модуля: «Понятие многогранника. Призма. Площадь поверхности призмы»
Цель: ввести понятие многогранника, призмы и их элементов, площади поверхности призмы, формулу для вычисления площади поверхности призмы.
Целевой план действий для учащихся:
- повторить параллелепипед и куб, изученных в 5классе;
- изучить многогранник на примере параллелепипеда и его элементы,
познакомиться с призмой и её элементами,
- рассмотреть виды призм, ввести понятие площади поверхности призмы;
- развивать логическое мышление, смысловую память и внимание;
- воспитывать интерес к предмету и потребность самообразованию.
Банк информации
Входной контроль:
Ответить устно на вопросы:
Уровень. А
Какие многогранники изучались?
А) параллелограмм;
Б) параллелепипед;
В) прямоугольник.
2. Многогранник это плоская или объёмная фигура?
А) плоская;
Б) объёмная.
3. Какой фигурой является грань куба?
А) прямоугольник;
Б) квадрат;
В) треугольник.
Уровень В, С
4. Какой фигурой является грань параллелепипеда?
А) прямоугольник;
Б) квадрат;
В) параллелограмм.
5. Тетраэдр является многогранником?
А) Да;
Б) Нет;
В) Другой ответ.
6. Из чего состоит поверхность параллелепипеда?
А) Квадратов;
Б) прямоугольников;
В) Параллелограммов.
Ответы: Б, Б, Б, А, А, Б.
Объяснение нового материала:
Тема нашего урока «Многогранник, виды многогранников. Призма, площадь её поверхности».
Напомнить известные учащимся понятия параллелепипеда и тетраэдра, вспомнить их основные элементы.
2) - обратите внимание, что каждая из этих поверхностей ограничивает некоторое геометрическое тело, отделяет это тело от остальной части пространства.
Определение: Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, называется многогранной поверхностью или многогранником.
-Многие строения в окружающем нас мире, в частности, пирамида Хеопса, имеют форму многогранников. Поэтому для лучшей эксплуатации и моделирования зданий нужно изучить свойства многогранников.
Рассмотрим элементы на примере параллелепипеда.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
ГРАНИ – многоугольники, образующие поверхность
многогранника.
РЁБРА – стороны граней.
ВЕРШИНЫ – концы ребер.
ДИАГОНАЛЬ - отрезок, соединяющий 2 вершины,
не принадлежащие одной грани.
Вопросы:
- Из чего состоит поверхность многогранника? (из многоугольников)
- Многоугольники – это…….. (грани)
- Что такое рёбра? ( стороны граней-отрезки)
- Вершины? (концы рёбер)
2) Многогранники бывают выпуклые и невыпуклые.
Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани. (рассмотреть в учебнике стр.60 рис.67).
Тетраэдр, параллелепипед, октаэдр – выпуклые многогранники.
На рис. 69 невыпуклый многогранник.
3)В школе изучаются многогранники, Эйлерова характеристика которых равна 2, то есть В – Р + Г, где В – число вершин, Р – число рёбер, Г – число граней.
многогранники | вершины | рёбра | грани | Эйлерова характеристика |
Тетраэдр | 4 | 6 | 4 | 4 – 6 + 4 = 2 |
Параллелепипед | 8 | 12 | 6 | 8 – 12 + 6 =2 |
Куб | 8 | 12 | 6 | 8 – 12 + 6 =2 |
4)
Закрепление нового материала
Уровень А:
Цель: Отработать навык решения простейших задач.
Методический комментарий для учащихся: решить задачу.
Дан квадрат. На нём как на основании построены куб и пирамида. Сколько вершин, рёбер, граней в полученном многограннике? Является ли он выпуклым?
Ответ: В = 9; Г = 9; Р = 16. Да.
Два тетраэдра имеют общую грань и расположены по разные стороны от неё. Сколько вершин, рёбер, граней в полученном многограннике? Является ли он выпуклым?
Ответ: В = 5; Г = 6; Р = 9. Да.
Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна 25см, а диагональ одной из его граней – 24см. Найдите длину ребра, перпендикулярного к данной грани.
Ответ: 7см.
4)
Уровень В
Цель: развивать умение анализировать, отработать решения задач.
Методический комментарий для учащихся: решить задачу.
1)
2)
Ответ: СС1 = ВВ1 = 13см.
3)
Ответ: АС1 = 26см.
4)
Уровень С:
Цель: развивать умение анализировать, ориентироваться в пространстве.
Методический комментарий для учащихся: решить задачу.
1)
Ответ: АВ = 8см, АС1 =
см.
2)
3)
Выходной контроль
Объясните, что такое : а) многогранник; б) поверхность многогранника.
Какой многогранник называется выпуклым?
Дан выпуклый многогранник. Что называют а) его гранью; б) его ребром; в) его вершиной?
Назовите известные вам многогранники.
а) Выпуклым или не выпуклым является каждый из них?
б) Сколько граней, рёбер и вершин у каждого?
5. Какое наименьшее число рёбер может иметь многогранник?
Домашнее задание:
П. 25; 26 Вопросы 1,2, к главе 3, стр. 77
Подсчитать Эйлерову характеристику в задачах из уровня А.
№ 295 (а, б) из учебника стр. 78.