Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ
УРОК ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ
Разработка
Кузнецовой В.В.
Тема урока: АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ.
ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ, БЛОК-СХЕМЫ
Цели и задачи:
Общеобразовательные цели:
-
установить уровень освоения обучающимися основных теоретических знаний и практических навыков по теме «алгоритмы и их исполнители»; повторить, более глубоко осознать учебный материал, обобщить его и систематизировать;
-
изучение форм записи алгоритмов и построение блок-схем алгоритмов;
-
проверка в игровой форме теоретических знаний по пройденным на уроках темам;
-
выявление обучающихся, владеющих теоретическими знаниями компьютерной грамотности;
-
формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);
-
обучение поиску и исправлению ошибок в заданных алгоритмах;
-
применение алгоритма на практике;
-
научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека;
-
повторить требования к поведению на уроке и правилами техники безопасности.
Развивающие цели:
-
установление причинно – следственных связей;
-
развитие кругозора обучающихся;
-
составлять простейшие алгоритмы;
-
формировать умение четко и ясно излагать ответы на вопросы;
-
развивать эмоции через создание ситуаций эмоциональных переживаний;
-
развивать творческие способности, алгоритмическое и логическое мышление обучающихся;
-
активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Воспитательные цели:
-
прививать интерес к информатике;
-
воспитывать веру в свои силы;
-
учить внимательно слушать задания педагога;
-
учить коллективной и самостоятельной работе.
Тип урока: обобщающий, проверка и коррекция знаний, умений и навыков, нестандартный урок.
Оборудование:
План занятия:
І. Организационный этап
ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока
ІІІ. Инструктаж по ТБ
IV. Актуализация опорных знаний
V. Работа по теме урока
VІ. Практическая работа
VІІ. Закрепление материала
VІІІ. Подведение итогов урока
Оформление
Интеллектуальная игра сопровождается презентацией с заданиями и ответами.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Приветствие
Учитель:
Добрый день, дорогие гости. Здравствуйте, ребята, садитесь. Поприветствуем наших любимых учителей. С каким настроением вы пришли на урок?
(СЛАЙД 2) Всем, Всем, Всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай учиться,
не мешай трудиться!
ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока
(СЛАЙД 3) Тема нашего сегодняшнего занятия: «Алгоритмы и их исполнители, формы записи алгоритмов, блок-схемы». Целью нашего занятия будет повторение понятий: «алгоритм», «исполнитель алгоритмов», «система команд исполнителя», в какой форме можно записать алгоритмы, а также, где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.
Итак, мы начинаем!
ІІІ. Инструктаж по ТБ
Прежде всего, ребята, повторим правила по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе. (СЛАЙД 4) (просмотр видеоролика)
Шуточные правила техники безопасности в кабинете информатики
-
Начинать работу строго с разрешенья педагога! И учтите: Вы в ответе за порядок в кабинете.
-
В куртках шубах и пальто не приходит к нам никто.
-
В грязной обуви, друзья, в кабинете быть нельзя.
-
В одежде мокрой не входить, руки тоже не мочить.
-
Шнуры, розетки, провода не надо трогать никогда.
-
Если ты хороший мальчик, то не суй в розетку пальчик, проводами не играй: неизвестно, есть ли рай?
-
Если где-то заискрит, или что-нибудь дымит, время попусту не трать - нужно взрослого позвать. Ведь из искры, знаем сами, возгореться может пламя.
-
Любит мышка, чтобы были руки чистыми, сухими. Лучше здесь не пить, не кушать, чтоб порядок не нарушить.
-
Бережливым быть умей, и по клавишам не бей, там, учтите этот факт, электрический контакт.
-
Мышка может другом стать, коль ее не обижать. Дрессируй ее умело, не крути в руках без дела.
-
Если вводишь ты "ответ", а компьютер скажет "нет", по дисплею не стучи, лучше правила учи!
-
Остальное всем известно:
Чтоб не вскакивали с места,
Не кричали, не толкались,
За компьютеры не дрались.
IV. Актуализация опорных знаний
1. Историческая справка: (СЛАЙД 5)
Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.
2. Повторение понятий по теме «Алгоритмы» (СЛАЙД 6) Поговорим о командах. Например, я говорю: «Данил, посмотри в окно», «Сядьте ровно», «Денис, улыбнись». Приятно, что вы меня слушаетесь. Мои предложения похожи на команды, т. е. предложения, побуждающие к действию. Тот, кто выполняет команду, называется исполнитель. Исполнителем может быть человек, животное, компьютер. В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
Приведем примеры исполнителей: стиральная машина, светофор, утюг, мобильный телефон.
Ученики на уроке – исполнители. Они выполняют команды учителя: Посмотрите на доску. Откройте учебники. Запишите решение задачи. Дрессированная собака – тоже исполнитель. Она выполняет команды хозяина: Сидеть! Встать! Рядом!
Компьютер – тоже исполнитель. Он выполняет команды, которые ты ему подаешь, например:
Включить компьютер. Запустить программу. Развернуть окно программы на весь экран. Завершить работу программы.
(СЛАЙД 7) Назовите исполнителей следующих видов работ:
-
уборка мусора во дворе;
-
перевозка пассажиров;
-
выдача заработной платы;
-
стирка белья;
-
решить задачу;
-
обучение детей.
V. Работа по теме урока (СЛАЙД 8)
1. Понятие «Алгоритм».
