Конспект урока по «Информатике и ИКТ»
Класс: 6
Урок: №3
Тема: Отношения объектов и их множеств. Круги Эйлера. Практическая работа в Paint №3.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний об измерении информации;
Контроль ЗУН;
Формирование представления об отношениях между объектами и их множествами;
Формирование навыков работы с кругами Эйлера.
Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядно- демонстрационный
План урока
Организационный момент (2 мин)
Повторение и закрепление (7 мин)
Самостоятельная работа (4мин)
Новый материал ( 20 мин)
Домашнее задание ( 2 мин)
Практическая работа на пк (15 мин)
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, определить отсутствующих.
Попреветствовать учеников.
Повторение и закрепление материала прошлого урока.
Опрос учащихся с места по основным определениям раздела:
Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.
Имя любого файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения.
Документ – файл, содержащий данные (рисунки, тексты).
Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью прикладных программ (приложений).
Файл характеризуется свойствами:
Рассмотрим, какие бывают типы файлов:
Исполняемые
Текстовые
Графические
звуковые
Папка – группа файлов, объединенных по некоторому принципу, имеющая имя.
Файловая система – это совокупность условий и правил, определяющих способ организации файлов на носителях информации.
Бит — единица измерения количества информации, равная одному разряду в двоичной системе счисления.
-
Задача 1.
Укажите правильный ответ. 512 бит – это:
Кбайт
-
256 байт
50 байт
Решение:
1 байт = 8 бит
Переведем 512 бит в байты, для этого нужно
512 : 8 = 64 байт
Ответ: 64 байт
Задача 2
1Кбайт – это … Выберите правильный ответ:
1000 байт
8 бит
1024 бит
1024 байт
Ответ: 1024 байт
Задача 3
81 920 бит – это:
80 Кбайт
10 Кбайт
8 Кбайт
1 Мбайт
Решение:
Переведем биты в байты, для этого, имеющееся количество информации разделим на 8:
81 920 : 8 = 10 240 (байт)
Теперь переведем байты в Кбайты:
10240 :1024 = 10 (Кбайт)
Ответ: 10 Кбайт
Самостоятельная работа (4мин)
Самостоятельная работа №2
Вариант1
Наименьшая единица измерения информации – это
(укажите правильный ответ)
Запишите несколько действий, которые можно совершать с объектом операционной системы Файл.
Сколько байт в слове бит?
Самостоятельная работа №2
Вариант 2
Сколько бит содержится в одном байте?
(укажите правильный ответ)
Запишите несколько действий, которые можно совершать с объектом операционной системы Папка.
Сколько бит в слове байт?
Новый материал ( 20 мин)
Слайд 1
Человек может рассказать не только о признаках объекта, но и об отношения, в которых этот объект находится с другими объектами.
Отношение – это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты.
Слайд 3-5
Рассмотрение примеров отношений между объектами:
Родители присматривают за ребенком;
Корабль плывет по морю;
Вершина слева находится дальше.
Слайд 6
Обобщение примеров:
Присматривают, плывет, дальше – и есть отношения между объектами.
Слайд 7
Все отношения условно можно разделить на три группы:
Отношения, связывающие два объекта
Отношения, связывающие один объект с множеством объектов;
Отношения, связывающие два множества объектов.
Слайд 8
Рассмотрим пример отношения между двумя объектами:
Колизей находится в Риме.
Слайд 9
Рассмотрим пример отношения, связывающего один объект с множеством объектов. Гепард является хищником
Слайд 10
Рассмотрим пример отношения, связывающего два множества объектов.
Черешни и персики –это плоды.
Слайд 11
Отношения между объектами можно изобразить графически:
Пример 1.
Пусть про населенные пункты А, Б, В, Г, Д, Е известно, что некоторые из них соединены дорогами, как показано на слайде.
Рисунок на слайде называется схемой отношений.
Пример 2: приходится сыном.
Слайд 12
Учащиеся пытаются привести примеры отношений трех изученных видов.
Слайд 13
Графически множества удобно представлять с помощью кругов Эйлера.
Круги Эйлера— геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления отношения между множествами объектов.
Если множества А и В имеют общие элементы, то говорят, что эти множества пересекаются. (Пример: множество электронных писем и множество писем на русском языке)
Если множества не имеют общих элементов, то говорят, что они не пересекаются. (множество компьютерных устройств ввода информации и множество компьютерных устройств вывода информации)
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, и наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны. (множество равносторонних прямоуголиников и множество квадратов)
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В – подмножество А. (множество учеников и множество шестиклассников)
Решим задачу
№4
Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера. Понятия:
Конструктор
Игрушка
Заводная игрушка
Заводной автомобиль
Решение: игрушка – конструктор – заводная игрушка – заводной автомобиль.
Домашнее задание ( 2 мин)
Просмотреть и выучить записи в тетради:
Укажите правильный ответ. 512 бит – это:
Кбайт
-
256 байт
50 байт
Решение:
1 байт = 8 бит
Переведем 512 бит в байты, для этого нужно
512 : 8 = 64 байт
Ответ: 64 байт
1Кбайт – это … Выберите правильный ответ:
1000 байт
8 бит
1024 бит
1024 байт
Ответ: 1024 байт
81 920 бит – это:
80 Кбайт
10 Кбайт
8 Кбайт
1 Мбайт
Решение:
Переведем биты в байты, для этого, имеющееся количество информации разделим на 8:
81 920 : 8 = 10 240 (байт)
Теперь переведем байты в Кбайты:
10240 :1024 = 10 (Кбайт)
Ответ: 10 Кбайт
Отношение – это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты.
-
-
Круги Эйлера— геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления отношения между множествами объектов.
-
Если множества А и В имеют общие элементы, то говорят, что эти множества пересекаются.
Если множества не имеют общих элементов, то говорят, что они не пересекаются.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, и наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В – подмножество А.
№4. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера. Понятия:
Конструктор
Игрушка
Заводная игрушка
Заводной автомобиль
Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера.
№1. Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.
№2. Понятия: космическая система, Земля, Марс, Солнце, Солнечная система.
Повторить единицы измерения информации
4. Практическая работа на пк
Практическая работа №3 в графическом редакторе Paint.
Тема: Графическое представление множеств и отношений между ними с помощью кругов Эйлера и схемы отношений при помощи инструментов графического редактора Paint.
Задание 1
Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера. Понятия: горячий чай, чай, чай с лимоном.
Задание 2
Задание 3 (дополнительное)
Нарисуйте зимний пейзаж.
Изобразите каждый элемент по отдельности и соберите в единый сюжет.
15