СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике «Защита информации. Антивирусная защита»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока по информатике на тему «Защита информации. Антивирусная защита».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике «Защита информации. Антивирусная защита»»

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж











Конспект урока по информатике

«Защита информации. Антивирусная защита»







Преподаватель: Вильданова А.В.

















Стерлитамак, 2018





Дата проведения: 11.04.2018

Группа: ПДО-24/1

Обоснование выбора

Значение информатики с каждым годом в жизни каждого человека возрастает, что обуславливает потребность в получении новых знаний в этой области.

Методы обучения на уроке:

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы — использование презентации Power Point.

Организация учебной деятельности с учётом личностно — ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

  • стимулирование учащихся к высказываниям;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Презентация Power Point используется на данном уроке в качестве демонстрации. Использование информации на слайдах позволяет учащимся не терять время на обдумывание вопросов.









Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «защита информации», «компьютерный вирус» и методами борьбы с компьютерными вирусами.

.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с понятием «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,

  • применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Воспитательные: воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, воспитание информационной культуры, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению

Тип урока:

урок изучения нового материала

Вид урока:

комбинированный

Метод обучения:

репродуктивный, частично-поисковый.

Материально техническое оснащение урока:

компьютеры, проектор, презентация по теме «Защита информации. Антивирусная защита», экран.

Применяемые педагогические технологии:

  • использование мультимедиа в качества средства обучения (на всех этапах урока);

  • элементы поисковых технологий (постановка и решение проблемы поиска);

  • элементы развивающих технологий (формирование мотивации через профильность обучения информатике, углубление интереса к предмету и выбранной профессии).

План урока:

1) Организационный момент (2 мин)

2) Изучение нового материала (28 мин)

3) Тестирование (10мин)

4) Итоги урока (3 мин)

5) Домашнее задание (2 мин)


Ход урока

1) Организационный момент

Приветствие учеников, сообщение темы и цели урока (слайд 1-2)

2) Изучение нового материала

Учитель: Большое огорчение любому человеку доставляет потеря, какой-то ценной вещи. Представьте себе, что вы потеряли абсолютно новый телефон или какое-нибудь украшение, о котором вы так долго мечтали и вот, наконец, то купили его себе. Или деньги данные вашими родителями на подарок другу или подруге. Вам будет очень неприятно, и вы будите переживать по этому поводу. Но эти потери, какими бы они не были крупными восполнимы, притом сравнительно быстро. А теперь представьте себе, что вы потеряли мамину записную книжку, в которой находились все адреса, телефоны, даты рождения ее друзей и ваших родственников. Потеряв информацию, вы просто разорвали связь с этими людьми, и для того чтобы ее восстановить придется затратить значительно большое количество времени. Другой пример потери информации: потеря документов, паспорта, кредитной карточки. Любой такой документ содержит конфиденциальную информацию, часто секретную. Потеря или кража документов может привести к невосполнимым потерям, зачастую и к криминальным, если вовремя не обратиться в полицию. Для этого существуют определенные методы предосторожности для обеспечения сохранности документов, например, некоторые люди хранят свои документы в сейфах.

В наше время все большая часть информации хранится в цифровом виде, на компьютерных носителях. Оказывается, это обстоятельство не упрощает, а усложняет проблему защиты информации.

Причем эта проблема принимает настолько глобальный характер, что государством принимаются специальные законы о защите информации, создаются новые службы, которых не было раньше.

Учитель: В 1997 году Госстандартом России разработан ГОСТ основных терминов и определений в области защиты информации. В этом документе дано следующее понятие защищаемой информации:

Защищаемая информация – информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. (слайд 3 )

Главная мысль определения состоит в том, что всякая информация является чьей- то собственностью, как и материальная собственность. Поэтому защита информации государственными законами рассматривается как защита собственности. Собственником информации может быть частное лицо, группа лиц, юридическое лицо, т.е. официально зарегистрированная организация.

Учитель: Виды угроз для цифровой информации.

Цифровая информация – информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется средствами ИКТ

Можно различить два основных вида угроз для цифровой информации:

    1. Кража и утечка информации

    2. Разрушение, уничтожение информации (слайд 4)

В том же ГОСТе дается следующее определение защиты информации:

Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. (слайд 5)

Утечка информации – представляет собой кражу информации или копирование бумажных документов, прослушивание телефонных разговоров. С развитием компьютерных сетей появился новый канал утечки - кража через сети. Если компьютер подключен к глобальной сети, то он потенциально доступен для проникновения в его информационную базу извне. В такой утечке информации заинтересованы конкретные лица, например СМИ, конкурирующие организации, хакеры очень часто любят взламывать различные базы данных. Развившаяся за последние десятилетия телефонная сотовая связь также не лишена этих проблем. По мнению специалистов, невозможно со стопроцентной гарантией обеспечить безопасность в этой сфере.

Учитель: Согласно данным примерам разрушение информации может быть несанкционированным и непреднамеренным различие между этими воздействиями, в чем же различие? Попробуем разобраться. .(слайд 6)

Несанкционированное воздействие – это преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц, не имеющих на это права (санкции). К этой категории угроз относится деятельность людей, занимающихся созданием и распространением компьютерных вирусов – вредоносных программных кодов, способных нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя. (слайд 7)

Видео https://www.youtube.com/watch?v=Tnz2ZqtNdOA

Учитель: Признаки заражения

  • прекращение работы или неправильная работа ранее функционировавших программ

  • медленная работа компьютера

  • невозможность загрузки ОС

  • исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого

  • изменение размеров файлов и их времени модификации

  • уменьшение размера оперативной памяти

  • непредусмотренные сообщения, изображения и звуковые сигналы

  • частые сбои и зависания компьютера и др.(сдайд 8)

3) Тестирование. Учитель: Откройте файл «тест по информатике на тему «Защита информации. Антивирусная защита»» и пройдите тест.

4). Итоги урока.

Учитель: Итак, ребята, какую тему мы с вами сегодня изучали? (ответы учащихся).

Учитель: С какими понятиями мы сегодня познакомились? (ответы учащихся).

Учитель: Что такое компьютерный вирус? (ответы учащихся).

Учитель: Какие программы могут защитить компьютер от компьютерных вирусов? (ответы учащихся).

4) Домашнее задание.

Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:

1. История создания и развития компьютерных вирусов.

2. Основные типы вирусных программ.

3. Обзор антивирусных программ.

4. Особенности антивирусных программ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!