Когда мы шаг за шагом по плану выполняем все команды, таким образом, решаем нужную задачу. Учитель: “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Умный человек знает: чтобы добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? (Ученики: Нужно составить план). А детальный план действий – это и есть алгоритм.
(СЛАЙД 9) Выполнять команды шаг за шагом по определённому плану – называется выполнить алгоритм. Алгоритм – это план достижения цели (решения задачи), состоящий из шагов. В нём обозначены начало и конец. Шаги алгоритма - это команды, они выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу. Тогда и будет решена поставленная задача.
(СЛАЙД 10-12) В нашей повседневной жизни мы решаем огромное количество задач, самой разной сложности. Однако, некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы даже не считаем их задачами. Например, «купить хлеб», «собраться в школу», «закрыть дверь на ключ» и т. п.
Мы с вами иногда тоже так поступаем, строим планы на каждом шагу: съем яблоко, потом погуляю, потом надо бы уроки сделать, а после … нет, сначала надо книжку дочитать.
Учитель: Такой план действий-команд в большинстве случаев называют алгоритмом выполнения действий.
На уроках русского языка вы делаете звуко-буквенный анализ слова. Выполнение этого задания напоминает алгоритм.
На уроках математики нам приходится решать задачи. Алгоритм работы над задачей позволит ее решить. Но алгоритмы мы выполняем не только при изучении школьных предметов, а и в повседневной жизни, причем очень часто. Например, по дороге в школу нужно перейти дорогу. Или собрать сумку перед отъездом на выходные домой, пришить пуговицу и т.д. Приготовление блюда – тоже выполнение алгоритма.
2. Способы записи алгоритмов
(СЛАЙД 13) Рассмотрим способы записи алгоритмов.
(СЛАЙД 14) Программный способ – это алгоритм для компьютера.
(СЛАЙД 15-16) В начале урока я отдавала словесные команды, также их можно записать как памятку по математике или русскому языку (словесно-формульный способ записи алгоритма).
(СЛАЙД 17) А можно команды алгоритма записать с помощью геометрических фигур, т.е. блок - схемы. Вспомним элементы блок-схемы. Основные элементы - блоки для оформления программы.
(СЛАЙД 18) Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление и повторение. Виды алгоритмов:
-
Линейный – все действия выполняются последовательно.
-
Разветвляющийся – выполнения действий зависит от условий.
-
Циклический – действия повторяются многократно.
(СЛАЙД 19-21) Примеры алгоритмов разного вида
Практическая (коллективная) работа на электронной доске. Наступило время потренироваться в составлении алгоритмов. Дети работают на интерактивной доске в режиме MS Office (для нумерации используют электронный маркер, инструмент «Перо»), поочередно выходят к доске. (СЛАЙД 22) Составить словесный алгоритм к сказке «Репка».
(СЛАЙД 23-24) Усложняем задание. Найти ошибку.
(СЛАЙД 25) Составим алгоритм «Лепим снеговика» (пронумеровать последовательность действий).
(СЛАЙД 26) Составим блок-схему «Скушай конфетку».
(СЛАЙД 27) Алгоритмы встречаются и в сказках. Дописать алгоритм «Направо пойдешь…»
(СЛАЙД 28) Дописать алгоритм с ветвлением «Выбор обуви».
(СЛАЙД 29) Составить алгоритм «Вымой руки».
(СЛАЙД 30) Давайте приготовим яичницу. Передвижение объектов-действий по электронной доске.
(СЛАЙД 31) ФИЗКУЛЬМИНУТКА для глаз. Каждая физминутка – это и есть алгоритм. В предложенной физминутке есть словесные команды – устные и письменные, а также графические иизображения команд.
VІ. Практическая работа на компьютерах
(СЛАЙД 32-33) 1. Практическая работа. Задание: Расставь порядок действий и допиши алгоритм.
ЗАДАНИЕ: №1-2 - пронумеруй шаги алгоритма. № 3-4 - допиши алгоритм.
(СЛАЙД 34-46) А мы пока с учителями вспомним устное народное творчество, задание: по предложенному алгоритму угадать пословицу.
(СЛАЙД 47-48) 2. Проверка работы.
VІІ. Закрепление материала
Задание 1. Игра «Закончи предложение»
1. Последовательность выполняемых действий называют ... (алгоритмом).
2. Каждое отдельное действие алгоритма - ... (команда).
3. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно, называется ... (линейным).
4. Запись алгоритма с помощью геометрических фигур - ... (блок-схема).
5. Исполнителем алгоритма может быть ... (человек или другой объект, который умеет точно выполнять команды алгоритма).
Задание 2.
1. Побудительное предложение. (Команда)
2. То, что нужно составлять в повседневной жизни для того, чтобы рационально распределить время и успеть сделать всё, что запланировано. (План)
3. Алгоритм, составленный для компьютера. (Программа)
4. Элемент блок-схемы. (Блок)
5. Тот, кто выполняет алгоритм, называется ... (исполнитель)
6. Что выполняет исполнитель на каждом этапе алгоритма? (действие)
VІІІ. Подведение итогов урока.
Кого бы вы хотели похвалить на уроке? За что? Кто сам себя хочет похвалить? Покажите пальчиками ту оценку, которую вы бы поставили сами себе.
- Действительно вы сегодня молодцы.
Вы, надеюсь, не скучали?
Нам пора урок кончать
Лишь осталось пожелать
Всем учиться, не лениться,
Чтоб отметками гордиться,
Чтобы дневника страницы
Украшала цифра 5